«Мосфильм», 1975 г. В 2‑х сериях. Сценарий С.
Лунгина и И. Нусинова. Режиссёр Э. Климов. Оператор Л. Калашников. Художники Ш.
Абдусаламов и С. Воронков. Композитор А. Шнитке. В ролях: А. Петренко, А.
Ромашин, А. Фрейндлих, В. Лине, М. Светин, В. Райков, Л. Броневой, Г. Шевцов и
др.
Пожалуй, ни одна из «полочных» картин не рождалась так
мучительно и так долго. Работа над фильмом началась в 1966‑м. Снят он был в
1974‑м. Сдан в 1975‑м. Выпущен на экраны в 1985‑м. Режиссёр Элем Климов говорил
по этому поводу: «"Агония" — это половина моей жизни. Фильм круто
повернул всю мою судьбу. В работе над ним я вкусил все — и радость, и удачу, и
отчаяние. Если бы можно было рассказать всё, что приключилось на этом фильме и
вокруг него, то получился бы, наверное, настоящий роман…»
Предложение поставить
картину о царском фаворите Климов получил от самого Ивана Александровича
Пырьева: «Гришка Распутин! Это же фигура… Я тебя умоляю — достань и прочитай
протоколы допросов Комиссии Временного правительства, в которой работал Александр
Блок. И, самое главное, Распутина там не пропусти!»
Элем Климов хотя и не
сразу, но заданной темой вдохновился и предложил Александру Володину взяться за
сценарий. Володин отказался. Тогда режиссёр обратился к И. Нусинову и С.
Лунгину, авторам сценария фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход
воспрещён».
В мае 1966 года в
объединении «Луч» утвердили заявку на сценарий «Святой старец Гришка Распутин»
(«Мессия»). В августе на худсовете уже обсуждали сценарий. Он назывался
«Антихрист». «В первых моих фильмах у меня обозначился крен в сатиру, —
рассказывал Климов. — Он дал себя знать и в „Антихристе". Фильм
задумывался в фарсовом ключе. У нас было как бы два Распутина. Один — как бы
„подлинный" Распутин. Другой — фольклорно‑легендарный. Образ „фольклорного
Распутина" складывался из невероятных слухов, легенд, анекдотов, которые в своё
время ходили про Распутина в народе. Тут всё было преувеличено, шаржировано,
гротескно. Будто бы, будучи немецким шпионом, он самым невероятным образом
пробирался в царский дворец, пролезал чуть ли не через ночной горшок
императрицы, попадал через тайный ход за линию фронта и т.д. и т.п.».
Обсуждение сценария
на худсовете прошло «на ура». Пырьев был доволен: «Давно не читал такого
профессионального сценария. Жанр вещи выдержан точно. Фарс есть фарс. Сегодня
это наиболее интересный, удобный и умный взгляд на последние дни Романовых.
Распутин выведен в сценарии как положительный характер. И это хорошо. В нём
есть неуёмная сила народная. Эта сила существует не только в Распутине, но есть
и в народе. Народ показан мудрым — рассказы, легенды, притчи…»
30 августа 1966 года
литературный сценарий «Антихрист» был представлен на утверждение в Главную
сценарно‑редакционную коллегию (ГСРК).
Штатные редакторы его
забраковали. Е. Сурков, главный редактор ГСРК, предложил авторам доработать
сценарий: «Фильм о Распутине может и должен стать фильмом о необходимости
революции, о её не только неотвратимости, но и доброте, справедливости. Короче,
это должен быть фильм, который расскажет о том, от чего спасла Россию партия в
Октябрьские дни и чем была царская Россия, против которой вели борьбу
большевики».
Началась переделка
сценария. Фильм дважды запускали в производство, но затем по требованию
начальства все работы прекращались. Прошло несколько лет. Климов снял «Спорт,
спорт, спорт», запустился с новым сценарием «Вымыслы», написанным по мотивам
русских народных сказок. Когда он вернулся в Москву с поисков натуры, его
вызвал Ермаш, только что сменивший Романова на посту председателя Госкино, и
предложил вернуться к работе над «Агонией».
Казалось бы, теперь
всё пойдёт как по маслу. Но не тут‑то было. 19 апреля 1973 года студия
представила режиссёрский сценарий. В который раз ГСРК потребовала переделок.
За роль Распутина
боролись такие титаны сцены, как Анатолий Папанов, Евгений Лебедев, Михаил
Ульянов. В результате решили, что в Петренко всё же больше, чем у других,
природного гипнотизма.
На роль царя Николая
претендовали К. Лавров, мхатовские актёры Ю. Пузырев, Н. Засухин. Климов
рассудил следующим образом: «Лавров популярен и любим зрителем. Кроме того, он
чересчур бытовой. У Ромашина плывущие, зыбкие глаза, как должно быть в
картине». Так роль досталась Ромашину, и, надо сказать, сыграл он её
блистательно.
В конце августа 1973
года съёмочная группа выехала в киноэкспедицию в Сибирь, снимать «Покровское»,
родное село Распутина.
Буквально с первых же
дней съёмок захандрил Петренко: то живот прихватило, то голова кружилась, то
зуб болел. Дело дошло до того, что однажды у Климова не выдержали нервы, и,
когда в очередной раз актёр стал жаловаться на зубную боль, режиссёр сам вырвал
у него больной зуб. А потом с Петренко случился сердечный приступ: он упал на
съёмочной площадке, и у него изо рта пошли пузыри. Артист пришёл в себя, но
сниматься категорически отказался. Экспедицию пришлось сворачивать.
24 августа киношники
покинули Тюмень и передислоцировались в Ленинград, где должны были сниматься
основные натурные эпизоды фильма. Там группа пробыла почти два месяца — до 12
октября, после чего благополучно вернулась в Москву, чтобы заняться
павильонными съёмками. Они оказались не менее сложными, чем съёмка натурных
объектов. И здесь порой тоже напряжение достигало такой точки, что некоторым
актёрам становилось плохо. Например, так было с актрисой Нелли Пашенной. Она
играла баронессу Н. Пытаясь спасти арестованного мужа, она отправляется к
Распутину. В кадре актрисе предстояло обнажить грудь. Для Пашенной это было
поступком. Когда сцена была снята, она потеряла сознание.
В январе группа
отправилась в очередную экспедицию в Ленинград, чтобы в течение двух с
половиной месяцев снять там натурные эпизоды, относящиеся ко 2‑й серии. Однако
снять намеченное в полном объёме не удалось, поскольку 18 марта внезапно слёг
на больничную койку Алексей Петренко.
Петренко вышел на
съёмочную площадку в начале апреля. Тогда в 6‑м мосфильмовском павильоне
снимали объекты «кабинет Распутина» и «дворец Юсупова» (в последней происходило
убийство великого старца заговорщиками). Однако сил Петренко не хватило даже на
пару недель. В ночь на 12 апреля ему снова стало плохо — его сразил сердечный
приступ. И съёмки снова встали. Они возобновятся только в мае и продлятся до
июля.
В двух экспедициях
успели снять довольно много, и, сложив вчерне этот материал, Климов решил
показать его самому суровому судье — своей супруге Ларисе Шепитько. Увидев на
экране подлинные интерьеры, настоящие костюмы, впечатляющую фактуру, актёров,
которые не фальшивят даже в «сверхсостояниях», она горячо сказала: «Ребята, всё
идёт нормально! Наращивайте! И не сворачивайте!»
10 октября 1974 года
Климову передали из Госкино перечень поправок для обязательного исполнения.
Режиссёр сопротивлялся но не все удавалось отстоять. Например, требование
убрать цесаревича исходило от самого Ермаша: «Ты в своём уме? Как мы можем
этого мальчика, которого на Западе возвели в ранг святого мученика, показывать?
Это же значит — под дых бить. Тогда надо все объяснять, всю историю объяснять:
а за что их вообще казнили… а так, мимоходом, нет, не пойдёт!..»
Но больше всего, конечно,
страшил начальство момент возможных аллюзий. В картине был эпизод в котором
Вырубова по поводу царского премьера Горемыкина тяжко вздыхала: «О Боже, Боже!
В таком возрасте и править такой страной!» Ермаш, уловив намёк на кремлёвских
старцев, сразу сказал Климову: «Умоляю тебя! Умоляю! Вырежи это немедленно,
чтобы даже за пределы монтажной не вышло!»
Фильм «Агония» был
закончен в чистовой редакции в 1975 году. Но на экран картину ещё долго не
выпускали. Ходили слухи, что кто‑то из высшего партийного руководства её
посмотрел и остался недоволен.
Однажды к Элему
Климову подошёл Андрей Тарковский и попросил показать фильм. Зал дали только на
восемь утра, но Андрей пришёл. После просмотра он сразу же сказал: «Ты погиб,
Элем». — «Почему?» — «Ты погиб, потому что „Агония" отошла от стереотипов
советского исторического фильма. Тебе этого не простят…»
Пророчество
Тарковского сбылось. В течение трех лет картина лежала без движения. Была
полная неопределённость.
В 1978 году фильм
вернули Климову на доработку. Позволили что‑то доснять, перемонтировать.
Воспользовавшись случаем, режиссёр кое‑что улучшил. А кроме того, ввёл цитату
Ленина, снял своего друга Юрия Карякина и Ларису Шепитько в эпизоде. Только‑только
он успел все это закончить, как появилась книга о Распутине «У последней черты»
Валентина Пикуля и разразился грандиозный скандал. «Агонию» решили на экран не
выпускать.
Пять лет Климову
ничего не давали снимать. Только после трагической гибели в автокатастрофе
Ларисы Шепитько ему позволили завершить начатую женой картину «Прощание с
Матёрой».
Наконец появился свет
о конце туннеля. Климову было предложено сделать два варианта «Агонии». Один —
полный, для заграницы. Другой (усечённый на час) — для советского зрителя.
Режиссёр согласился только на полный вариант.
«Агония» была продана
за рубеж в 1981 году, показана во Франции, США, других странах. На
кинофестивале в Венеции картина получила приз ФИПРЕССИ.
Но на советском
экране «Агония» появилась лишь весной 1985‑го. Киновед Нея Зоркая отмечала:
«Яркая актёрская работа А. Петренко, сложный портрет последнего самодержца
российского, выполненный А. Ромашиным, режиссёрское решение, вобравшее в себя
лучшие традиции советского историко‑революционного фильма, — все это
обеспечило фильму „Агония" устойчивый успех».