Фолкнер – один из крупнейших писателей XX века, возможно,
самая значительная фигура в литературе минувшего столетия. «Фолкнер – это бог!»
– восторженно заявлял в письме к критику М. Каули французский прозаик Ж.П.
Сартр.
Сам Фолкнер говорил: «Я сказал бы так – и, надеюсь, это
правда: единственная школа, к которой я принадлежу, к которой хочу
принадлежать, – это школа гуманистов».
Уильям Катберт Фолкнер родился 25 сентября 1897 года в
городке Нью‑Олбани (штат Миссисипи) в семье управляющего делами университета
Марри Чарлза Фолкнера. Позже семья переехала на север штата, в город Оксфорд,
где писатель, если не считать нескольких поездок, прожил большую часть своей
жизни.
Мальчик учился не блестяще и в семнадцать лет бросил школу.
Он пошел работать в банк своего дедушки. Уже тогда он не только рисовал, но и
начал сочинять стихи. С началом Первой мировой войны Уильям подал заявление о
приеме в армию. Однако ему отказали из‑за малого роста (1,67 метра). Но в 1918
году он все же осуществил свою мечту и стал военным летчиком. Фолкнер оттачивал
свое летное мастерство в канадских Королевских военно‑воздушных силах в
Торонто. Правда, участия в военных действиях он не принимал: при подготовке
Уильям попал в авиационную катастрофу.
После службы в армии Фолкнер возвращается в родной город. По
желанию больного отца Уильям поступил в Оксфордский университет, где с успехом
овладевал испанским и французским языками. Кроме того, он работает
почтмейстером в том же университете. Заявление об уходе с этой работы он
сформулировал оригинально: «Пока я живу при капиталистической системе, я готов
подвергать свою жизнь влиянию требований денежных людей. Но пусть я буду
проклят, если я собираюсь быть на посылках у каждого странствующего негодяя,
который может потратить два цента на почтовую марку».
В 1919 году с публикации стихотворения «Дневной сон фавна»
состоялся литературный дебют Фолкнера. В 1924 году он опубликовал мало кем
замеченный сборник стихов «Мраморный фавн». Перебравшись в Новый Орлеан,
Фолкнер познакомился с писателем Шервудом Андерсоном. Андерсон сказал ему: «Вы,
Фолкнер, деревенский парень. Все, что вы знаете, – это маленький кусочек
земли там, в Миссисипи, откуда вы вышли. Впрочем, этого тоже достаточно».
В 1925 году, по его совету, Уильям перешел от поэзии к прозе
и начал писать роман «Солдатская награда» (1926). Этот роман проникнут
очевидным неприятием империалистической войны. Герой романа – летчик, в
результате ранения утрачивает многие человеческие черты, и его смерть – лишь
завершение процесса угасания человеческой личности.
В 1927 году осуществилась юношеская мечта Фолкнера – он
женится на Эстелл Олдхэм Франклин, в которую был влюблен еще в школе. Эстелл
перед этим развелась с первым мужем, от первого брака она имела двоих детей.
Еще одного ребенка она родила от Фолкнера.
В том же 1927 году вышел роман «Москиты». Он интересен тем,
что прототипом одного из героев книги служит Ш. Андерсон, с которым Фолкнер к
тому времени уже прервал все отношения.
Большая часть произведений писателя посвящена людям
маленького округа Йокнапатофа, созданного его фантазией в родном штате Миссисипи.
Фолкнер даже определил население этого округа в 6298 белых и 9313 негров,
нарисовал его карту и поставил под ней горделивую подпись: «Уильям Фолкнер,
единственный владелец и хозяин».
Фолкнер говорил: «У меня не было намерения писать
историческое полотно, я просто использовал подходящие инструменты, которые были
под рукой. Я воспользовался тем, что знал лучше, то есть местность, где родился
и жил большую часть моей жизни. Это как плотник, – когда делает забор, он
использует молоток, который лежит рядом».
История Йокнапатофы и Джефферсона началась с романа
«Сарторис» (1929). В этом романе определился в большей или меньшей степени круг
социальных и нравственных проблем, которым будет посвящено все творчество
писателя.
Фолкнера как художника интересовал, прежде всего, человек в
его взаимосвязи с обществом, как он сам говорил: «…человек в конфликте с самим
собой, со своим собратом, со своим временем, с местом, где он живет». Его
интересовали душевные качества человека, моральные ценности, которыми он обладает
или должен обладать.
Широкую известность писателю приносит экспериментальный
роман «Шум и ярость» (1929), самый новаторский в творческом наследии писателя.
Как пишет Я.Н. Засурский: «В романе «Шум и ярость» Фолкнер
дает три субъективные точки зрения на одни и те же события и подводит итог им в
заключительной части, сопоставив в ней внутренние монологи братьев Компсонов с
реальными фактами жизни.
По существу, Фолкнер рассказывает одну и ту же историю
четыре раза, но так и не доводит ее до конца. Он хочет сделать эту историю
частью настоящего, частью потока сознания героев, в который должен войти
читатель, чтобы ощутить изнутри их мир. И это придает определенный
релятивистский характер роману…»
Интересную оценку роману Фолкнера дал Жан‑Поль Сартр. Он
утверждал, что Фолкнер стремится создать нечто подобное движению,
остановленному во времени: «У Фолкнера никогда нет прогресса, ничего, что может
прийти из будущего. Настоящее не содержит в себе будущих событий, которых мы
ожидаем… ничто не происходит, все уже произошло. Это позволяет нам понять
странную формулу одного из героев: «Я не есть. Я был»».
Сартр уподобляет монолог героя Фолкнера падению самолета в
воздушную яму: «В каждом пункте сознание героя падает в прошлое и поднимается
опять, чтобы упасть снова. Настоящее не существует, оно становится. Все было».
Приемы, найденные в этом романе, Фолкнер использовал и в
своем следующем романе «На смертном одре» (1930).
Следующий роман писателя «Святилище» (1931) воспринимается
как крик отчаяния, безнадежности в пустыне, именуемой современным обществом.
Здесь Фолкнер показал гангстера Пучеглазого, человека жестокого и бездушного.
«Но, – говорил Фолкнер, – для меня он еще одно потерянное
человеческое существо. Он стал символом зла в современном обществе по совпадению,
но я пишу не об идеях, не о символах, а о людях».
Возможно, самым художественно совершенным произведением
Фолкнера является роман «Свет в августе» (1932). Во главе охоты, которая
заканчивается варварски жестокой расправой над главным героем Джо Кристмасом, стоит
Перси Гримм, законченный образец расиста. О нем Фолкнер сказал, что он фашист,
«который спасает белую расу, убивая Кристмаса. Я придумал его в 1931 году. До
тех пор пока Гитлер не появился в газетах, я не сознавал, что создал наци
раньше, чем он».
В романе «Авессалом, Авессалом!» (1936) Фолкнер дал
глубокое, беспощадное и художественно убедительное исследование легенды о
«славном» прошлом Юга.
Следующий роман писателя «Непобежденные» (1938) посвящен
событиям гражданской войны, а главным героем вновь становится полковник Джон
Сарторис.
Конец этого плодотворного творческого периода отмечен
дилогией «Дикие пальмы» (1939) и романом «Сойди, Моисей» (1942) – фамильной
хроникой в шести повестях.
В эти годы писатель проводил большую часть времени в
Голливуде: с целью заработка он писал сценарии для компании «Метро‑Голдвин‑Мейер».
Мучимый тоской по дому, большую часть свободного времени, которое оставалось от
работы, Фолкнер проводил в запоях и потому постоянно лечился от алкоголизма.
В 1942 году появляется рассказ «Медведь», один из лучших в
мировой литературе. Сам Фолкнер говорил об этом сочинении так: «Это вещь
символическая. Это история не только мальчика, но каждого человеческого
существа, которое вырастает, чтобы соревноваться с землей, с миром. Медведь представляет
собой не зло, а процесс устаревания… Мальчик узнает от этого медведя не о
медведях, – он узнает о мире, о человеке. О мужестве, о жалости, об
ответственности».
В романе 1948 года «Осквернитель праха» писатель наиболее
четко и зрело выразил свое мнение о проблеме расовых отношений.
В 1949 году Фолкнеру присуждают Нобелевскую премию «за его
значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие
современного американского романа».
В речи при вручении ему высокой награды Фолкнер говорил о
долге и ответственности писателя: «Я отказываюсь верить в вырождение человека…
Я верю, что человек не только вытерпит, но и победит… Долг писателя, долг поэта
– писать об этом. Почетная обязанность писателя – помогать человеку переносить
все тяготы, возвышая его дух, напоминая ему о мужестве, и чести, и гордости, и
сострадании, и жалости, и жертвах – обо всем, что было его славой в прошлом.
Слово поэта не должно быть простой записью дел человеческих – оно должно быть
прочной опорой, помогающей человеку выстоять и победить».
Долгое время воплощая в литературе «американскую мечту»,
Фолкнер показал целые поколения аристократов духа – Сарторисов, Компсонов,
Маккалемов. Позднее писатель покажет распад благородных родов и семей. Их место
займет беспринципный Флем Сноупс. Первый роман трилогии о семье Сноупсов
появился в 1940 году, а затем вышли «Город» (1957) и «Особняк» (1959).
Б. Грибанов отмечает: «Именно Флем Сноупс, человек без чести
и совести, без принципов и убеждений, без человеческих эмоций и слабостей,
хитрый, пронырливый, точно знающий, что в окружающем его мире ценятся только
деньги и ничто другое, именно Флем Сноупс в отличие от многих героев Фолкнера –
рефлексирующих идеалистов вроде Гэвина Стивенса, пытавшегося бороться со
Сноупсом и сноупизмом, – оказывается человеком, приспособленным для
современного американского общества, для этого опустошенного мира, в котором
человеческие ценности подменены духом торгашества и холодного расчета».
И все‑таки восхождение Сноупса прерывается победой мелкого
буржуа, потомка местных старожилов, который защитит традиционные ценности.
Вскоре после выхода своего последнего романа «Похитители»
(1962) Фолкнер во время конной прогулки упал с лошади. Три недели спустя, 6
июля 1962 года, он умер от тромбоза в санатории в Байхелиа (штат Миссисипи).