Одним из эпизодов,
имевших на премьере наибольший успех, был подъем экипажем красного флага. На
выпускавшейся тогда плёнке нельзя было воспроизвести красный цвет. Он получался
черным. Снимали белый флаг. Но, поколебавшись, Эйзенштейн решился на копии,
которая предназначалась для демонстрации в Большом, покрасить флаг в красный
цвет, и сделано это было кисточками. Сто восемь кадриков. Это была трудная
работа, но эффект получился необыкновенный!
13 декабря 1925 года
«Правда» сообщила, что 21 числа в Большом театре состоится торжественное
заседание центральных, советских, профессиональных и партийных организаций,
совместно с делегатами XIV партсъезда и что после торжественного заседания
состоится демонстрация нового фильма «1905 год».
К счастью для
создателей фильма, торжественное заседание перенесли на 24 декабря. Однако и в
день премьеры в Большом театре монтаж последних частей «Броненосца» не был ещё
завершён. Александров вспоминал: «Эйзенштейн всё еще продолжал работать в
монтажной. Я раздобыл себе мотоцикл и подвозил в Большой театр коробку за
коробкой. К счастью, после каждой части начинался антракт. Но когда я вёз
последний ролик, мотоцикл заглох. Это произошло на Красной площади. О том,
чтобы завести его, нечего было и думать… До театра оставалось всего метров
пятьсот. Мы оказались на месте перед началом последнего антракта. Часть попала
в проекционную ещё до того, как зажгли свет».
Успех премьеры
«Броненосца „Потёмкина"» был огромный. Аплодисментами взорвался зал Большого
театра. Долго стучали смычками скрипок музыканты из оркестра Файера. Музыка к
фильму была скомпонована из увертюры Литольфа «Робеспьер», увертюры Бетховена
«Эгмонт» и симфонической фантазии Чайковского «Франческа да Римини».
19 января 1926 года
картина Эйзенштейна была выпушена на экраны двенадцати московских кинотеатров.
Фасад кинотеатра «Художественный» был превращён в модель броненосца. Перед
началом сеанса на «броненосце» появлялся горнист, играющий сигнал восстания.
Театр внутри был украшен морскими флагами и спасательными кругами. В центре
фойе установили модель броненосца «Потёмкин».
В прессе отзывы
носили только восторженный характер «О „Броненосце „Потёмкин"", надо не
говорить, а кричать» («Известия»). «Зрителю трудно расчленить своё впечатление:
что волнует его больше — сами факты, которые показаны в картине, или их
кинематографическое оформление. Здесь все находится в таком равновесии, в такой
слитности и спаянности, что отделить одно от другого невозможно… В „Броненосце"
всё сделано с большим умением, вкусом и настоящим темпераментом» («Правда»).
Новаторский вклад
«Броненосца» в развитие киноискусства был и в концентрации, нагнетании
эмоциональных средств воздействия решающих, ударных сцен («монтаж
аттракционов»), и в «неравнодушной природе», и в открытии новых законов
монтажа, дающих действию невиданную до того эмоционально‑взрывную силу. В
современном фильме 300—400 склеек, то есть раздельно снятых кусков, а в
«Потёмкине» их 1280!
Максим Штраух и
Сергей Эйзенштейн долго жили в одной комнате. Затем Штраух перевёз к себе свою
жену Глизер. И вот после триумфа «Потёмкина» домовый комитет на Чистых прудах
выделил Сергею Михайловичу отдельную комнату. О лучшем подарке великий режиссёр
не мог и мечтать.
За рубежом «Потёмкин»
имел головокружительный успех. Везде о нём говорили как о шедевре. Даже
английская «Дейли геральд» писала: «Потрясающая постановка! Наибольшее
впечатление картина производит своим трагическим реализмом».
Впервые в истории
кинофильм возбудил такие бурные политические страсти. В большинстве стран
Европы публичный показ картины был запрещён. В Германии вопрос о демонстрации
картины два раза вносился в парламент. В течение нескольких месяцев шла борьба,
и, наконец, во избежание общественного скандала правительство было вынуждено
разрешить демонстрацию фильма, но выпустило его на экраны с купюрами.
В подготовке премьеры
«Потёмкина» в Берлине принял участие и Эйзенштейн. Находясь в Берлине, режиссёр
несколько дней работал с композитором Эдмундом Майзелем, который написал
специальную партитуру для музыкального сопровождения фильма во время его
демонстрации.
Премьера «Потёмкина»
в Париже состоялась в ноябре 1926 года, на закрытом просмотре, устроенном
«Киноклубом Франции» в кинотеатре «Артистик» на улице Дуэ. На просмотре
присутствовали фактически только кинематографисты. По окончании просмотра
большинство зрителей аплодировали стоя. Среди самых больших энтузиастов,
смотревших фильм со слезами на глазах, оказались многие лучшие французские
режиссёры.
«Броненосец
„Потёмкин"» оказал своё влияние даже в тех странах, где у власти стояли
диктаторские режимы. В Италию прибыла одна копия фильма, но просмотры
устраивались только для строго избранной публики и кинематографистов. И именно
на «Потёмкине» формировалось мировоззрение зачинателей неореализма.
В Америке
«Броненосца» пыталась обезвредить цензура, но и в изрезанном виде он действовал
на умы и сердца. Большими поклонниками фильма были Дуглас Фэрбенкс и Мэри
Пикфорд. Американская киноакадемия признала «Броненосец „Потёмкин"» лучшим
зарубежным фильмом 1926 года.
«Вот теперь я в
первый раз готов признать, что театр должен уступить дорогу кино», —
сказал великий театральный режиссёр Макс Рейнгардт после просмотра шедевра
Эйзенштейна.
Критики разных стран
сравнивали «Броненосец „Потёмкин"» по уровню с «Илиадой» и с Девятой симфонией
Бетховена, и среди прочего был высказан призыв присудить этому фильму
специальную Нобелевскую премию по кино…