«Мосфильм», 1987 г. Сценарий Э. Дубровского.
Режиссёр А. Прошкин. Оператор Б. Брожовский. Художник В. Филиппов. Композитор
В. Мартынов. В ролях: В. Приёмыхов, А. Папанов, В. Степанов, Н. Усатова, З.
Буряк, Ю. Кузнецов, В. Кашпур, С. Власов, В. Головин, А. Дударенко, А.
Завьялов, А. Колёсник, В. Косых, Б. Плотников, Е. Солодова и др.
Авторы фильма — сценарист Эдгар Дубровский и режиссёр
Александр Прошкин — не выдумали этой истории. Хотя порой она кажется
фантастической. Картина сочетает в себе психологическую драму и захватывающее
приключение.
Действие фильма имеет
точную дату, заявленную в названии: июль 1953‑го. Тогда вышло на свободу
множество уголовников, амнистированных и выпущенных из лагерей по приказу
Берии.
Освобождённые
уголовники, объединившись в банду, нападают на тихую рыбацкую деревню. И спасти
тех, кого ещё не убили бандиты, выпадает «политическим поселенцам»: инженеру
Старобогатову и его товарищу по ссылке Лузге.
Сценарий
ленинградского сценариста Эдгара Дубровского под названием «Танец подёнок»
(подёнки — мотыльки) поступил во 2‑е творческое объединение киностудии
«Мосфильм» осенью 1986 года. Это был своеобразный вестерн на тему сталинских
лагерей. Позже сценарий переименуют в «Ближнюю историю», а фильм будет
называться «Холодное лето пятьдесят третьего…».
30 октября Главная
сценарно‑редакционная коллегия объединения одобрила сценарий, а через несколько
недель был найден режиссёр — Александр Прошкин, известный зрителям по
многосерийному телефильму «Михайло Ломоносов».
Консультантами картины
стали два ветерана МВД, которые в своё время занимались реабилитацией. Кроме
того, со многими людьми, отбывшими срок в то время, Прошкин был лично знаком.
1 марта 1987 года
фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…» был запущен в подготовительный период.
На роль инженера
Николая Павловича Старобогатова по прозвищу Копалыч пробовались многие
известные актёры, в том числе Георгий Юматов и Вацлав Дворжецкий. Однако в
споре победил актёр из Белоруссии Г. Гарбук, но потом возникла кандидатура
Анатолия Папанова.
Папанову, к счастью,
не довелось испытать ужасы сталинских лагерей, но был и у него опыт. По ложному
доносу он провёл девять дней под арестом. Его отпустили. Хотя тогда фактически
ходатайств о помиловании и взятии на поруки не принимали.
Друзья актёра
отговаривали его от съёмок в «Холодном лете…», считали, что он и так сверх меры
загружен в театре, в ГИТИСе. Однако Папанов им ответил: «Меня эта тема волнует
— я в ней многое могу сказать!»
На роль Сергея
Петровича Басаргина по прозвищу Лузга был приглашён столичный актёр Валерий
Приёмыхов. Лузга — бывший разведчик, всего лишь на день попавший в плен к
немцам и за это угодивший в лагерь. Трагедия целой эпохи отразилась в образе
политического ссыльного. Приёмыхов сыграл эту роль с пронзительной болью, на
высокой ноте человечности.
«Во мне до сих пор
очень сильны воспоминания детства», — говорил Валерий Приёмыхов. —
Родом я с Амура, из Благовещенска (родители живут там по сей день), и мне,
мальчишке послевоенной поры, довелось близко видеть политзаключённых: они
оставались в наших краях на поселение. Отец — железнодорожник, поэтому мы
немало колесили по Дальнему Востоку. В Свободном, по соседству с нами, жила
семья ссыльного москвича: он отсидел, как тогда говорили, «четвертак» — по
стечению обстоятельств, ни в чём не виноватый. Преступники в романах
Достоевского осознавали свою вину, их мучила совесть, а этому человеку нечего
было осознавать, кроме несправедливости по отношению к нему. Но он не
демонстрировал свои душевные раны, хотя в лагере уголовникам жилось куда легче,
чем политзаключённым».
Валерий Приёмыхов
сначала побаивался: совместится ли он в картине с Папановым? Народный артист,
опытнейший мастер, он мог и не принять его как партнёра. Но все сомнения
развеялись в первый же съёмочный день. Многогранный художник и человек,
Анатолий Дмитриевич был предельно скромен и тактичен…
Съёмки фильма
проходили в Карелии, в 180 километрах от Петрозаводска, в довольно глухой
деревне, расположенной на полуострове. Вот что рассказывает об этих съёмках
режиссёр Александр Прошкин: «Неделю мы работали нормально. Жители нам по мере
сил помогали. И никаких неожиданностей не предвиделось, поскольку деревня
изолирована с трех сторон водой. Через неделю наступает первый съёмочный день
Анатолия Папанова. Он приехал вовремя, начинаем снимать, и… Ничего не могу
понять: куда ни направим камеру, в видоискатель лезут посторонние лодки. Много
моторок. И все движутся в нашем направлении. А какие могут быть моторки в
пятьдесят третьем году? Стреляем из ракетницы, кричим против ветра в рупор —
бесполезно: со всех сторон на нас несутся моторные лодки. Приближаются,
причаливают, и мы видим: в каждом судёнышке по два‑три ребёнка с дедом или
бабкой, в руках у каждого ребёнка почему‑то книжка или тетрадка. И все,
оказывается, приехали на встречу с „Дедушкой Волком". Мы сдались и прервали
съёмки. Правда, киношная администрация в свойственной ей суровой манере
попыталась применить „прессинг по всему полю", но вмешался Анатолий Дмитриевич:
„Что вы, что вы! Давайте лучше соберёмся как‑то вместе!" Собрались, рассадили
детей. Он каждому что‑то написал, для каждого нашёл свои слова. Я наблюдал эту
сцену, забыв о дорогой цене сорванного съёмочного дня. Видел по лицам этих
детишек, что они на всю жизнь запомнят встречу с человеком бесконечно доброго
сердца…»
Последняя роль
Папанова несла элемент личного, пережитого. Его героя из «Холодного лета
пятьдесят третьего…» зовут Копалычем. Много копал в лагере. До войны он работал
главным инженером крупного завода, знал наркома Серго Орджоникидзе. Это обстоятельство
и привело его к аресту. Жене и сыну сказали, что он «враг народа». Его лишили
права переписки, он пропал для всех. А в июле 1953‑го Копалыч оказался уже на
поселении, пять лет он должен был жить под надзором участкового милиционера.
Папанов показывает,
как в оклеветанном Копалыче не угасла надежда ещё поработать на воле, не
загублен человек. Узнав об аресте Берии, он взволнованно шепчет: «Я знал! Я
знал, что это чудовищная ошибка!..»
И вот уже нет на
экране униженного Копалыча. К нему возвращается доброе имя — Николай
Старобогатов. Человек распрямляется! Но ему ещё предстоят новые испытания.
…Спустя несколько лет
после реабилитации в московское жилище бывшего инженера Старобогатова приходит
лишь один Басаргин, чтобы сообщить семье погибшего товарища правду — тот
никогда не был «врагом народа».
В картине «Холодное
лето…» уголовные преступники показаны в кровавом свете, жестокими,
беспощадными. Схватка с политическими выглядит в фильме просто натуральной.
4 августа 1987 года
Папанов покинул съёмочную площадку — поехал в Москву, чтобы встретиться со
своими студентами. Оттуда он должен был отправиться в Ригу, чтобы участвовать в
гастролях театра сатиры. Вспоминает Прошкин: «Пораньше закончив съёмки, 4
августа, я просил Папанова остаться в деревне и хорошо отдохнуть. Театр
перебрался из Вильнюса в Ригу — образовалось два свободных дня. Анатолий
Дмитриевич настаивал на перелёте в Москву: „Нет‑нет‑нет! Я обязан туда
вырваться. Через месяц начинаются занятия моего курса в ГИТИСе. Надо пробивать
общежития, поругаться кое с кем и всякое такое. Чтобы ребятам нормально
жилось!" Я подозреваю, что он и без того был ходатаем по чужим бедам. Спорить
не стал. О чём бесконечно сожалею…»
Тем временем с
отъездом Папанова съёмки не остановились. 5 августа вечерним рейсом Валерий
Приёмыхов улетел в Москву. В тот же день в Москве состоялся просмотр отснятого
материала худсоветом объединения. Вечером этого же дня в своей квартире
внезапно скончался Анатолий Папанов.
Создатели фильма
увековечили свою благодарность замечательному художнику за его последний вклад
в отечественное кино: «Холодное лето…» завершается кадром, взятым из середины
картины. На экране — лицо Анатолия Дмитриевича Папанова: актёр, в гриме и
костюме Копалыча — Старобогатова, говорит о том, как «хочется ещё пожить». И
закадровый голос на стоп‑кадре негромко произносит: «Анатолий Дмитриевич
Папанов… Последний кадр… Последняя роль».
«Холодное лето
пятьдесят третьего…» было принято на худсовете студии практически без
замечаний.
Фильм вышел на
широкий экран в апреле 1988 года. За первые два месяца проката картину
посмотрели 32 миллиона 200 тысяч зрителей (в одной Москве она собрала 2, 5
миллиона), её купили для показа 24 страны.
Политический вестерн
Прошкина получил троекратное признание — Государственную премию СССР, первое
место по мнению читателей журнала «Советский экран» и премию кинематографистов
«Ника».
На фестивале в Хихоне
(Испания) фильм победил в номинации «Лучший сценарий». В июле 1988 года
«Холодное лето…» было приобретено в фонд библиотеки конгресса.
Критики называли
фильм «вестерном».
«А некоторые находят
аналогии с „Покаянием", — подхватывал Валерий Приёмыхов. — Для меня
существеннее другое: об очень важных вещах мы старались рассказать просто и
естественно, чтобы зрители глубже восприняли идею фильма. Получаю много писем;
многие из них невозможно читать без волнения. Люди рассказывают о своих
судьбах, не менее драматичных, чем у наших персонажей. В одном письме бывший
сержант, оказавшийся после войны (и недолгого плена) в заключении, заявляет,
что ещё в малой степени мы показали издевательства, которым подвергались люди в
те годы.
Что тут скажешь?
Значит, мы приблизились к правде. И это прекрасное ощущение — чувствовать себя
без пафоса гражданином, потому что наш фильм стал вкладом в общее дело».