«КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА, ИЛИ НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА»
«Мосфильм», 1967 г. Сценарий Я. Костюковского,
М. Слободского, Л. Гайдая. Режиссёр Л. Гайдай. Оператор К. Бровин. Художник В.
Каплуновский. Композитор А. Зацепин. В ролях: А. Демьяненко, Н. Варлей, В.
Этуш, Ф. Мкртчян, Р. Ахметов, Ю. Никулин, Г. Вицин, Е. Моргунов и др.
15 июня 1965 года в творческое объединение «Луч» при
киностудии «Мосфильм» поступила сценарная заявка от Якова Костюковского и
Мориса Слободского. Вдохновлённые успехом кинокомедии «Операция "Ы"»,
они попросту придумывали новые похождения Шурика — Александра Демьяненко.
Будущий сценарий носил название «Шурик в горах» и состоял из двух новелл. В
первой — «Кавказская пленница» — речь шла о том, как студентка Нина приехала на
каникулы к своим родственникам на Кавказ, но была похищена местным начальником
Ахоховым. Но Шурик вызволяет девушку из рук похитителя.
Во второй новелле —
«Снежный человек и другие» — сюжет был такой: научная экспедиция под
руководством видного учёного ищет в горах снежного человека. Но группа даже не
догадывается, что за снежного человека себя выдаёт троица в лице Труса, Балбеса
и Бывалого, чтобы сбить со следа милицию. Однако Шурик и Нина разоблачают
прохиндеев.
26 октября сценарно‑редакционная
коллегия вновь собралась на заседание, чтобы обсудить сценарий под названием
«Шурик в горах». На этот раз он представлял собой сценарий полнометражного
фильма (новелл в нём уже не было), сюжет которого строился вокруг похищения
девушки.
Когда сценарий был
утверждён, неожиданно возникли проблемы с актёрами. Сразу два участника
легендарной троицы — Юрий Никулин и Евгений Моргунов — отказались от участия в
съёмках «Кавказской пленницы». Многое в сценарии, по их мнению, было натянутым.
Никулин заявил: «Мне это не нравится. Это — спекуляция на тройке». Леонид
Гайдай принялся убеждать его, что совместными усилиями они переделают сценарий,
внесут в него массу собственных трюков.
По первоначальному
замыслу «Кавказская пленница» должна была начинаться так. К забору подходит
Трус (Вицин), робко пишет большую букву «Х» и, озираясь по сторонам, убегает.
Затем появляется Бывалый (Моргунов) и уверенно выводит большую букву «У».
Заметивший это безобразие милиционер берётся за свисток. Однако Балбес
(Никулин) не тушуется, подходит к забору и дописывает: «…дожественный фильм».
Заставку эту потом вырезали, сочтя за хулиганство. И в начале фильма появился
Шурик на осле.
Долго не могли найти
актрису на роль студентки, комсомолки, спортсменки Нины. Гайдай предъявлял
строгое требование: «Девушка должна сразу же обратить на себя внимание».
Ассистенты привозили фотографии со всех концов страны, было сделано свыше
пятисот фотопроб.
Наталью Варлей
«открыл» режиссёр Георгий Юнгвальд‑Хилькевич (будущий автор «Д'Артаньяна и трех
мушкетёров»). В Одессе во время гастролей Московского цирка он обратил внимание
на красивую девушку‑канатоходку. Под самым куполом, балансируя на подвешенной
трапеции, Наталья Варлей отбивала ритмы испанских танцев. Режиссёр тут же
предложил ей главную роль в своём фильме «Формула радуги». Но худсовет её не
утвердил, и она сыграла лишь эпизодическую роль.
С первых же кинопроб
Варлей неожиданно для всех заставила пойти осла. «Как она заставила его пойти —
это у неё надо спросить», — удивлялся Александр Демьяненко.
Если трюковые эпизоды
давались молодой актрисе довольно легко, то с игровыми сценами дело обстояло
гораздо сложнее. «Она ничего не умела делать в кино, — вспоминал
Гайдай, — но был в ней природный артистизм, которому подвластно многое.
Кроме того, она отлично выполняла все трюки, а их немало в картине».
Натурные съёмки
проходили большей частью в Крыму. Вся съёмочная группа помогала юной актрисе
почувствовать роль. Так, в одном эпизоде героиня Варлей должна была несколько
минут заразительно хохотать. Никулин, Вицин и Моргунов, понимая трудность
момента, во время съёмки вдруг задрали майки и стали чесать животы, делая при
этом смешные гримасы. Дубль сняли весело и легко.
Варлей вспоминала:
«За лёгкостью и весёлостью приключений моей героини скрыты тяжёлый труд и
бесконечные репетиции… Все трюки я выполняла самостоятельно: ныряла в воду,
мчалась на машине. Когда работали над эпизодом, где я наезжаю на живую цепочку
из моих преследователей, перекрывающих дорогу, я должна была резко затормозить
у определённой линии перед кинокамерой. Репетируем — все получается. Начинаем
снимать — в последний момент тормоза отказывают… Машина остановилась в каких‑то
сантиметрах от оператора. Может, потому‑то фильм получился таким захватывающим.
Мне было тогда 19, и я не задумывалась о риске…»
Когда Варлей прыгала
в ледяную воду, её снимали крупным планом. Нырнув и проплыв метров тридцать,
Наталья выбиралась на берег, там её растирали спиртом и укутывали в одеяло.
А вот Демьяненко едва
не пострадал в эпизоде, когда его герой Шурик в спальном мешке плывёт по реке.
В одном из дублей страховщики, которые должны были в определённом месте
перехватить спальный мешок с Демьяненко, не сумели этого сделать, и поток понёс
актёра дальше. Пришлось организовать погоню. К счастью, через несколько
десятков метров спальный мешок с Демьяненко удалось поймать.
В «Кавказской
пленнице» немало актёрских удач. Прекрасно сыграл роль Саахова Владимир Этуш. В
противовес весёлой тройке для создания большего комического эффекта он был на
экране всё время серьёзен. «Гайдай хотел, чтобы Саахов был гротесковым,
пародийным, — рассказывал Этуш. — Я понимал его. Но не мог с этим
согласиться. Важен в этом смысле был наш спор с Гайдаем по поводу сцены, когда
Саахова, незадачливого жениха, героиня фильма Нина обливает вином. Гайдай
предлагал в этом эпизоде максимум эксцентрики. Я же предложил серьёзность. Ведь
мой Саахов серьёзен, он не понимает, как можно отвергать его ухаживания. Сцену
отсняли, и единственной уступкой Гайдаю остался цветок за ухом, который,
однако, лишь подчёркивал мою серьёзность, и это — я был счастлив убедиться —
дало нужный комический эффект…»
Летучая фраза «Шляп
сними!», как и многие другие, родилась по ходу съёмок.
Запомнился в
небольшой роли Джабраила Фрунзик Мкртчян. Однажды ему на помощь пришёл Никулин.
В одном из эпизодов герой Мкртчяна замечает, что в соседнем районе украли члена
партии. Начальство засопротивлялось. «Так нельзя. Такие слова. Да ещё с такой
подозрительной интонацией…» Тогда Юрий Никулин предложил: «Давайте я скажу, у
меня нет акцента, стало быть, и интонация будет другая…» Удивительно, но фраза,
сказанная Никулиным, прошла.
За каждый придуманный
актёрами трюк Гайдай расплачивался с ними шампанским. Говорят, что в итоге
Никулин заработал 24 бутылки, Моргунов — 18, а Вицин всего лишь одну, потому
что не любил шампанское. На самом деле трюков он придумал в фильме не меньше
своих партнёров.
Вот что говорил сам
Вицин: «Помните эпизод, когда мною вышибают дверь и я улетаю в окно? Я добавил
один штрих — Трус летит и кричит „Поберегись!" Или ещё одна импровизация —
когда я бегу за Варлей и пугаюсь упавшего с неё платка. Вроде бы мелочь, но
почему‑то зрители очень хорошо этот момент запомнили. А я просто шёл от образа
— раз Трус, значит, должен всего бояться, даже платка. Я также придумал сцену с
огурцом во время погони за нами Шурика на дрезине. Я пуляю из рогатки, огурец
остаётся в руках, а рогатка улетает. Но самая моя любимая находка — это „стоять
насмерть". Помните, когда мы втроём, взявшись за руки, перегородили дорогу
Варлей? И я бьюсь в конвульсиях между Моргуновым и Никулиным. Вот мне до сих
пор эту сценку все напоминают…»
В фильме есть эпизод,
где знаменитая троица попивает пивко.
— Жить, как
говорится, хорошо! — восклицает Трус.
— А хорошо жить
— ещё лучше! — замечает Балбес.
— Точно! —
авторитетно подтверждает Бывалый.
В этой сцене Вицину,
как и двум другим его приятелям, надо было заниматься тем, что написано в
сценарии, а именно: пить пиво. Но Вицин был убеждённый трезвенник. Пришлось
пиво заменить на шиповник. Вицин осушил пять кружек. И тут девушка, наблюдавшая
за съёмками, вдруг заметила: «Какое же это пиво! Пены‑то нет!»
Тут Никулин робко
предложил: «А может, в шиповник положить белой ваты? Будет как пена…» Вицин от
этого варианта отказался и в шестом дубле решил выпить настоящего пива. Как
говорится, искусство требует жертв.
Потрясающей фантазией
обладал Юрий Никулин. В одном из эпизодов Балбес лежит вытянувшись на кровати и
чешет себе пятку. Многие думают, что этот трюк получился с помощью монтажа. На
самом деле под одеялом был спрятан лилипут. «Эту идею принёс на съёмочную
площадку сам Юрий Никулин, — рассказывает директор музея Трех актёров
Владимир Цукерман. — А ему об этом трюке рассказала одна цирковая актриса.
Было это ещё в 60‑х. Никулин трюк запомнил и все ждал случая, чтобы вставить
его в комедию».
Ещё один эпизод
фильма. Шофёр Эдик делает Бывалому укол огромным шприцем. И снова автором идеи
был Никулин, который принёс из цирка шприц «Жане». Снимали эпизод следующим
образом. Камера брала крупный план Моргунова. Сзади между ног артиста поставили
табуретку, убрали сиденье и положили вместо него подушку. Именно в подушку и
втыкал шприц Руслан Ахметов. Рядом с табуреткой лежал Никулин. Как только игла
пронзала подушку, он хватался за иглу и раскачивал шприц то вправо, то влево.
К сожалению,
«Кавказская пленница» — последний фильм Гайдая с участием великолепной троицы.
В «Кавказской
пленнице» героиня Варлей поёт песню о белых медведях. Слова написал Леонид
Дербенев, и был очень хороший первый куплет: «Где‑то на белой льдине, там, где
всегда мороз, чешут медведи спину о земную ось».
Художественный совет
возмутился. Что это такое — медведи чешут? Тогда Дербенев предложил другой
вариант: «трутся спиной медведи». Конечно, первый вариант был лучше. Это ж
медведи! Они чешутся, а земля вертится. В этом свой юмор.
Забавный случай
приключился и с песней «Если б я был султан». Александр Зацепин написал музыку,
Костюковский и Слободской сочинили сатирические куплеты. Никулин её спел. Как
все радовались! И вдруг руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев приказывает: «Эту
песню выбросить. Она останавливает действие и сбивает ритм повествования».
Казалось, песня
погибла навсегда. Но кто‑то из окружения Пырьева посоветовал: «Пусть он остынет
и позабудет». Так и сделали. А через некоторое время опять показали Пырьеву ту
же песню, но сокращённую всего на один куплет об алкоголе. Авторы опасались,
что Иван Александрович возмутится и выгонит нас из кабинета. Но он одобрил:
«Это же совсем другое дело». Так песня осталась в фильме. А вот слова
выброшенного куплета:
Разрешит мне жена
Каждая по сто,
Итого, триста грамм ‑
Это кое‑что!
Но потом, на бровях
Приходя домой,
Предстоит мне скандал
С каждою женой.
Костюковский вспоминал, как долго его мучили
за фразу финала «Кавказской пленницы»: «Да здравствует советский суд, самый
гуманный суд в мире!» — сочтя её издевательством над советским судом. Чтобы
сохранить эту фразу, сценарист предложил заменить слово «советский» на «наш». И
чиновники с облегчением вздохнули. «Вот на какую ерунду уходили последние
драгоценные ресурсы мозга, — замечает Костюковский. — Но при всех
потраченных нервах, ссорах и скандалах это время я вспоминаю как счастливейшее
в своей жизни».
Создатели фильма часто проверяли реплики на
друзьях, иногда в нарушение правил устраивали подпольные просмотры «для своих»
на «Мосфильме». Однажды вывезли ещё не принятую Госкино «Кавказскую пленницу» и
показали её в доме культуры «Трехгорки». Успех был оглушительным, однако
Госкино не решалось выпускать картину в прокат. Но картину посмотрел Л.И.
Брежнев, ему картина понравилась и он позвонил руководителю Госкино СССР А.
Романову и поблагодарил за прекрасную кинокомедию. Это решило судьбу ленты.
В прокате 1967 года «Кавказская пленница»
уверенно заняла первое место, за год её посмотрело 76, 54 миллиона зрителей.