«Ленфильм», 1970 г. Сценарий Е. Габриловича и
Г. Панфилова. Режиссёр Г. Панфилов. Оператор Д. Долинин. Художник М. Гаухман‑Свердлов.
Композитор В. Биберган. В ролях: И. Чурикова, Л. Куравлёв, Н. Скоморохова, М.
Кононов, В. Теличкина, Т. Степанова, Т. Бедова, Ю. Клепиков, Ю. Визбор, В.
Васильев.
После фильма «В огне брода нет» Евгений Габрилович и Глеб
Панфилов продолжили сотрудничество и написали сценарий «Девушка с фабрики»
(«Начало») — рассказ о девушке Паше Строгановой из заштатного Речинска,
некрасивой, жаждущей любви и лишённой её.
«Картина „Начало"
зрела во мне задолго до того, как мы приступили к работе над сценарием, —
говорил Панфилов. — Внутренне она существовала для меня и тогда, когда я
снимал фильм „В огне брода нет". А если быть объективным, то и значительно
раньше, в бытность мою инженером, когда я работал на заводе… Мне хотелось
рассказать о рабочей девушке с непохожим на других характером, показать её за
обычными делами в привычной обстановке и постараться обнаружить в этом глубину
и смысл простых вещей».
Сама по себе жизнь
Паши ничем не примечательна. Днём она работает на ткацкой фабрике, а вечерами
стоит на краю танцплощадки в тщетном ожидании «принца». Паша талантлива, она
играет роль Бабы‑яги в самодеятельном спектакле.
Однажды её заприметил
заезжий кинорежиссёр и пригласил на роль легендарной Жанны д'Арк. Фильм в
фильме — необычайно удачный сценарный ход Габриловича и Панфилова. «Она из
народа, и я из народа. А ещё у нас с Жанной острота реакции одинаковая и
темперамент», — это слова Паши, но ими сценаристы объясняют зрителю свой
замысел.
О человеке, которого
епископ Кошон обвиняет во всех смертных грехах, Жанна говорит: «Он грешен. Он
бывает гнусен. А потом, неизвестно почему, бросается наперерез несущейся
лошади, чтобы спасти неизвестного ему ребёнка, и с переломанными костями
спокойно умирает». Эти слова можно счесть ключом и к пониманию Пашиного
характера. Её любят как добрую, отзывчивую Пашу, что посидит безотказно с
ребёнком, даст ключ, даст всё, что имеет… но искренне недоумевают, когда она
бунтует, когда прорывается в ней Жанна д'Арк. «Вот дура!» — беззлобно и
недоуменно восклицает жена Аркадия. «Сумасшедшая ты, Пашка», — вторит её
сосед. Правда, прерывание повествования фильма сценами из «Жанны д'Арк»
усложняло восприятие, как бы всё время сбивая зрителя, мешая ему погрузиться в
атмосферу речинской жизни.
Глеб Панфилов
говорил, что вопросом жизни фильма был точный выбор актёров: «Мне хотелось,
чтобы при общем взгляде на исполнителей создавалось убеждение, что все они из
одной местности, из одной среды, имеют общие интересы, вкусы, устремления».
Центральный образ в
сценарии авторы писали для Чуриковой, чей талант и чьё мастерство стали
стержнем фильма, его ведущим духовным началом.
Вновь у Панфилова
играл Михаил Кононов. Об одной из ролей, сыгранных актёром в «Начале»,
вероятно, знают немногие. Настолько неузнаваем Кононов в облике маленького
шута, корчащегося в гримасе юродивого, за несколько секунд промелькнувшего на
экране в сцене сожжения Жанны д'Арк. Зато все хорошо запомнили Кононовского
Павлика — нервного, капризного, этакого провинциального ухажёра‑неудачника,
которому никак не удаётся уединиться с любимой девушкой.
Сегодня трудно
представить себе фильм и без Валентины Теличкиной, Нины Скомороховой, Татьяны
Степановой, Леонида Куравлёва, Вячеслава Васильева…
В «Начале» снимались
не только профессиональные актёры. Роль заезжего режиссёра Игнатьева,
ставившего картину о национальной героине Франции, была доверена киносценаристу
Юрию Клепикову, а второго режиссёра — второму режиссёру «Начала» Геннадию
Беглову. Бард Юрий Визбор сыграл сценариста.
На натурные съёмки
киногруппа выехала в Муром. Свой выбор Панфилов объяснял так: «Муром, по‑моему,
это истинно русский город, с традициями народной старины. Именно таким мне
представляется Речинск, где живёт Паша. Кроме того, город понравился нам по
съёмкам предыдущего фильма „В огне брода нет". Все относились к нам со
вниманием: и городские деятели, и хозяйственные руководители, и жители Мурома».
Творческая группа
«Ленфильма» приехала в Муром в начале августа 1969 года и разместилась в клубе
на улице Московской. График рабочего дня Глеба Панфилова был насыщен до
предела. Даже специальному корреспонденту журнала «Советский экран»,
приехавшему на съёмки, непросто было выкроить время.
Местные жители с
удовольствием снимались в массовых сценах (с самой большой из них — на
танцплощадке — начинается фильм), в проходных сценах на улицах города, в парке
имени В.И. Ленина. Одному молодому муромцу режиссёр доверил произнести текст:
«Аркадий, привет!» (в роли Аркадия снимался Л. Куравлёв). Другому муромскому
парнишке была оказана честь «сдать напрокат» в одном кадре актёру М. Кононову
велосипед…
Места, связанные с
историей Жанны д'Арк, в большинстве случаев связаны с готической архитектурой,
грандиозной по масштабам. Воспроизводить готические сооружения съёмочная группа
Панфилова не имела производственных возможностей, а готических построек,
которые по аналогии могли бы быть использованы для съёмок на территории России,
не существует.
«В поисках выхода из
создавшегося положения, — рассказывал художник фильма М. Гаухман‑Свердлов. —
мы натолкнулись на гравюру XIX века, сделанную с натуры, с готической церкви
Сент‑Уэн в Руане, возле которой произошло отречение Жанны. Оказалось, что у
этой церкви сохранилась одна романская апсида, представляющая собой
закруглённую часть стены грубой каменной кладки с небольшими полуциркульными
оконными проёмами. Это дало нам моральное право использовать элементы романской
архитектуры в сцене „Отречение", тем более что её формы и масштаб отвечали
нашим замыслам и были легко воспроизводимы в декорациях».
Известно, что допрос
Жанны вёлся в основном в Большом гербовом зале замка. Но в документах процесса
есть упоминание об одном заседании в Большом Донжоне замка (ныне не
существующем), архитектурная форма которого могла представлять собой круглую
башню. Поэтому декорацию для этой сцены построили в форме круга.
Поля и рощи Нормандии
представлялись художникам фильма похожими на среднюю полосу России. Этот же
принцип лёг в основу подбора типажей для групповых и эпизодических сцен.
Натурные съёмки
фильма велись за Муромом, в пойме Оки. В селе Спас‑Седчино, примерно в двадцати
километрах от города, по эскизам М. Гаухман‑Свердлова была возведена декорация
средневекового замка. Здесь снимались сцены допроса Жанны д'Арк судьями‑инквизиторами,
моления её перед казнью. В Спас‑Седчино снимался весь «французский блок».
Воины, стража набирались из муромских парней.
Но вернёмся к героине
фильма — Паше Строгановой. Она убеждена, что имеет право на любовь и счастье,
что грядёт её «звёздный час». Когда Аркадий (Л. Куравлёв) пригласит танцевать,
она пойдёт с ним уверенно и спокойно. И выяснится, что танцует она лучше всех,
что лицо её, озарённое застенчивой улыбкой, прекрасно. Такое умение
преображаться, переходить от одного состояния к другому изящно и свободно
является особенностью артистизма Чуриковой, которая живёт одной жизнью с
героиней.
На ужине Паша
выступает перед Аркадием великосветской дамой: «Угощайтесь… Рыба, птица, икра…
Дичь можно руками, хотите кофе?..» И промелькнёт короткая радость, когда
Аркадий, выгнанный из дому, поселяется у неё: «Я теперь замужем». Счастливые
дни Паши с Аркадием окажутся недолговечными. Паша переживает его уход как
трагедию. Она не только по‑женски увлеклась видным парнем, она «выдумала» его —
наделила несуществующими достоинствами, по‑матерински закрыла глаза на
недостатки. Это очень русская бескорыстность и щедрость души составляет самую
суть её натуры.
Аркадий отнюдь не то,
что называют «отрицательной личностью». Прощаясь с Пашей на скамейке в парке
Речинска — удивительная, кстати, по актёрскому мастерству сцена, — он
сквозь слёзы говорит, что он, мол, хороший производственник, что его фотография
висит на доске почёта и т.д. Наверное, это так и есть — на работе его ценят и
уважают. Но он по своей человеческой сущности — «перекати‑поле», он, образно
говоря, «светит, да не греет».
Фильм завершается
мажорным кадром премьеры картины, в которой снималась Паша, и бурей оваций,
которыми встречают зрители Пашу‑Жанну, — финал неожиданный, вызвавший
возражения у критиков.
«Начало» с триумфом
шло на первых московских экранах. Зрители открыли для себя актрису Инну
Чурикову. На фестивале в Венеции фильм получил почётную медаль.
«Читая прессу по
„Началу", видишь, что на 99 процентов она состоит из восхищения работой
Чуриковой, — писал киновед Р. Соболев. — Можно подумать, что „Начало"
— это только Чурикова. Однако при всём нашем удивлении блестящим выступлением
этой незаурядной актрисы, „Начало" — это прежде всего Панфилов, это не
„литературный" и не „актёрский", но в первую очередь режиссёрский фильм.
Заслуга Панфилова в том и состоит, что труд многих художников, ничего не
утратив из их индивидуальных особенностей, органически сплавился и предстал
перед зрителем произведением уже не Габриловича, не Чуриковой, не оператора Д.
Долинина или художника М. Гаухмана‑Свердлова, а Глеба Панфилова».