В своей философской работе «Бытие и ничто» Сартр пишет:
«Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах: он ответствен за мир и за
самого себя как за определенный способ бытия… Поэтому в жизни нет случайности.
Ни одно общественное событие, возникшее внезапно и увлекшее меня, не приходит
извне: если я мобилизован на войну, это есть моя война, я виновен в ней и я ее
заслуживаю. Я ее заслуживаю прежде всего потому, что мог уклониться от нее –
стать дезертиром или покончить с собой. Раз я этого не сделал, значит, я ее
выбрал, стал ее соучастником».
Жан‑Поль Шарль Эмар Леон Эжен Сартр родился 21 июня 1905
года в Париже. Его отец, Жан‑Батист Сартр, морской офицер, умер, когда мальчику
было немногим более года, и Жан‑Поля воспитывала мать, двоюродная сестра
Альберта Швейцера. Мать и сын были настолько привязаны друг к другу, что даже
спали в одной комнате «Я поверял ей все», – писал позже Сартр. Бабушка
считала Жан‑Поля гением, мать – будущим великим писателем.
После смерти отца мать переехала к родителям в Медон, под
Парижем. С 1911 года они снова жили в Париже, в семье деда, Шарля Швейцера,
известного филолога‑германиста, директора и создателя Института современного
языка. Дед настолько привязался к своему внуку, что решил обучать его дома, не
дожидаясь, пока мальчик подрастет. Он пригласил к нему учителей, хотя сам Сартр
позднее писал, что главным учителем для него стала обширная библиотека в
дедовом доме.
В автобиографической повести «Слова» (1963) он так
рассказывал о своем детстве: «Когда мне было семь или восемь лет, я жил с
овдовевшей матерью у бабушки с дедушкой. Бабушка была католичка, а дедушка –
протестант. За столом каждый из них подсмеивался над религией другого Все было
беззлобно: семейная традиция. Но ребенок судит простодушно: из этого я сделал
вывод, что оба вероисповедания ничего не стоят».
В 1917 году мать вновь вышла замуж, и они переехали в Ла‑Рошель.
Но уже через три года Жан‑Поль снова возвратился в Париж и поступил в
престижный лицей Генриха IV. Уже в то время у него проявились литературные
способности, и он начал писать статьи и публиковать их в столичных журналах.
К пятнадцати годам Жан‑Поль уже твердо усвоил, что отношения
между людьми так или иначе связаны с насилием. Исторические события только
укрепили подростка в этом мнении. В 1959 году Сартр вспоминал: «Мы знали – мы,
люди моего возраста, – между детством и отрочеством два периода священного
насилия. В 1914 году – война: нам сказали, что она справедлива и что Бог за
нас. В 1917 году – русская революция. Со временем у нас немного открылись
глаза, и к 1919 году мы возложили надежды на нее… Мы были пропитаны насилием
наших отцов… Когда я поступил в Нормальную школу, никто не осмелился бы
сказать, что надо отказаться от насилия. Нас беспокоило, прежде всего, как его
направить и ограничить… Эта проблема до сих пор существует для нас: мы никогда не
выйдем за ее пределы».
Будучи с 1924 года студентом философского факультета Высшей
Нормальной школы, Жан‑Поль много читал. В 1928 году, за год до окончания школы,
он познакомился с Симоной Бовуар. Позже она рассказывала: «У него приятный
голос и большой репертуар, на ежегодном празднике школы он выступает в ревю в
роли Г. Лансона, директора школы, автора стандартного учебника по истории
французской литературы, поет свою партию на мотив «Прекрасной Елены» Оффенбаха,
причем с большим успехом. Американский джаз, негритянские «спиричуэлс» – его
страсть».
Выяснилось, что они стремились к одной и той же цели:
развенчать буржуазные ценности и создать новую философию, в основе которой
лежала бы аутентичность. Бовуар была педантичным философом и заставляла Сартра
оперировать неопровержимыми аргументами. Он всю жизнь полагался на ее
редакторское чутье и острый ум. Они заключили договор, который для многих
современных пар стал образцом для подражания: быть вместе, оставаясь при этом
свободными.
После окончания Нормальной школы, Сартр проходил военную
службу в метеорологическом подразделении в Туре. После службы в армии он
преподавал философию в одном из лицеев Гавра. В 1933 году он уехал на год в
Германию на стажировку во Французский институт в Берлине. Здесь Сартр с особым
упорством штудировал труды Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера. С тех пор
Сартр стал приверженцем феноменологии Гуссерля, благодаря которой он строил
свое философское здание.
Сартр преподавал в лицеях Лана, Нейи. Вернувшись в 1937 году
в Париж, он продолжал заниматься преподавательской работой, но большую часть
времени он теперь посвящал литературе. Свой первый роман «Тошнота» (1938) Сартр
написал еще в Гавре, но опубликовал его только тогда, когда переселился в
Париж. В этом произведении он описал историю Антуана Рокантена, деятеля
французской культуры XVIII века. Историка Рокантена сначала тошнит от работы,
затем – от вещей и людей. И лишь дойдя до критической точки (когда тошнит от
самого себя), Рокантен достигает полной свободы. Он вынужден отныне придавать
смысл своей жизни собственными поступками: он приговорен к свободе.
Роман сразу же стал популярным, и его даже назвали книгой
года. В 1939 году выходит сборник рассказов «Стена».
В последние предвоенные годы также вышли в свет его
философские трактаты «Воображение» (1936), «Воображаемое» (1939), «Эскиз теории
эмоций» (1940).
С началом Второй мировой войны Сартра освободили от военной
службы из‑за слабого зрения, но он все же добился, чтобы его призвали в армию.
Правда, служил он недолго. Уже в 1940 году Сартр попал в плен и какое‑то время
находился в лагере для военнопленных, расположенном под Триром.
После освобождения по состоянию здоровья, он снова
возвратился в Париж и снова начал преподавать. Одновременно Сартр организовал
подпольную группу под девизом «Социализм и свобода». Вместе с Камю он работал в
газете французской компартии «Комба». Однако, несмотря на такую активную
общественно‑политическую деятельность, главным для Сартра оставались его
занятия литературой. Он много писал, в основном драматические произведения.
Чтобы отразить события современности, Сартр обратился к
греческим мифам. В пьесе «Мухи» он пересказал известную историю об Оресте,
Электре и Клитемнестре. В первую очередь Сартра интересовало даже не само
убийство Орестом Эгисфа – тирана, державшего в страхе Микены, – а
экзистенциальный аспект трагической ситуации, в которой оказался Орест. Орест
вынужден покинуть Микены, его поведение предопределено, оно продиктовано
обостренным чувством свободы: человек не имеет права надеяться на Бога и должен
всеми средствами бороться против любого режима, который ограничивает свободу
личности.
Следующая пьеса – «За запертой дверью» – представляет собой
беседу трех героев в преисподней. Пьеса написана в жанре традиционной комедии
XIX века, в основе которой, как правило, любовный треугольник. Тем не менее,
опираясь на столь облегченный материал, Сартру удалось подняться до серьезных
философских обобщений. Возможно, именно здесь ему лучше всего удалось высказать
и проиллюстрировать один из основополагающих тезисов экзистенциализма.
Когда немецкие власти поняли, что пьесы Сартра содержат
страстный призыв к борьбе, их постановка была запрещена.
Кроме драматических произведений Сартр писал также
философскую прозу. Именно, в годы войны он завершил труд «Бытие и ничто»
(1943), который становится настольной книгой для молодежи того времени.
«Для того чтобы понять, в чем сила и значение Сартра,
необходимо познакомиться с его философской работой «Бытие и ничто», –
считает Я. Цисарж. – Сартр утверждал, что сначала человек – ничто, и лишь
неустанное самосозидание может позволить ему стать кем‑то. Личность «осуждена
быть свободной», но в самой свободе заключена возможность так называемого
ангажированного поведения, т е. такого, которое предполагает активное участие в
жизни. Вряд ли будет преувеличением сказать, что понятие «ангажированности» –
активной общественной позиции – является ключевым в жизни и творчестве Сартра».
В 1945 году Сартр основал философский журнал «Современность»
и вместе с Камю стал во главе европейского экзистенциализма. Особенно
плодотворной стала литературная деятельность Сартра в послевоенные годы.
Шедевром Сартра называл Андре Жид его пьесу «Почтительная
потаскушка» (1946). Совесть не позволяет проститутке дать ложные показания
против негра – даже за большие деньги. Эта пьеса затрагивала проблемы расизма в
США и имела подчеркнуто политическую направленность.
«В драме «Грязные руки» (1948), которая обошла многие театры
мира, Сартр вновь обращается к политизированному сюжету – здесь с резкими
нападками он обрушился на коммунистический режим, – пишет Я.
Цисарж. – В «Троянках» мощно звучит его гневный протест против французской
колониальной войны в Алжире. Сартра практически не занимали эксперименты с
формой драматического произведения, он никогда не ставил перед собой задачи
изменить специфику театрального дела, не стремился придать своим работам особую
театральную изощренность, не выдвигал новых театральных идей – напротив, он
предпочитал использовать традиционные и проверенные сценические приемы, не
думая о том, что кому‑то они могут показаться устаревшими. И делал это
последовательно и целенаправленно, потому что главное для него –
содержательность, мысль, отточенность интеллектуальных формулировок,
философская сторона его пьес».
Несмотря на то что Сартр в драме «Грязные руки» изобличил
коммунизм в бесчеловечности, он, тем не менее, называл себя коммунистом,
считая, что только такая идеология может изменить мир. После окончания войны он
участвовал в создании политической партии левой ориентации, а с 1952 по 1956
год стал членом Коммунистической партии Франции, принимая самое деятельное
участие в движении левых сил. Венгерские события 1956 года заставили его
выступить со статьей «Призрак Сталина». Но его волновал не только «призрак
Сталина», но и призрак фашизма, возвращающегося во Францию под лозунгом «Алжир
– французский» и с его программой военного подавления освободительного движения
народа. Это тема самой знаменитой, пожалуй, его пьесы «Затворники Альтоны».
Шестидесятые годы – апогей популярности Сартра, и в 1964
году Шведская академия присудила ему Нобелевскую премию по литературе «за
богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество,
оказавшее огромное влияние на наше время».
И снова Сартр изумил аудиторию: он отказался эту премию
принять (сумма была довольно значительная – двадцать шесть миллионов франков),
чем вызвал самые разноречивые отклики. А он объяснил просто: не принял, потому
что это присуждение премии имело политический смысл и вполне определенный –
включение в буржуазную элиту человека, который всегда выступал против
буржуазии: «Если бы у нас было правительство народного фронта, я бы с
удовольствием принял от него премию», а так это означало возвращение «блудного
сына» в ряды буржуазии.
С возрастом позиция писателя стала еще непримиримей. Во
второй половине шестидесятых годов, когда разгорелась война во Вьетнаме, Сартр
стал председателем «общественного трибунала Рассела», целью которого было
расследование фактов геноцида во Вьетнаме.
В 1968 году Сартр приветствовал демонстрации парижских
студентов. Но правительство де Голля довольно быстро навело порядок, а писатель
окончательно махнул рукой на коммунистов, обвинив их в том, что они «боятся
революции».
Чуть раньше он присоединился к основанному английским ученым
Б. Расселом антивоенному движению ученых, впоследствии названному Пагуошским.
Весной 1970 года Сартр стал главным редактором маоистской
газеты «Народное дело» с целью, как он сам рассказывал, в какой‑то мере
обезопасить своим авторитетом это издание от полицейских преследований.
В последние годы жизни писатель почти ослеп из‑за глаукомы.
Когда он не смог писать, то стал давать многочисленные интервью. В его доме
всегда было много друзей, поскольку Сартр любил беседовать с ними. Книги и
газеты ему читала вслух жена Симона.
Сартр умер 15 апреля 1980 года и был похоронен в Пантеоне. В
некрологе, опубликованном в день похорон, говорилось: «Он был нашим Жаном Жаком
Руссо».