Одесская киностудия, 1968 г. Сценарий К.
Муратовой и Л. Жуховицкого. Режиссёр К. Муратова. Оператор Г. Карюк. Художник
А. Канардова. Композитор О. Каравайчук. В ролях: В. Высоцкий, К. Муратова, Н.
Русланова, Л. Базильская, В. Исаков и др.
«Короткие встречи» — романтический фильм о любви двух
хороших и разных людей, о близости душ и несхожести жизненных дорог, о женском
одиночестве и жажде семейного счастья. Максим (Владимир Высоцкий) — геолог,
«вольная птица… в пределах реальности, конечно, но вольная». Валентина Ивановна
(Кира Муратова) — ответственный работник горисполкома, «пятнадцать лет на одном
месте и за одним столом». Нестандартная пара. Запутанный роман. Максим
пропадает в «поле», ищет руду. Любит своё дело. Богатство государства ощущает
своим. «Серебро нашли, вот это деньги». — «Так это же казённые?» — «Ну и
что?..» Короткие встречи. Их омрачают долгие разлуки, одиночество женщины, её
ревность к бродячей профессии мужчины.
Сценарий Кира
Муратова написала вместе с Леонидом Жуховицким: «У меня был свой готовый
сценарий про Валентину и геолога. И я случайно прочла рассказ Жуховицкого про
геолога же и официантку чайной, про их взаимоотношения. Он там просто уезжал
куда‑то. Я предложила Жуховицкому: „Давайте соединим". Получился треугольник. И
основное действие теперь происходило в том месте, где оказывался герой».
Снимали «Короткие
встречи» в разных местах возле Одессы. В Балте, например. Картина оказалась
сложной и трудной, проходила с накладками.
Вначале пришлось
заменить основных исполнителей. Станислав Любшин прислал Муратовой телеграмму
такого содержания: «Кира, я не буду у тебя сниматься, потому что мне предложили
роль в картине „Щит и меч" — четыре серии. У тебя мало заработаю, а нужны
деньги». У Муратовой возникла счастливая мысль взять на роль Владимира
Высоцкого.
Потом пришлось
заменить и героиню. На поиски новой актрисы не было времени, и тогда Муратова
решила сама сыграть милую, несчастливую Валентину Ивановну.
Героиня хочет, чтобы
людям жилось хотя бы чуточку легче. У Валентины Ивановны как бы уже недостаёт
душевных сил на самозабвенную любовь. Она страдает, не в силах ни уехать с
любимым, ни порвать с ним.
О Владимире Высоцком
режиссёр и актриса Кира Муратова говорила: «Он был замечательный партнёр. Если
бы мне что‑то в нём не нравилось, он бы не играл. Я же оказалась в фильме
просто потому, что пришлось отказаться от актрисы. Будь что не так, я бы и его
сняла с роли».
Сам Высоцкий очень
любил «Короткие встречи»: «В этой картине есть органика. Она как будто хроника.
В этом фильме я играл роль геолога, свободного, вольного человека… У этого
геолога очень сложная судьба. Он ушёл из министерства, чтобы заняться своим
прямым делом — искать серебро. Он находит его. А дома у него жена. Она говорит:
„Останься со мной!" Он: „Поедем со мной!" Она: „Оставайся со мной!"… А в пути
он встречает девушку Надю… Сложным психологический фильм. Судьба этого человека
немного напоминает актёрскую. И мне дома говорят: „Вот ты всё время ездишь! Что
ты там делаешь?! Сиди дома!"… Ну, это известно…»
На съёмках «Коротких
встреч» Высоцкий бывал наездами. Он уже работал в Театре на Таганке, пел,
писал, концертировал. Времени у него было в обрез. Он написал несколько песен
для фильма Муратовой. Пел в нём и чужую «Цыганочку».
Высоцкий играл с
бородой: «Это было очень хорошо, потому что никто не узнавал на улице. Все
считали, что я с бородой на самом деле. Борода была наклеенная. Причём очень
плохо наклеенная борода была. А свою бороду отрастить было невозможно, потому
что, играя в театре, я не имел права отпустить бороду или усы».
Кира Муратова немало
рисковала, утверждая второкурсницу «Щукинки» Нину Русланову на роль Нади.
Сначала Нину остановили на пороге училища какие‑то незнакомые люди и попросили
прочесть сценарий, обещали вызвать на пробу. Получив вызов, она вместе с Верой
Константиновной Львовой пошла к ректору отпрашиваться для поездки в Одессу, на
киностудию. Отпускать студентов на съёмки не любили. К счастью, Руслановой дали
отпуск на весь срок съёмок.
Опыта Нина набиралась
своеобразно: в течение полугода она появлялась на съёмочной площадке каждый
день, независимо от того, была ли она занята в данной сцене или нет. Поначалу
ей трудно давался сам процесс съёмок: то приходилось играть что‑то из середины
сценария, то снимался финал, а через несколько дней надо было выйти на площадку
и произнести первые реплики Нади. Уставала от дублей. Уставала от ожидания… Но
постепенно привыкала, училась тому, что в кино в роль надо «влетать». Так она
сформулировала в то время суть своей работы.
Её героиня приехала в
город из деревни в поисках лучшей доли. Поначалу она устраивается судомойкой в
чайной, что стоит посреди степи. Здесь Надя встречает геолога Максима
(Высоцкого), странного человека, ни на кого не похожего. Так все в нём
действительно удивительно и ново для неё — его улыбка и его гитара, его берущие
за душу песни и манера общаться, его смех и его хриплый голос…
В дуэте с Высоцким
Русланова ищет ещё одну грань дорогой для неё темы: женщина всегда опора для
любимого. Наде будет дано несколько мгновений, которые она наполнит столь
сильным, неизбывным чувством, что невозможно смириться с её обездоленностью в
любви…
Трудно поверить,
глядя «Короткие встречи», что это первая роль Нины Руслановой. «А это не моя
заслуга! — восклицает актриса. — Это все от Киры. Знаете, о чём я
думала, когда начинала у неё работать? Если честно — какая роль мне досталась!
Теперь я буду знаменитой!.. Потом Кира повела меня за собой, и ни о чём таком я
уже не помышляла. А как Кира замечательно выбирает дубли! Она во время монтажа
второй раз создаёт картину. И подаёт актёра в лучшем виде…»
«Короткие встречи»
снимал молодой оператор Геннадий Карюк. Он только что окончил ВГИК, защитил
диплом и получил назначение на Одесскую киностудию. Приступая к работе, Карюк
решил широко применять светофильтры, чтобы изображение получилось чуть белесым,
промытым: «Я у кого‑то из психологов вычитал, что белый свет вызывает
эмоциональный подъём у зрителей».
Выехали на съёмки.
Первым объектом была чайная при дороге. Та самая, где работает героиня Нины
Руслановой. Тогда ещё не снимали в естественных интерьерах — по эскизам художника
соорудили просторную чайную, какую невозможно было найти в округе.
Когда накопилось
изрядное количество снятого материала, вернулись в Одессу — проявить,
посмотреть, что же получилось. И оказалось, что все — брак. Оператору грозило
увольнение, но Муратова отстояла его.
Геннадий Карюк
вспоминал: «Ну а дальше — как я мог не оправдать её доверия?.. Старался. Ночей
не спал. И теперь скажу без всяких преувеличений: практически она научила меня
снимать».
Кира Муратова —
человек феноменальной эрудиции, прекрасно знает отечественную и мировую
живопись, музыку. И часто в качестве модели показывала репродукции картин
какого‑нибудь художника. Муратова ставила задачу необычно: «Не ведаю, как этого
добиться, но мне нужно…» И следовали подробные объяснения, очень выразительные,
дававшие заряд для поиска.
Она любит насыщать
объекты съёмки редкими деталями. Взять хотя бы интерьер квартиры в «Коротких
встречах». Старинная мебель — тогда её выбрасывали на помойку, а обставлялись
современными шкафами из ДСП; фотографии на стенах, бытовые мелочи — все
работало на образ главной героини. Тогда было модно снимать в выхолощенных
пустоватых интерьерах, будто бы не отвлекающих от человека на экране. Муратова
отстаивала собственные предпочтения, что дорого ей стоило и в прямом, и в
переносном смысле.
Музыку для «Коротких
встреч» написал Олег Каравайчук:
«Я сыграл сочинение и
услышал: „Нет, это мне не подходит". С тем и уехал… А через месяц или полтора —
звонок: Кира хочет, чтоб я посмотрел картину.
Опять — Одесса.
Смотрю, Муратова уже подставила всю мою музыку. Совершенно самостоятельно.
Притом так, как я и не предполагал никогда, да так изумительно, что мне бы в
жизни не догадаться!.. Просто одно из лучших воспоминаний о том, как режиссёр
распорядился моей музыкой».
Наконец фильм снят и
смонтирован. Но на экран он выйдет только через двадцать лет. В 1967 году
высокое начальство запретило показ «Коротких встреч». Действительно, что это за
ответственный работник, которого мы и встречаем‑то не в гуще жизни или
кабинете, а в неприбранной квартире и в «ночнушке»? Что за неустроенный быт,
панибратство с прислугой, перекусывание в кафешках?.. А эта аморальная связь
ответственного работника с бородатым геологом‑гитаристом? И пессимистические
фразы: «Вообще, мне только кажется, что что‑либо меняется. На следующий день
посмотришь, а оно на прежнем месте…» Или: «Вот такое интересное совещание, это
я должна уговаривать людей ехать в деревню. Они не хотят, а я должна
уговаривать. Взрослых людей попробуй уговори…»
Сегодня же можно
утверждать, что образ героини «Коротких встреч» едва ли не самый первый в нашем
кинематографе нравственный портрет современной «деловой женщины». Сегодня в
герое Владимира Высоцкого мы узнаем не романтического бродягу, а героя
поколения — бескомпромиссного, презирающего болтовню и домашний уют к превыше
всего ценящего искренность и свободу.