«Мосфильм», 1969 г. Сценарий М. Слободского,
Я. Костюковского, Л. Гайдая. Режиссёр Л. Гайдай. Оператор И. Чёрных. Художник
Ф. Ясюкевич. Композитор А. Зацепин. В ролях: Ю. Никулин, А. Миронов, А.
Папанов, Н. Гребешкова, С. Чекан, В. Гуляев, Н. Романов, Н. Мордюкова, С.
Светличная, А. Файт, Г. Шпигель.
Зрители любят весёлые, смешные комедии. Любят и детективные
фильмы — с острой интригой, с головокружительными приключениями. Режиссёр
Леонид Гайдай, писатели Морис Слободской и Яков Костюковский создали комедию,
пародирующую детектив. Цветной и широкоэкранный «кинороман в двух частях из
жизни контрабандистов с прологом и эпилогом» получился остросюжетным и занимательным,
смешным и ироничным. «Бриллиантовая рука» по праву считается одной из лучших
комедий в истории отечественного кинематографа.
Сюжет фильма не такой
уж и выдуманный. Яков Костюковский вычитал в одной из газет историю, связанную
с контрабандой драгоценностей. Правда, там всё происходило не в Стамбуле, а в
Альпах, где‑то на границе Италии…
Когда сценарий был
утверждён, в киногруппу Гайдая выстроилась очередь: костюмеры и декораторы,
операторы и осветители были уверены, что съёмки запланированы в какой‑нибудь
заграничной стране. Но Гайдай решил снимать Стамбул в Баку, а приморский
городок — в Адлере.
Сценарий
«Бриллиантовой руки» Костюковский и Слободской писали под Юрия Никулина. В
студийной заявке отмечалось: «…На этот раз мы совместно с режиссёром Гайдаем
решили временно отказаться как от нашего героя Шурика, так и от популярной
троицы… Юрий Никулин будет играть уже не Балбеса, а центральную комедийную
роль. Это будет скромный служащий отнюдь не героического вида и нрава, волею
обстоятельств попадающий в самую гущу опасных приключений…»
В одном из интервью о
съёмках фильма Леонид Гайдай рассказывал, что всячески стремился уйти от
«питкинизма» (так он шутя называл нагромождение нереальных и надуманных
положений, в которые то и дело попадает небезызвестный комедийный персонаж
мистер Питкин). Герой «Бриллиантовой руки» — Семён Семёнович Горбунков,
скромный экономист из «Гипрорыбы», — абсолютно реален, правдив. Авторы
фильма шли от жизненной ситуации, порой лишь чуть‑чуть её утрируя. «Я не трус.
Но я боюсь», — говорит Семён Семёнович.
Надо сказать, что
Юрий Никулин вначале скептически отнёсся к сценарию «Бриллиантовой руки»:
«Очень странная история. Драгоценности ввозят в Союз, а не наоборот».
В результате в фильме
Гайдая снялась вся семья Никулиных. Жена актёра Татьяна Николаевна появилась в
эпизодической роли экскурсовода, а десятилетний сын Максим сыграл «святого»
мальчика с ведёрком и удочкой, которого Граф (Миронов) встречает на острове.
Летние каникулы были
в разгаре, и Никулин‑младший с энтузиазмом согласился на роль. Но эпизод долго
не давался ему. Когда Миронов только замахивался ногой для удара, он уже
начинал падать в воду. Чувствовалось, что Максим ждёт удара. Так сняли семь
дублей. Наконец Гайдай громко объявил: «Все, в следующем дубле Андрей не будет
бить Максима, а просто пройдёт мимо».
А Миронову Гайдай
тихонько шепнул: «Бей, как раньше. И посильнее».
Максим спокойно
нагнулся с удочкой и внезапно получил сильный пинок… Он упал в воду и почти
закричал: «Что же вы, дядя Андрей?!» Эпизод был снят.
В Адлере съёмочная
группа жила в гостинице «Горизонт», в подвале которой оборудовали костюмерную и
реквизиторскую. В реквизиторской хранили «двойника» Никулина — сделанную из
папье‑маше фигуру Горбункова. Её должны были сбрасывать с высоты пятьсот метров
при съёмке эпизода, когда Семён Семёнович вываливался из багажника «Москвича»,
подвешенного к вертолёту. Чтобы фигура не пылилась, её накрыли белой простыней.
Подметая подвал,
уборщица приподняла простыню и обомлела. Перед ней лежал Никулин. Придя в себя,
она выбежала наверх. Через час весть о «смерти» любимого артиста разлетелась по
всему городу.
Узнав об этом,
Никулин позвонил в Москву и предупредил мать, чтобы она не беспокоилась. И
правильно сделал, ибо через день весть о его «трагической гибели» уже достигла
и столицы.
В «Бриллиантовой
руке» Никулин с блеском исполнил «Песню про зайцев». Юрий Владимирович не
ожидал, что эта песня станет столь популярной.
Второй актёрский
сюрприз фильма — Андрей Миронов. Здесь он во всю силу развернулся в роли
острокомедийной, гротесковой. Его Геша Козодоев, по прозвищу Граф, —
авантюрист‑неудачник, то и дело попадающий впросак, — сыгран с таким
блеском! Отточенный жест, выразительная мимика, виртуозная лёгкость и пластика
движений.
Сейчас мало кто
знает, что на роль Козодоева претендовали также Вицин, Носик, Рудин и Пуговкин.
После «Бриллиантовой
руки» Андрей Миронов стал всенародно любимым актёром, как писали, судьба
протянула ему свою «бриллиантовую руку». Открылся новый искромётный комедийный
талант.
Вот бежит он по
восточному городу в сияющем костюме и говорит заморской проститутке: «Ай‑лю‑лю
потом! Найн, нихт, нет! Ни в коем случае! Что ей надо, я тебе потом скажу!
Леди, сеньора, фрау, мисс! К сожалению, ничего не выйдет. Руссо туристо —
облико морале, ферштейн?!» И виртуозная импровизация навсегда войдёт в фольклор
советского путешественника…
Блестящий концертный
номер — исполнение Мироновым песенки об Острове Невезения. На седьмой день
увлекательного путешествия на белом лайнере в южном море под синим небом он
скажет Горбункову: «Сеня, про зайцев — это не актуально!» И тут же эффектно
выдаст джазовую мелодию. Юрий Никулин рассказывал: «Интересно, что его песню
Гайдай хотел убрать, хотя фонограмма была уже записана. „Получается вставной
номер", — говорил он. Но мы всей группой упрашивали его оставить песню.
Когда эпизод стали снимать и Миронов под фонограмму начал танцевать, для меня
стало просто открытием то, как он двигается. А когда сделали первый дубль, вся
съёмочная группа аплодировала. Мы были удивлены и поражены, его выступление
захватило всех. Но и в каждом следующем дубле он находил что‑нибудь новое,
импровизировал».
На роль второго
бандита‑контрабандиста Лёлика пробовались Папанов, Пуговкин. Худсовет выбрал
Анатолия Папанова.
Кто же он, этот
великовозрастный Лёлик? По роли — матёрый рецидивист, правая рука самого «шефа»
и даже, страшно сказать, «вор в законе»… По иронии авторов вся безграничная и
суровая власть Лёлика распространяется только на Графа. Многие выражения этого
героя стали крылатыми: «Если человек идиот, то это надолго», «Нет такого мужа,
который хотя бы на час не мечтал стать холостяком», «Бить буду аккуратно, но
сильно!», «Чтоб ты жил на одну зарплату!», «За чужой счёт пьют даже трезвенники
и язвенники»…
По законам
детективного жанра рецидивист Лёлик должен вызывать у зрителя чувство страха,
омерзения, неприязни. Реакция зала при его появлении на экране всегда
однозначна — смех. Ещё больше симпатий вызывает Граф. Даже жулики у Гайдая, как
заметил один из критиков, «жизнерадостно спешат к своему краху…». Так бывает
только в игре.
У Папанова долго не
получалась сцена на рыбалке, когда его Лёлик выныривает из воды. После
очередного неудачного дубля замёрзший Папанов, высунувшись из воды, рявкнул в
сердцах на ассистента: «Идиот!» Это было случайно заснято, а потом Гайдай
вставил эпизод в картину.
Нонна Мордюкова тоже
предстала в непривычном образе. Её «общественница» из ЖЭКа по фамилии Плющ
обрисована средствами тонкой, разящей сатиры. («Может, там собака — друг
человека, а у нас управдом — друг человека». «Наши люди в булочную на такси не
ездят!». «А если не будут брать — отключим газ». «Все эти годы он маскировался
под порядочного человека».)
Удивительное дело, но
редакторы студии именно игру Нонны Мордюковой объявили неудачной. Об этом,
например, говорили режиссёры Столпер, Арнштам, Рязанов, критик Туровская, а
также Кремнев, Соколовская. Гайдай всё же отстоял в фильме Мордюкову, и её
образ получился одним из самых ярких.
По сценарию
управдомша Плющ в разговоре с женой Горбункова заявляла: «Я не удивлюсь, если
завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу». Вышестоящее начальство,
посмотрев картину, сказало: «Вот вы подняли еврейский вопрос, но никак его не
решили».
Гайдай недоумевал —
это же шутка. После объяснений режиссёра, что еврейскую проблему он и не думал
затрагивать, начальство предложило: «Ну скажите хотя бы: „Тайный дом
свиданий"». — «Я знаю, что в нашей стране есть синагоги, — сказал
Гайдай, — но вот насчёт тайных домов свиданий ничего не слышал». В конце
концов синагогу заменили на любовницу.
Супругой главного
героя Горбункова хотели стать Нина Гребешкова и Ия Саввина. Предпочтение было
отдано Гребешковой, жене Гайдая. Роль ей не очень нравилась: «Ну что здесь
можно играть, все какое‑то бело‑розовое…» Леонид Гайдай отреагировал тут же: «А
такая и должна быть жена!»
В первоначальном
варианте сценария эпизод, где жена будит пьяного Горбункова, выглядел иначе.
Семён Семёнович должен был проснуться оттого, что ему на голову упала картина.
Специально сделали мягкую раму, но картина не желала падать правильно. Сцена не
получалась. И тогда актриса предложила: «Ведь он работяга и привык просыпаться
в семь утра по звонку будильника. Давайте я заведу будильник и поднесу к его
уху». Так и сняли.
Когда «Бриллиантовая
рука» вышла на экраны, Гайдаю пришло письмо. Зритель хвалил игру Гребешковой и
писал: «Именно такой и должна быть настоящая жена!» «Ну вот, видишь, а ты
играть не хотела!» — произнёс довольный режиссёр.
И ещё несколько
забавных историй, связанных со съёмками «Бриллиантовой руки».
Леонид Гайдай любил
поэта Михаила Светлова. Но ни в одной его картине стихи поэта не звучали. Тем
не менее имя Михаила Светлова присутствует в «Бриллиантовой руке» — как
название парохода. Изначально пароход носил имя «Победа», но его ради картины
закрасили. Потом, правда, краску смыли и «Победу» вернули.
В титрах фильма
мелькнула фраза, сочинённая Гайдаем: «Киностудия благодарит граждан,
предоставивших для съёмок золото и бриллианты». После просмотра к режиссёру
подходили зрители и интересовались: «И многие давали свои бриллианты?»
На съёмках
«Бриллиантовой руки» серьёзно потрудились гримёры. «Было очень жарко, и грим
приходилось освежать гораздо чаще обычного, — рассказывает художник Мария
Чиглякова. — Так, например, Мордюкову зрители увидели первый раз с
короткими волосами именно в „Бриллиантовой руке". Это, конечно, парик. Ведь
Мордюкова не делала коротких стрижек. Для создания образа женщины‑вамп тоже
понадобились искусственные волосы. У Светличной, наоборот, тогда были короткие волосы.
Для неё сделали шиньон. Что касается макияжа, то он соответствует тогдашней
моде — длинные ресницы и большие глаза. Потребовались небольшие изменения и
Никулину — закрашивали седые волосы».
В одном из эпизодов
Горбунков поскальзывается на арбузной корке с криком «Чёрт побери!» Сначала
Никулин приземлялся на надувной матрац под цвет асфальта. Падал актёр уверенно,
но не столь красиво, как того хотелось режиссёру. После нескольких неудачных
дублей Леонид Каневский, сыгравший в фильме контрабандиста‑аптекаря, предложил
свои ноги. На Каневского надели брюки, туфли и носки Никулина, и он мастерски
поскользнулся. Так что нога в кадре его, а не Никулина.
Страшная абракадабра,
которой ругается контрабандист — герой Каневского, — зашифрованное
послание тогдашней его возлюбленной, позже ставшей супругой. Если вслушаться,
то можно разобрать, как контрабандист несколько раз повторяет «Березина
куманит!» Березина — фамилия супруги Каневского.
Анну Сергеевну
(Незнакомку) выбирали из трех актрис: Светланы Светличной, Эвы Киви из Эстонии
и Юдиной. Но прежде эта эпизодическая роль была предложена Кларе Лучко. «В
„Бриллиантовой руке" у меня была только фотопроба, — вспоминает
Лучко. — Я шла по студии, навстречу шёл Гайдай. Он окликнул: „Клара,
хочешь попробоваться в мою картину?" Я говорю: „Знаешь, в купальнике мне
сниматься не очень". „Ну давай попробуем!" Мне дали какой‑то купальник,
рассказали сцену. Я попробовалась для фото, и все. Роль мне показалась
несерьёзной. Уехала сниматься в другой картине. Когда вернулась, Светличная уже
была утверждена».
Актриса Светлана
Светличная, из чьих уст вырвалась знаменитая фраза «Не виноватая я! Он сам
пришёл!» впервые в истории советского кино показала на экране чувственный
стриптиз. Но по приказу начальства кадры со стриптизом при показе на
телевидении безжалостно вырезались.
В финале Никулина по
голове бьёт крюк подъёмного крана. Это не режиссёрская находка — так
получилось. Юрий Владимирович, несмотря на сильную боль, доиграл эпизод до
конца.
В первых кинопробах
(кстати, рабочее название фильма «Контрабандисты») свои песни Миронов и Никулин
исполняют на пароходе. Но затем решили песню Никулина перекинуть в ресторан.
При монтаже убрали гида, ностальгирующего по родине. Сильно была сокращена роль
Мордюковой, блуждание Миронова по лабиринту за границей. Предлагалось вырезать
и весь эпизод с рыбной ловлей. Здесь Гайдай пошёл на хитрость: он предложил
композитору Александру Зацепину написать для сцены с рыбалкой музыкальный
фрагмент. На повторном просмотре члены худсовета заметили, что после сокращений
сцена смотрится намного лучше. Гайдай только улыбался: рыбную ловлю он вообще
не сократил!
В прокате 1969 года
фильм «Бриллиантовая рука» занял первое место, на его сеансах побывали 76,7
миллиона зрителей! Цифра невероятная для современной России.