Киностудия им. М. Горького, 1962 г. Сценарий
Н. Фигуровского. Режиссёр Л. Кулиджанов. Оператор В. Гинзбург. Художник П.
Галаджев. Композитор Л. Афанасьев. В ролях: Ю. Никулин, И. Гулая, Л. Куравлёв,
Е. Мазурова, В. Шукшин, Л. Чурсина, Е. Королева и др.
Лев Кулиджанов не собирался ставить картину по сценарию Н.
Фигуровского. Когда это произведение обсуждалось на студии имени Горького,
режиссёр выступил с самой яростной критикой. Обиженный драматург забрал сценарий,
не дав заверения его переделывать. Но буквально через месяц на имя Кулиджанова
пришёл пакет. В нём был почти полностью переписанный сценарий. Лев
Александрович прочёл его — и сразу же заявил на студии о своём намерении
снимать фильм. Так началось творческое содружество Фигуровского и Кулиджанова.
Сценарий привлекал
своей лирической задушевностью. Характеры в нём были намечены интересные и
своеобразные.
Главный герой Кузьма
Кузьмич Иорданов остался без семьи, без друзей, свою профессию слесаря забросил,
жил на случайные заработки. Словом, пьяница, прощелыга, ожидающий высылки из
Москвы за тунеядство.
Как‑то он подрядился
помочь старушке доставить из магазина стиральную машину. Он уже втащил агрегат
на пятый этаж. И тут машина качнулась и полетела в пролёт лестницы. Кузьма с
перепугу бросился по ступенькам вниз, но подвернул ногу и упал…
В больнице его
навестила та самая старушка. От неё Иорданов узнал о том, что в селе Селиваново
живёт девушка, которая мечтает найти своих родителей, пропавших во время войны.
Выйдя из больницы, Кузьма Кузьмич едет в деревню, где живёт эта девушка.
Знакомится с Наташей и заявляет, что он её отец.
Так Иорданов оказался
в деревне. И в первое время он с полным удовольствием и чистой душой пользуется
всеми благами, которыми щедро одаривает его Наташа. Но постепенно в нём
пробуждается совесть и он решает открыться в своём обмане. Однако его названная
дочка не хочет верить этому признанию. Кузьма Кузьмич так и остаётся с Наташей
в роли доброго родителя, правда, заметно «перековавшись»…
Успех картины во
многом зависел от выбора исполнителя главной роли. Сначала Кулиджанов подумал о
В. Меркурьеве. Затем прикинул роль на Б. Андреева. Но монументальная фактура
актёров не вязалась с обликом того жалкого человечка, который вырисовывался в
процессе работы над сценарием.
Кулиджанов решил
рискнуть — поручить роль Юрию Никулину. До этого времени он был известен в кино
как мастер острокомедийных, фарсовых ролей. И вдруг такая сложная
психологическая роль. Самое любопытное, что Кулиджанов ни одной роли Никулина в
кино не видел.
На роль Наташи
пригласили молодую актрису Инну Гулая. На пробах снималась сцена разговора
Кузьмы с Наташей. В павильоне выстроили комнату деревенской избы. Чтобы актёры
не просто сидели за столом, а чем‑то занимались. Кулиджанов предложил — пусть
Наташа ест борщ.
Принесли в павильон
кастрюлю горячего борща. Порепетировали. Начали снимать первый дубль. Инна
Гулая спокойно, с аппетитом ела борщ.
Второй дубль. Инна
съела ещё тарелку борща.
Сняли пять дублей.
Гулая съела пять тарелок борща.
Когда удивлённый Юрий
Никулин спросил, почему она так много ест, она ответила: «Волнуюсь».
Пробы прошли удачно.
Если Никулин принёс с собой помимо абсолютной естественности героя общую
трагикомическую интонацию фильма, то Инна Гулая окрасила фильм лиризмом.
Роль Иорданова долго
не давалась Никулину. Внешний облик помог ему обрести художник‑гримёр Александр
Иванов. Сразу решили что Иорданов будет небритым.
Долго искали костюм.
Художник по костюмам и режиссёр считали, что шить специально для Кузьмы не
нужно. Он должен выглядеть обшарпанным, помятым. И носить может что‑то уже
готовое, а то и взятое с чужого плеча. Никак не могли подобрать головной убор.
В костюмерной перебрали сотню кепок и фуражек, и ни одна актёру не понравилась.
Случайно он заметил в углу маленькую кепочку со сломанным козырьком и примерил
её. Это было то, что надо.
Перед началом съёмок
Кулиджанов постоянно говорил актёрам: «Старайтесь больше думать о человеке,
которого предстоит вам показать. Подумайте, как будет действовать герой в той
или иной ситуации».
Съёмки решили начать
с эпизода в мебельном магазине. «Вы побродите по улицам, зайдите в
магазины, — советовал Никулину режиссёр, — присмотритесь к людям,
похожим на вашего героя. Они встречаются в Москве».
Этот совет актёр
выполнил. Ходил около пивных, мебельных магазинов, смотрел, примеривался. О
том, что произошло дальше, Юрий Никулин рассказал в своей книге «Почти
серьёзно…»:
«Первый съёмочный
день проходил в новом мебельном магазине на Ленинском проспекте. Администрация
картины договорилась, чтобы в этот день магазин не работал.
Меня загримировали,
переодели и привезли на съёмку. Вышел я из машины, смотрю, в дверях стоит
человек, как потом я узнал, директор магазина. Неподалёку от него Кулиджанов и
оператор картины Гинзбург. Я спокойно направляюсь к дверям, а директор меня
останавливает:
— Куда?
— В
магазин, — говорю я.
Директор оглядел меня
с ног до головы и решительно сказал:
— А ну‑ка давай
отсюда! Здесь съёмки будут, не мешай.
— Да я артист,
снимаюсь.
— Знаем вас,
артистов. Я тебя здесь уже пятый день вижу.
Я начал доказывать,
что он ошибается. Директор магазина засомневался и спросил у режиссёра и
оператора:
— Товарищи, это
ваш человек?
Они посмотрели на
меня и, не сговариваясь, заявили, что видят меня первый раз в жизни.
Тут директор уже на
меня рявкнул:
— А ну давай
отсюда! Сейчас старшину позову!
И стал звать милицию.
Вокруг начали собираться люди. Только тогда Кулиджанов и Гинзбург, смеясь, его
успокоили:
— Это наш
человек, наш. Главную роль играет. Пропустите.
Директор от
неожиданности ахнул, а потом долго‑долго извинялся.
Этот случай меня
порадовал. Значит, я уже похож на людей, подобных Кузьме Иорданову».
В самом начале съёмок
рабочий материал фильма решили посмотреть в Министерстве культуры СССР. И во
время обсуждения один редактор встал и сказал: «Товарищи, что же это
получается? Герой картины — тунеядец. Разве такие фильмы нужны нам? Чему мы
научим зрителя? Вот мы сейчас смотрели материал. Снято добротно,
профессионально. И на мой взгляд, в этом весь ужас, что материал получается
хороший. А если материал хороший, следовательно, картина будет впечатлять, и
все её идейные недостатки станут более выпуклыми».
Все в группе
расстроились. Помог заместитель министра культуры СССР Николай Николаевич
Данилов. После просмотра он сказал: «А что спорить? Я беседовал с режиссёром.
Он считает, что картина получится, и я ему верю. Актёры тоже хорошие. Фильм не
может быть вредным. Пусть люди работают».
После выхода картины
на экран Юрия Никулина часто спрашивали: «Неужели вы настоящую стиральную
машину роняли в пролёт лестницы?» Он отвечал: «Да, настоящую». Купили две
машины и вытащили из них моторы. Выбрали на проспекте Мира старый дом.
Ассистенты режиссёра обошли все квартиры и предупредили жильцов, чтобы они не
пугались грохота. И стиральная машина полетела в пролёт лестницы.
Перед вторым дублем
звукооператор потребовал: «Вторую машину кидайте с мотором. Я хочу записать
естественный звук».
Когда отсняли
московскую натуру, съёмочная группа «Когда деревья были большими» переехала в
деревню Мамонтово, что недалеко от Ногинска. А Никулин вместе с цирком
отправился на гастроли в Англию. Через полтора месяца он прилетел в Москву. И
уже на следующий день выехал в Мамонтово.
Кулиджанов предложил
Никулину целый ряд интересных находок. Среди них — как утром, с похмелья,
Кузьма умывается.
Просыпается Иорданов
и идёт на кухню умыться. Слегка намочив пальцы в воде, промывает ими глаза.
Никулин был в восторге: «В этих двух‑трех движениях был весь Кузьма Иорданов —
вся его натура».
Инна Гулая оказалась
достойной партнёршей Юрия Никулина. Её Наташа — нескладная, в стоптанных
тапочках на босу ногу, в стареньком платьице — очень далека от
кинематографического штампа красоты. Но в этой застенчивой тихой девчонке есть
какое‑то необъяснимое обаяние чистоты и доброты, которое сразу вызывает к ней
искреннюю симпатию.
Юрий Никулин
вспоминал: «Инна заражала своей игрой. С ней удивительно легко работалось. Она
отличалась от многих актрис, с которыми мне приходилось встречаться. Как
правило, все они были озабочены тем, как получатся на экране. Инна Гулая об
этом не думала. Ей было все равно — красивым или некрасивым выйдет её лицо на
экране. Её волновала лишь правда внутреннего состояния. Она жила своей ролью».
Именно такая девушка,
как Наташа — Гулая, могла помочь Кузьме Кузьмичу изменить его взгляды на жизнь,
на людей, на самого себя.
С удивительной
психологической точностью сыграна и снята «сцена признания». Иорданов говорит
Наташе, что он вовсе не её отец. Но девушка с простодушной логикой обличает его
во лжи.
«Наташа.Ну неужели ты думаешь, что я тебе поверю, что
ты не мой отец! Когда я как сейчас помню, с тех пор ещё помню.
Кузьма.С каких?
Наташа.С каких. Я же тебе уже говорила, когда ещё
деревья были большими».
После этого фильма у
кинематографистов изменилось отношение к Никулину. Режиссёр открыл для кино
удивительное свойство его таланта: органическое сочетание комедийного и
драматического.
Единственное, что не
нравилось артисту, так это название картины: длинное, к тому же в театрах шла
пьеса «Деревья умирают стоя», и фильм путали со спектаклем. Однажды буфетчица
молочного кафе на площади Пушкина, узнав Никулина, крикнула официантке: «Маша,
Маша, иди сюда скорее!.. Артист пришёл из картины „Когда деревья, стоя,
гнулись"».
Фильм Кулиджанова
вышел на экраны страны в 1962 году и имел большой успех у публики.
Это картина о вере в
человека. После премьерного показа «Когда деревья были большими» в столичном
кинотеатре «Ударник» состоялось обсуждение фильма. На сцену вышел плохо одетый
человек и сказал: «Товарищи, помогите мне! Эта картина про меня. Я смотрел и
думал: можно же жить иначе! Важно только, чтобы тебя кто‑нибудь любил, чтобы ты
был кому‑нибудь нужен. Ну скажите, где мне найти такую девочку Наташу, чтобы
она меня полюбила? Я бы тогда стал совсем другим».