Т‑во на паях «Л.Н. Ермольев», 1918 г. Сценарий
А. Волкова. Режиссёр Я. Протазанов. Оператор Ф. Бургасов. Художники В.
Баллюзек, А. Лошаков. В ролях: И. Мозжухин, В. Дженеева, В. Орлова, В.
Гайдаров, Н. Лисенко и др.
Фильм «Отец Сергий» вышел на экраны в мае 1918 года. Это
наиболее известное и в художественном отношении лучшее произведение
дореволюционной кинематографии. Мысль об экранизации повести Льва Толстого
возникла у Якова Протазанова ещё в 1915 году — выпуск картины был анонсирован
одновременно с другим шедевром мастера — «Пиковой дамой». Но анонс, скорее
всего, был просто творческой заявкой, так как в то время из‑за запрещения
цензурой показывать на экране духовных лиц и церковную службу подобная
постановка была невозможна.
Экранизацией «Отца
Сергия» Протазанов и Ермольев стремились утвердить в отечественном
кинематографе национальное начало. Ермольев мобилизовал для съёмок лучшие
артистические и художественные силы фирмы.
Протазанов тщательно
готовился к постановке философского произведения, в котором писатель
прослеживает огромный период жизни героя и представляет его в общении с самыми
разными людьми — от особ царствующей фамилии до нищих бродяг и странников,
которые бродили по Руси. Экранизируя Толстого, стремясь сохранить его авторский
замысел, Протазанов в первую очередь перенёс на экран то, что отвечало его
собственным мыслям о жизни.
Сценарий А. Волкова
показывал драму князя Касатского как историю человека, разочаровавшегося во
всём, что составляло его жизнь, ушедшего от мира зла и обмана и нашедшего если
не истину, то успокоение среди простого народа.
А. Волков не только
написал сценарий, но и провёл съёмки в Звенигороде. Единомышленниками
Протазанова были также В. Баллюзек, И. Мозжухин, В. Орлова. В группе появляется
новое лицо — Александр Викторович Ивановский. С Протазановым его свёл случай.
Однажды Ивановский, имевший большой опыт работы в театре, попал в кино]«Арс»,
где демонстрировалась «Пиковая дама». Этот фильм произвёл на Ивановского столь
сильное впечатление, что, вернувшись с просмотра, он написал восторженное
письмо Мозжухину. Ответ пришёл через несколько месяцев, причём в весьма
необычной форме: в феврале 1917 года Мозжухин пришёл домой к Ивановскому и с
порога предложил: «Едем! Нас ждут Ермольев, Протазанов. Мы ставим „Отца
Сергия". Вы будете работать с Протазановым, будете его правой рукой».
Не прошло и получаса,
как в роскошном кабинете Ермольева, увешанном фотографиями, хозяин фирмы
знакомил Ивановского со стройным человеком в солдатской шинели. Солдат
представился: «Протазанов».
Художники В.
Баллюзек, А. Лошаков и художник по костюмам Н. Воробьёв немало потрудились,
чтобы создать декорации и костюмы, правдиво воспроизводящие эпоху. Там, где
павильоном ограничиться было нельзя, для съёмки отыскивались уголки, залы,
здания, сохраняющие черты стиля николаевской эпохи.
Протазанов был
придирчив в мелочах, считая, что несколько правдивых психологических крупных
планов стоят намного дороже обширных эффектных панорам. Отсюда съёмки на натуре
в таких городах Подмосковья, как Звенигород и Новый Иерусалим, в котором
находился один из красивейших русских монастырей.
Как ни в одном другом
фильме, успех «Отца Сергия» зависел от исполнителя главной роли — Ивана
Мозжухина. Артист должен был показать своего героя на протяжении почти всей
жизни: от мальчишки кадета, обожающего своего государя, до оборванного бродяги,
бросившего вызов царю и Богу и идущего с каторжниками по этапу в Сибирь. А
между ними был ещё и гвардейский офицер, снедаемый честолюбивыми замыслами, и
обманутый жених царской любовницы, и искушаемый соблазнами жизни монах.
Мозжухин блестяще
справился со своей задачей. Отдельные эпизоды фильма, например «пострижения»,
«искушения», «прозрения после истории с купеческой дочкой», и сейчас производят
сильное впечатление. Мастерство актёра, его умение взглядом, поворотом головы,
точным движением нервных рук передать внутреннее состояние героя не может не
восхищать.
Не отставали от
премьера и остальные актёры — В. Дженеева, В. Орлова, В. Гайдаров, Н. Лисенко…
Задача Владимира
Гайдарова, исполнявшего роль царя, затруднялась относительной бездейственностью
персонажа, скудостью материала для игры. Тем не менее Гайдарову удалось создать
очень убедительный и впечатляющий образ человека внешне чрезвычайно
внушительного, но внутренне ничтожного, циничного и бессмысленно жестокого.
Убедительной была
игра Н. Лисенко, постоянной партнёрши Мозжухина, в роли вдовы Маковкиной.
Весёлая вдовушка вскрывает силу духа Касатского. Оказавшись наедине с этой
прекрасной по мирским понятиям женщиной и чувствуя, что поддаётся её чарам, он
вдруг взмахивает топором и опускает его на собственную руку. Эта вспышка
мужества, силы, гордости заставляет женщину признать в чудаке человека, с
раскаянием просить у него прощения.
Трудное испытание
выдержала в фильме В. Орлова. Роль придурковатой купеческой дочки, казалось бы,
мало подходила к данным весьма популярной актрисы. Но Протазанов уговорил
Орлову «попробовать», а в результате русское кино одержало ещё одну творческую
победу. Парная сцена актрисы с Мозжухиным является одной из наиболее интересных
по передаче психологических особенностей литературного произведения.
На монтаж Ермольев
отвёл трое суток. Точный, деловитый Протазанов, слывший в среде кинематографистов
«железным профессионалом», очень волновался.
«Посмотрев
ролик, — вспоминал Ивановский, — Протазанов пошёл в монтажную
комнату. Молча долгое время ходил по монтажной, а потом ринулся к столу. Крутил
моталку, на которой стоял ролик, зорко всматривался, рвал и выкидывал куски
плёнки, сокращая длительность сцен.
Три долгих дня
продолжалось это сражение с материалом картины. Вот готов был и последний
ролик.
На моих глазах
свершалось новое рождение картины. Я сказал Протазанову: «Вы, Яков
Александрович, говорили мне, что режиссёр ещё до начала съёмок должен творчески
увидеть фильм на экране, в режиссёрском сценарии это видение вы записали, но вы
всё время переделываете, изменяете, беспощадно рвёте, выбрасываете целые
эпизоды».
Протазанов сердито
ответил мне: «Что же, по‑вашему, картина стала хуже? Вы же бывали на съёмках,
видели — приходили новые мысли, многое удавалось подглядеть в движении чувств
актёра, а в монтаже приходили новые решения! Монтаж — это большое дело!»»
Позже киноведы
отметят, что характерной чертой этого фильма является большая подвижность
камеры, съёмка различными планами, ракурсами, панорамами. Это в свою очередь
потребовало большого искусства в освещении актёров к декораций. Съёмка с точки
зрения героя для показа и оценки обстановки — приём, впервые использованный
Протазановым в «Пиковой даме», — применяется в «Отце Сергии» более тонко.
Киноаппарат по необходимости становится «глазом» каждого действующего героя. И
удивительно, что все это богатство приёмов было продемонстрировано новичком:
оператор Бургасов снимал свой первый фильм.
К концу 1917 года
«Отец Сергий» был смонтирован, а во вторник 30 апреля 1918 года в театре «Кино
Арс» состоялась премьера фильма.
Новый фильм был
оценен ещё выше, чем «Пиковая дама». «Отец Сергий» произвёл на публику
ошеломляющее впечатление бережностью, с которой постановщик подошёл к
экранизации, и размахом, с которым он эту экранизацию выполнил. Часто этот
фильм Протазанова называют вершиной русской дореволюционной кинематографии.
«Отец Сергий» не сходил
с экрана до конца 1920‑х годов. Вывезенный Ермольевым во Францию, фильм и там
пользовался заслуженным успехом.
Вскоре после «Отца
Сергия» А. Санин и Ю. Желябужский, следуя испытанными путями, создают
«Поликушку» — фильм принёсший первую славу советской кинематографии за рубежом,
признанный в Америке даже в 1924 году одним из десяти лучших фильмов года.