«Ленфильм», 1964 г. В 2‑х сериях. Сценарий Г.
Козинцева по трагедии Шекспира. Режиссёр Г. Козинцев. Оператор И. Грицюс.
Художники Е. Еней, Г. Кропачев, С. Вирсаладзе. Композитор Д. Шостакович. В ролях:
И. Смоктуновский, М. Названов, Э. Радзинь, Ю. Толубеев, А. Вертинская, В.
Эренберг и др.
В течение многих лет режиссёр Григорий Михайлович Козинцев
изучал творчество Шекспира. В 1954 году на сцене Академического театра драмы
имени Пушкина он поставил «Гамлета». Уже в то время режиссёр стремился показать
датского принца современным. Премьера прошла с успехом. А потом была издана
книга Козинцева «Наш современник Вильям Шекспир» — плод глубокого исследования
творчества писателя. Мыслям о «Гамлете» уделено в этой книге немало страниц.
Анализируя трагедию, Козинцев увидел в Гамлете борца за правду, против зла и
несправедливости.
Режиссёр готовил
фильм восемь лет. Он говорил: «Мы менее всего старались приспособить знаменитую
трагедию к кино. Для нас было важно сохранить на экране масштаб мыслей и чувств
произведения Шекспира». Поэтому главные темы фильма, положение Гамлета —
«человека среди чужих», образ «Дании‑тюрьмы», характер отношений, при которых
«можно улыбаться и быть злодеем», решаются истинно кинематографическими
средствами, подчёркиваются зрительной образностью, прекрасно воплощённой
режиссёром и оператором Ионасом Грицюсом.
В сценарий фильма
Козинцев перенёс мудрость, философскую глубину и красоту гениальной трагедии
Шекспира. Но все пережитое и продуманное режиссёром стало из мечты и идеи
реальностью только после того, как роль Гамлета сыграл Иннокентий
Смоктуновский.
У Козинцева не было
сомнений в вопросе, кто должен играть Гамлета. Выбор был сделан им задолго до
начала съёмок. Григорий Михайлович увидел молодого актёра Смоктуновского в
учебном фильме «До будущей весны» режиссёра Соколова и сразу был покорён его
необычайной творческой индивидуальностью. «Я вернулся домой и знал, что Гамлет
есть! И никаких сомнений, колебаний, фотопроб, кинопроб не было! Был Гамлет
только такой и никакой другой! Проблема моя как режиссёра заключалась в одном —
мне нужно было успокоить его, добиться того, чтобы он не сомневался. Как мог, я
пытался это сделать и считаю, что награждён за это сверх меры».
Козинцев веру в
Смоктуновского вдохнул. Согласившись играть Гамлета, Иннокентий Михайлович
отклонил немало лестных предложений от других режиссёров. В частности,
Тарковский предлагал ему роль Андрея Рублёва, а Бондарчук — Андрея Болконского.
В феврале 1962 года
работа над «Гамлетом» началась. Несколько месяцев предварительных, домашних
репетиций. Козинцев имел обыкновение писать актёрам письма во время работы — с
обобщениями, советами, своими соображениями. В этом смысле особенно важно
письмо, которое Смоктуновский получил вскоре после начала натурных съёмок.
Режиссёр предостерегал его от излишней мягкости, от вариации того, что уже
стали именовать темой Смоктуновского. Режиссёр напоминал о гневности, гордости
Гамлета. Отсутствием расслабленности, энергией, атакующим умом, «огромным
внутренним достоинством» (так писали о русском Гамлете английские критики),
Смоктуновский в немалой степени обязан этим советам.
По словам
Смоктуновского, этой роли он отдал не только силы и опыт, но и кусок жизни. К
счастью, он сыграл Гамлета в том возрасте, в каком его нужно играть. Лоренс
Оливье спросил Смоктуновского в 1966 году: «Сколько вам лет?» — «42
года». — «О, успел. Повезло! Потом сердце не выдерживает такой нагрузки…»
Гамлет Смоктуновского
— сильный, решительный человек. С самого начала он готов выполнить свой долг —
отомстить Клавдию. Человек в мире зла… Но человек, не смирившийся со злом, а
восставший против него, гибнущий, но не сломленный в этой борьбе. Идея Шекспира
— противление злу.
Для Смоктуновского не
существует «быть или не быть», для него существует только «быть». И поэтому
зрители не восприняли монолог «Быть или не быть» (кстати, в фильме он прозвучал
не полностью) как кульминацию сомнений и колебаний уже потому, что не
воспринимали Гамлета человеком колеблющимся и сомневающимся. Шекспир наделил
его огромной душевной волей и умственной энергией. Как справедливо замечал один
из критиков, «монолог Гамлета — Смоктуновского — это скорее трезвое осознание
ужаса жизни в „вывихнутом веке"».
Главная фигура,
олицетворяющая зло, — король Клавдий в исполнении Михаила Названова. Он
хитёр, притворно вежлив, держится покровительственно и учтиво улыбается в лицо
Гамлету в ответ на все его обвинения.
Полоний (Юрий
Толубеев) предстаёт перед нами очень ограниченным. Он даже не злой, он просто
глуп, и не зря Гамлет называет его «торговцем рыбой». Шекспир каждому
предопределил достойную его смерть. Полоний погибает как мелкий лазутчик и
осведомитель.
Большой актёр,
Толубеев с огромным успехом играл роль Полония в Театре им. Пушкина, а на
экране её совершенно перестроил. У него был сильно сокращён текст, но, когда
режиссёр говорил ему: «Давайте вставим реплики», Толубеев отвечал: «Для картины
это не нужно».
Хотя после спектакля
«Гамлет» прошло десять лет, Козинцев по‑прежнему дорожил его итогами.
Театральный Горацио целиком перенесён в кино (его роль в спектакле и фильме
исполнял В. Эренберг).
Офелию в фильме
Козинцева сыграла Анастасия Вертинская. Впоследствии она вспоминала: «У
Козинцева было цельное видение фильма и места в нём Офелии, он требовал от меня
замутнённого взора средневековых мадонн, советовал ходить в Эрмитаж, а я
смотрела в зеркало и не находила у себя замутнённого взора и считала себя
полной бездарью… Козинцев замечательно нашёл внешний облик моей Офелии, я стала
понимать значение скульптурности, графики роли…»
«Гамлет» — чёрно‑белый
фильм: кричащее разнообразие красок не шло, по убеждению постановщика,
трагическому жанру. После первых кадров опускаются огромные решётки в воротах
замка, и они поднимаются вновь, лишь когда из Эльсинора выносят тело мёртвого
Гамлета. Средневековый замок, созданный талантливым художником Евгением Енеем,
воспринимается как раззолоченная тюрьма. Особое место в фильме занимает музыка
Дмитрия Шостаковича, в которой прекрасно передан характер эпохи, дух событий,
составивших ткань фильма.
У Шостаковича уже
была музыка к спектаклю в Пушкинском театре, и Козинцев считал, что композитор
лишь оркеструет её по‑новому и кое‑что допишет. Однако Шостакович заявил: «Ни
одной ноты из этой музыки я не возьму!..» И он все сочинил заново.
«Гамлет» — костюмный
фильм, историческая картина. Нужно было создать эпоху, одеть действующих лиц в
костюмы, верные этой эпохе. Только над Гамлетом художник Сулико Вирсаладзе
работал два месяца.
Вопреки
первоначальной мысли Козинцева о «непокорной копне волос» и простой куртке,
Гамлет был причёсан и одет как лицо с трагическими полномочиями. Во всяком
случае, в чёрной складчатой блузе, тяжёлой, словно драпирующей тело, в белых
рубашках, с их вольными или торжественными воротниками, не было ничего просто
современного.
«Гамлет» вышел на
экран в 1964 году, к четырехсотлетию со дня рождения Шекспира. Фильм Козинцева
был первой русской экранизацией «Гамлета» (семнадцатой в мире). Любопытно, что
в то время как в СССР он занял в прокате лишь 19‑е место (его посмотрело около
21 миллиона зрителей), за границей его встретили с восторгом.
Настоящим испытанием
стал показ «Гамлета» Козинцева в Лондоне, на открытии недели шекспировских
фильмов в честь юбилея драматурга. Англичане сочли нашего Гамлета более
современным, чем даже Гамлет Лоренса Оливье.
Джеймс Кеннеди в
газете «Гардиен» писал: «Что же касается актёров, то я никогда не видел на
английской сцене (и даже в великолепном фильме Оливье, если уж на то пошло)
исполнителей ролей в „Гамлете", которые были бы столь впечатляюще
убедительными, как эти русские. Сам светловолосый Гамлет (Смоктуновский),
насторожённый, как туго натянутый лук, тонкокостный и чувствительный без
женственности беспокойный юноша, вырастающий по ходу действия в трагического
мужчину, — это было превосходной игрой».
Об успехе «Гамлета»
Козинцева свидетельствовали и награды, полученные фильмом на кинофестивалях в
Сан‑Франциско, Венеции, Сан‑Себастьяне, премия Британского киноинститута… С
«Гамлета» Козинцева Нью‑Йоркский линкольновский центр начал свои просмотры
лучших фильмов мира. Самым ярким свидетельством современности духа и мыслей
картины явилось присуждение ему Ленинской премии в 1965 году и многочисленные
письма зрителей.
По опросу зрителей
журнала «Советский экран» «Гамлет» и Смоктуновский стали победителями конкурса
на лучший фильм и лучшего актёра в 1964 году.