Киностудия им. А. Довженко, 1983 г. Сценарий
В. Мережко. Режиссёр Р. Балаян. Оператор В. Калюта. Художник В. Волынский.
Композитор В. Храпачев. В ролях: О. Янковский, Л. Гурченко, Е. Костина, О.
Табаков, Н. Михалков, Л. Иванова, Л. Зорина, О. Меньшиков и др.
«Полёты во сне и наяву» поначалу приняты не были. Судьба
картины, бурная и трудная, свершилась спустя шесть лет присуждением
Государственной премии СССР.
Страсти кипели
главным образом вокруг центрального персонажа. Герою фильма — Сергею Макарову —
сорок лет. Он оглядывается назад, подводит предварительные итоги, пытается
всмотреться в будущее.
Тоска и горечь о
несостоявшейся судьбе мучат Макарова. Хотя, казалось бы, у него есть всё, что
полагается по любым меркам благополучия, — семья, работа и даже любовница…
«Когда такие люди,
как Макаров, вторгаются в нашу жизнь, они, как огонь, обжигают явное,
осмысленное существование, — говорит режиссёр Роман Балаян. — Ведь
все считают, что они мудрее его. Им почти всё ясно на десятки лет вперёд. А в
Макарове таятся огромные запасы духовной, жизненной силы. Я убеждён, на таких
людях держится любая страна, любая нация. Дело в том, что большинство из нас —
утописты или философы повседневной жизни. Он — другой, вот почему его так
трудно понять и принять».
Режиссёр знал, о чём
говорил. После «Бирюка», вышедшего на экран в 1978 году, Роман Балаян пять лет
не снимал и даже заработал репутацию акына от режиссуры. У него, однако, была
масса планов, но сценарии не проходили даже на уровне заявок. Многое из того,
что пережил герой «Полётов…», накипело и в душе Балаяна: «Мне показалось, что
это можно снять. Тогда я позвонил Виктору Мережко…»
Так появился сценарий
«Полёты во сне и наяву». Время фильма — это три дня из жизни Сергея Макарова,
на один из которых приходится сорокалетие героя. На экране — его повседневное
существование с установившимся от утра до вечера распорядком: хождением на
работу, семейными неурядицами, встречами с любовницей, беготнёй, разговорами и
недомолвками. Нормальная жизнь. Вот только герой имеет странную привычку летать
во сне, о которой все знают, но в которую никто не верит…
«Макарова в нашем фильме
должен был играть Никита Михалков, — рассказывает Роман Балаян. —
Сценарий Виктор Мережко писал именно с таким прицелом. Никита Сергеевич уже
знал, что в августе должны начаться съёмки… И я в секунду предал своего друга
Михалкова!
Всё случилось в одно
неожиданное мгновение. Я увидел по телевизору фильм Татьяны Лиозновой «Мы,
нижеподписавшиеся…» с участием Олега Янковского. Я засмотрелся на то, как он
режет лимон. Просто режет лимон… Я не знал сюжета картины, смотреть стал откуда‑то
с середины. Но мне вдруг увиделось что‑то двусмысленное в таком незамысловатом
как будто действии артиста. Я почувствовал, что за его героем стоит очень
многое, неоднозначное, что этот человек двулик, неверен… Больше того, по его
лицу не видно, какой он человек. Никто заранее не знает, не в состоянии
определить, плохой он или хороший. Его взгляд, я убеждён, способен выразить
немыслимую амплитуду: от мерзавца до Христа. Такая сложность меня устраивает».
А Никита Михалков
сыграл в «Полётах…» самого себя, то есть режиссёра. В одном из эпизодов его
герой вынужден оторваться от дел, чтобы вытолкать Макарова за пределы
освещённой юпитерами съёмочной площадки. Герой Янковского после встречи с
Михалковым демонстративно перепрыгивает через ленточку.
«Мы это совершенно
случайно придумали на втором дубле, — вспоминает Балаян. — Олег ходил
по площадке, и я ему сказал: „Прыгни, оп!" В этом прыжке был для его героя как
бы порыв несения, утверждения личности, ощущения собственной неповторимости.
Только что он столкнулся с сильным человеком в лице режиссёра на съёмочной
площадке, что‑то понял про него, про себя. Но ведь жизнь продолжается,
существуют другие люди, варианты отношений, и в любом случае надо во что бы то
ни стало сохранить себя».
Роман Балаян очень
точно подобрал актёров на все роли.
Начальника Макарова
сыграл Олег Табаков. В фильме он предстаёт в образе умилительного обывателя,
который поёт песню своей молодости про синий троллейбус. У него жена, двое
детей, втайне же он влюблён в свою сотрудницу Ларису Юрьевну. Герой Табакова —
искренний, непосредственный, честный человек, в котором, однако, что‑то не
получилось…
Людмила Гурченко
сыграла роль некогда любимой и ныне брошенной героем Ларисы Юрьевны. Ещё в
расцвете лет, привлекательная, незамужняя чертёжница (или инженер) одета словно
кинозвезда, имеет личные "Жигули», богатую квартиру и запросто ссуживает
Сергея деньгами.
В роли любовницы
Макарова весьма эффектно выглядит московская школьница Е. Костина. Её героиня
годится Сергею в дочери, что, однако, ни её, ни его не смущает. Хуже то, что их
«застукала» жена Сергея Наташа. Усмехаясь, Макаров произносит: «Вот сидят две
женщины, одинаково для меня близкие, одинаково дорогие, но с одной меня не
связывает ничего, кроме долга, с другой все, кроме долга. Вот, спрашивается,
что же делать бедному Ереме? Бабоньки, милые, дорогие, через три дня сорок лет,
дурак дураком, к кому из вас прислониться?»
Алиса советует ему
прислониться к телеграфному столбу и в сердцах убегает. Наташа — её роль
прекрасно сыграла Л. Зорина — отбирает у Сергея ключи от дома, что его не
слишком огорчает.
«Все наши придумки,
импровизации начинались от главного героя, — замечает Балаян. —
Видимо, сразу, подспудно я искал оппонента для Макарова. Того, кто унизит его в
присутствии Алисы и других. Это был молодой человек, без капли инфантильности,
презирающий Макарова, в частности, и за инфантильность, такую нелепую в
сорокалетнем человеке».
И появился
молоденький паренёк в эпизоде, где Макаров попадает в ателье известного
скульптора (А. Адабашьян) со своей подружкой Алисой. У героя Олега Меньшикова
нет ни имени, ни фамилии, ни профессии, ни дома. В титрах он назван как бы чуть
небрежно: «друг Алисы». Типажность актёра точно легла на маленькую
эпизодическую роль, которую он укрупнил. Сделал заметной и очень органичной в
течение картины. При том, что Балаян абсолютно искренне вспоминает о спонтанном
появлении Меньшикова в «Полётах во сне и наяву», о том, что прежде всего им
руководило просто желание снова поработать с полюбившимся ему молодым артистом…
Олег Янковский снимался
одновременно в фильме «Влюблён по собственному желанию» у Микаэляна. Артист
рассказывал: «Для меня это были две ипостаси одной роли. Про себя я ту свою
жизнь называл „Бермудский треугольник". Я разрывался между городом Владимиром
(Балаян). Подмосковьем (Микаэлян) и Москвой (театр). Вечером я за рулём во
Владимир, на рассвете в Москву. Я спал по 3—4 часа в сутки. Но был на подъёме,
сильнейший импульс давало то, что нравилось работать, роли нравились. Исповедь.
Искренность. Доброта».
Кульминация «Полётов…»
— сорокалетие героя, день рождения, который едва не стал днём смерти. Режиссёр
устраивает карнавально‑шутовское действо, большой эпилог, где сошлись почти все
персонажи фильма.
Финал фильма — в
отличие от сценария Мережко, в котором герой погибал, — принципиален. Олег
Янковский всё время, даже годы спустя, мысленно возвращается к Макарову, едва
ли не в каждом своём интервью:
«Помните „Полёты во
сне и наяву" — когда бежит с факелом взрослый человек, когда мой герой
зарывается в сено и застывает в эмбриональном положении? От безысходности, от
пустоты. Это было отражением состояния большого числа интеллигентных людей.
Умных, образованных, но неприкаянных, растрачивающих себя попусту. Рефлексия.
Есть такое определение: лишний человек.
Конечно, и во мне
есть что‑то от Макарова, как и в каждом из тех зрителей, кто писал мне: это и
про меня, это и про мою жизнь. Как и в каждом сорокалетнем человеке, который
задаётся вопросом: а как я прожил эти сорок лет, главную половину жизни?..
Вообще, кто решится сказать, что он не переживал никогда подобного состояния
внутреннего разлада с собственной судьбой, с самой жизнью, кто не ощущал на
каком‑то пороге груза несбывшегося, неосуществленность?»
Фильм «Полёты во сне
и наяву» вызвал споры, неоднозначные оценки. Мудрый Марлен Хуциев сказал
справедливые слова: «По‑моему, прекрасная картина. И свободная. Что мне
пришлось по душе — в ней выражено гораздо большее, чем то, что изображено».
Критики отметили
изобразительную культуру «Полётов во сне и наяву». Фильм делали увлечённые
люди, тонко чувствующие силу экрана. Любой эпизод в плане его постановочно‑операторского
решения разработан динамично и живописно.
Сам Роман Балаян так
объясняет успех картины: «Снимая „Полёты…", я тешил себя надеждой, что фильм не
устареет и через десять лет. В нём есть некая загадка: до конца ведь непонятно,
куда стремится герой, чего хочет, кто прав, а кто не совсем. При этом все они в
фильме люди хорошие, но почему же тогда всем им так плохо?! Об этом стоит
задуматься…»