В
декабре 1895 года братья Люмьер показали парижанам своё удивительное
изобретение — живые фотографии, а в мае следующего года люмьеровские фильмы уже
увидели петербуржцы и москвичи. В течение 1896 года с «чудом XX века»
познакомились жители многих русских городов.
Почти
одновременно с проекционной была завезена в Россию и съёмочная аппаратура. В
том же 1896 году любители начали снимать «русские» фильмы.
Официальной
датой рождения кино в России считается 15 октября 1908 года: в этот день на
экраны вышел фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»). Его постановщиком
был режиссёр Петербургского народного дома Б. Ромашков. Снимали фильм А.
Дранков и Н.Ф. Козловский. Сценарий написал В.М. Гончаров, вскоре ставший одним
из самых видных работников кино.
В
1911 году была выпущена полнометражная российская картина «Оборона Севастополя»
В. Гончарова и А. Ханжонкова. Художественный уровень этого фильма был
неизмеримо выше, а некоторые сцены выглядят вполне современно и сегодня.
Дореволюционные
фильмы Е. Бауэра, В. Гардина, П. Чардынина и особенно «Пиковая дама» и «Отец
Сергий» Я. Протазанова не уступали, если не превосходили, лучшим произведениям
мирового киноискусства того времени.
25
декабря 1925 года на торжественном вечере в Большом театре, посвящённом
двадцатилетию первой русской революции, был продемонстрирован фильм «Броненосец
„Потёмкин"», поставленный 27‑летним Сергеем Эйзенштейном. Фильм молодого
режиссёра, в кино сделавшего до этого лишь одну картину — «Стачка», сразу и
единодушно был признан шедевром киноискусства.
В
1958 году в рамках Всемирной выставки в Брюсселе Бельгийская Синематека провела
опрос среди ведущих киноведов мира и определила двенадцать лучших фильмов всех
времён и народов. Первое место занял советский фильм «Броненосец „Потёмкин"»,
который получил 110 голосов из 117! В число лучших также вошли «Мать» Всеволода
Пудовкина и «Земля» Александра Довженко.
В
последующие годы в результате опросов среди киноведов мира также назывались
«Чапаев» братьев Васильевых, «Александр Невский» и «Иван Грозный» Эйзенштейна
«Детство Горького» Донского, «Андрей Рублёв» Тарковского…
Грандиозный
успех за рубежом выпал на долю советской ленты «Летят журавли», обладательницы
«Золотой пальмовой ветви» в Канне. Появление шедевра Михаила Калатозова в
период оттепели наряду с выходом картин Григория Чухрая, Андрея Тарковского,
Марлена Хуциева, Сергея Бондарчука и других постановщиков из СССР
способствовало росту престижа отечественного кино на международных
кинофестивалях.
Авторитетной
премии «Оскар» Американской киноакадемии были удостоены фильмы «Война и мир» С.
Бондарчука, «Москва слезам не верит» В. Меньшова, «Утомлённые солнцем» Н.
Михалкова. Сюда же можно добавить документальный фильм «Разгром немецких войск
под Москвой» Л. Варламова и И. Копалина, а также «Дерсу Узала», снятый на
«Мосфильме» японцем А. Куросавой.
В
начале 1990‑х годов общий уровень выпускаемых в России кинофильмов заметно
упал. Творческих удач оказалось немного. Тем приятнее было присуждение в 2003
году двух «Золотых львов» на Венецианском кинофестивале фильму «Возвращение»
режиссёра‑дебютанта А. Звягинцева.
В
книгу вошли только художественно‑игровые фильмы. Среди них вы найдёте знакомые
и полюбившиеся вам картины, конечно, далеко не все — каждый читатель мог бы
дополнить этот список немалым числом запомнившихся ему, привлёкших его симпатии
кинолент.
В
отборе фильмов автор стремился представить художественное многообразие
отечественного киноискусства. В книгу включены также произведения, пусть не
претендующие на высокую оценку в целом, но сыгравшие в судьбе зрителей
исключительно важную роль. Ныне такие фильмы именуются «культовыми».
И
последнее. Знаменитым фильмам посвящены специальные искусствоведческие исследования,
книги, монографии. Автору же настоящего издания, в связи с объёмом книги,
пришлось ограничиться краткими текстами.