«Мосфильм», 1968 г. Сценарий В. Фрида и Ю.
Дунского. Режиссёр Е. Карелов. Операторы В. Белокопытов и М. Ардабьевский.
Художники Л. Семёнов и Б. Царёв. Композитор Е. Птичкин. В ролях: О. Янковский,
Р. Быков, А. Папанов, В. Высоцкий, И. Саввина, А. Демидова, Н. Бурляев, Н.
Крючков и др.
…Гражданская война. Крым. В руки красноармейцев попадает
трофейный киноаппарат — новенький французский «Патэ». Штаб решает использовать
этот случай для аэросъёмки местности. Командир полка (А. Папанов) вручает
кинокамеру красноармейцу Некрасову (О. Янковский): «Кино — это большое дело!
Кино! „Женщину‑вампира" видел? „Сказки любви роковой"… Сидишь и обмираешь… Но
мы с тобой будем снимать совсем другое. У меня какая идея. Заснять всех наших
красных героев, их революционную доблесть и славу».
И Некрасов вместе с
«приставленным» к нему красноармейцем Карякиным (Р. Быков), недавно
разжалованным за неуважение к воинской дисциплине, полетит на аэроплане в
разведку, а потом будет снимать красных героев, торжественный парад и
стремительные атаки.
Роль Некрасова — одна
из самых любимых у Олега Янковского. О том, как создавался образ красноармейца,
он рассказывал: «Что же за человек был этот хроникёр гражданской войны, её
безымянный летописец? Я представил его молчаливым, застенчиво‑сдержанным,
неуклюжим. Я придумал ему „легенду". Он воспитывался в семье священнослужителя
— об этом сказано одной строкой в сценарии. Некрасов в детстве был предоставлен
самому себе, много читал, думал, мечтал о прекрасном. Я представил себе семью
небогатого дьячка, которая приняла мальчика, оставшегося без родителей… Я представил
нехитрую библиотеку, в которой было, однако, десятка полтора настоящих книг, я
представил первые сеансы загадочного „синема", так поразившего воображение
юноши. Он рос в мире романтических иллюзий и книжных идеалов. И вот такой
мягкий, замкнутый, немного не от мира сего юноша попадает в конкретное,
сложное, кипящее время. Некрасов пришёл в революцию не потому, что до конца
понимал её цели и смысл — это случилось позже. Мы привыкли считать, что
мужеством обладают лишь те, кто в детстве и юности прошёл суровую школу. Но это
не так — мужеством обладают те, кто обладают мужеством… И сплошь и рядом
душевную стойкость, отвагу, презрение к компромиссам обнаруживают именно люди
такого склада, как мой Андрей Некрасов… Мне было обидно, что Андрей Некрасов
погибал. Я нафантазировал замечательное будущее для него. Он мог бы стать одним
из родоначальников революционного советского киноискусства — у него была
гражданская позиция, свежесть и неординарность взгляда на мир,
фундаментальность внутренней культуры. Но он погиб».
«Служили два товарища
в однем и тем полке» — такую когда‑то пели песню. Два товарища — это Некрасов и
Карякин. Некрасов — интеллигентный, мягкий, полный спокойной доброжелательности
к людям. Таким он описан в сценарии. Таким его и сыграл Янковский.
Карякин — натура
иного плана. Горяч, подозрителен, скор на расправу. Был командиром роты,
разжаловали в рядовые за то, что расстрелял «военспеца» — и расстрелял,
наверное, зря, как спустя несколько дней едва не расстреляли его самого. Но это
ничему не научило Карякина. Уж, кажется, он имел возможность убедиться в
смелости Некрасова, только что сам его хвалил: «Ты мужик геройский,
пролетарского поведения», а вот случилась у Некрасова неприятность, не сумел он
снять на плёнку вражеские укрепления — и Карякин уже себя не помнит от гнева:
«…разрешите обратиться. Некрасов беспартиец, происхождением чуждый, вёл злые
разговоры против революции, и эту плёнку он нарочно загубил».
Быков играет свою
роль легко, озорно, весело! Кепчонка по самые брови, манеры и говорок паренька
с городской окраины. Он полон оптимизма и неунывающей деловитости. Ему говорят:
«Мотор заглох», — а он, не раздумывая: «Почему? Чини!» (А мотор заглох у
аэроплана, и какое уж тут «чини», когда через секунду машина врежется в землю!)
Его ведут расстреливать, а он простодушно: «Опять расстрелять. Это сколько же
можно».
Очень интересный
герой получился у Быкова. Киновед И. Левшина отмечает: «Ролан Быков сыграл
Ивана Карякина, тульского слесаря, красного бойца, фанатика мировой революции,
показав в нём и величие и мелкость, и прозорливость фанатизма и тугодумие
невежества, и все сметающую страсть и крестьянскую расчётливость».
Тем не менее образ
Карякина долгие годы ставился в вину артисту. Начальство спрашивало: «Он
положительный или отрицательный?»
Запомнился в этом
фильме и мужественный герой Владимира Высоцкого. Актёр с большой
психологической достоверностью создаёт образ кавалерийского поручика Брусенцова
— белогвардейца, врага, но храброго и честного перед самим собой, по‑своему
верного присяге.
Брусенцов с трудом
успевает добраться до переполненного эмигрантами последнего корабля, уходящего
из Крыма. Он уже не думает о спасении коня, которому был обязан своей жизнью.
Обезумевшее животное бросается в море за своим хозяином.
«Брусенцов гибнет
потому, что видит, что Россия идёт совсем не тем путём, который он выбрал для
себя, — объяснял Высоцкий. — А он служил своему белому делу преданно
до самого конца. Он смелый человек, способный, талантливый. Если бы он не
оказался по ту сторону баррикад, он принёс бы много пользы. Только в самом
конце фильма он понял, что он теряет Родину, уплывая за границу. Он понял, что
Россия пойдёт по‑другому. А вместе с Родиной он теряет жизнь свою. Он
стреляется. Как отчаявшийся человек, опустошённый, он пускает себе пулю в рот.
Меня спрашивают: «Что
он, из‑за лошади застрелился?» Ну конечно, нет. Хотя лошадь тоже жалко. Она
остаётся. Но он застрелился из‑за своей опустошённости полной, отчаяния».
Да, судьба Брусенцова
полна трагизма. В то же время ряд сцен авторы фильма решают в ироническом
ключе. Так, бегство главных героев, Некрасова и Карякина, из махновского плена
происходит в подчёркнуто замедленном темпе.
Через весь лагерь на
глазах у бандитов один другого ведёт под прицелом ружья, захваченного у
«снятого» ими часового. Пленники медленно садятся в тачанку. И тут сценаристы
настаивали на том, чтобы Карякин с товарищем хлестнули лошадей и тачанка
понеслась бы так, чтобы за ней невозможно было угнаться. Ролан Быков возражал:
в «вестерне по‑русски» тачанка должна поначалу ехать медленно, и настоял на
своём. Когда смотрели отснятый материал, в зале раздался смех, едва тачанка
медленно тронулась с места и, не торопясь, покинула бандитский лагерь. Потом,
конечно, началась бешеная погоня с выстрелами и со всем тем, что в таких
случаях полагается.
«Вот пуля пролетела,
и товарищ мой упал…» Песня бесхитростная, но в неё вместилась целая жизнь — с
боевой дружбой, походами, гибелью. И вот Карякин, который пришёл сдавать
киноаппаратуру после гибели друга, говорит о Некрасове: «…Беззаветный был
человек, преданный боец делу революции. А вот мысли имел глупые… а вообще‑то
меня должно было убить‑то…»
Картина «Служили два
товарища» заканчивается старой кинохроникой. Авторы словно бы возвращают своего
погибшего героя в строй, в те колонны солдат, которые в памятное утро 7 ноября
1920 года праздновали третью годовщину революции, ещё не зная, что им суждено
взять Перекоп. Многие из них погибнут во время штурма, умрёт и Некрасов, но все
они оживут в этой плёнке, уже неподвластные времени.
В одном из интервью
2004 года Олег Янковский сказал: «Я очень люблю эту картину, она не стареет,
мудрая такая, чистая». С этими словами трудно не согласиться.