«Мосфильм», 1956 г. Сценарий Г. Колтунова по
одноимённому рассказу Б. Лавренёва. Режиссёр Г. Чухрай. Оператор С. Урусевский.
Художники В. Камский, К. Степанов. Композитор Н. Крюков. В ролях: И. Извицкая,
О. Стриженов, Н. Крючков, Н. Дупак, Г. Шаповалов, П. Любешкин, Л. Ковылин, Ю.
Романов и др.
«Сорок первый» — фильм режиссёра‑дебютанта Григория Чухрая —
имел необыкновенный успех у зрителя, получил специальный приз — «За
оригинальность сценария, гуманизм и поэтичность» в Канне, о нём спорили,
думали… За короткий срок Чухрай сделал себе имя в отечественном кино. А ведь
совсем недавно его могли вообще отлучить от кино…
Окончив режиссёрскую
мастерскую С. Юткевича и М. Ромма во ВГИКе, Чухрай около трех лет работал
помощником у разных режиссёров (в том числе у Ромма на картине «Адмирал
Ушаков»). А потом случился казус. Поспорив публично с А. Корнейчуком,
председателем Совета национальностей, о сценарии дорогостоящей, но заведомо
ущербной по своим художественным качествам юбилейной картины, Чухрай был лишён
заработка на Киевской киностудии.
Спас молодого
режиссёра Михаил Ромм, узнавший о творческом простое ученика. Благодаря его
хлопотам Чухрая принял директор «Мосфильма» Иван Александрович Пырьев.
На вопрос, какой
фильм он хочет снимать, Чухрай ответил: «"Сорок первый" по рассказу
Лавренёва». Пырьев выслушал его с большим вниманием.
Не так часто бывает,
чтобы литературное произведение, однажды поставленное в кино, экранизировалось
повторно. Рассказ Лавренёва в годы немого кино был перенесён на экран Яковом
Протазановым, и фильм пользовался огромным успехом.
Перед нами
единоборство остатков разбитого красноармейского отряда с пустыней. А после
выхода уцелевших к берегам Арала в поле зрения художника остаются только двое,
выброшенные бурей на безлюдный остров: женщина и мужчина — конвоир и пленный,
два смертельных врага, полюбившие друг друга. История о девушке‑рыбачке, бойце
Красной армии Марютке, полюбившей белого офицера и нашедшей в себе силы
выполнить свой революционный долг, полна драматизма.
Первые сложности у
Чухрая начались уже на стадии написания сценария. В это время многие
кинодраматурги, с которыми ему хотелось бы работать, были заняты. Кандидатура
Г. Колтунова возникла благодаря настоятельному совету С. Юткевича.
Работа шла тяжело.
Соавторы по‑разному смотрели на вещи. Колтунов опасался, что подобный сюжет —
красноармейка влюбляется во врага революции — может все погубить. Необходимо
осудить героиню за её неразумную любовь…
Чухрай же считал, что
Гражданская война не была войной между умными и дураками. Боролись убеждённые
люди. Нация рвалась по‑живому, лилась кровь… И понимание этой трагической
правды он чувствовал в рассказе Лавренёва.
Сценарий
переделывался не менее шести раз. И от последнего, утверждённого, в фильме
останется немногое…
Чухрай представил
сценарий на обсуждение худсовета «Мосфильма». Заседание, состоявшееся 19 апреля
1955 года, можно считать поворотным в истории фильма. Всё висело на полоске.
Необычность сюжета смущала товарищей, от которых зависел дебют режиссёра.
Чухрая поддержали
такие авторитетные фигуры, как Михаил Ромм и Иван Пырьев (оба, кстати,
участники Гражданской войны). И всё‑таки большинство считало, что такой
сценарий запускать нельзя, потому что советское искусство имеет воспитательное
значение, а тут девушка влюбляется во врага. Что же будет, если все девушки
влюбятся во врагов? Ромм бросил реплику, выручившую фильм: «Ну и великолепно,
пускай каждая влюбится во врага и каждая убьёт врага».
Выбор актёров
оказался делом не намного более лёгким, чем утверждение сценария. На роль
Марютки Чухрай взял Изольду Извицкую, молодую актрису, успешно сыгравшую одну
из главных ролей в «Первом эшелоне» Калатозова.
Лавренёв описывает
Марютку горячей, фанатичной, какой‑то чёрной или рыжей девицей, но такой не
могли найти. Пробовали Нифонтову, Харитонову. Извицкая возникла в самый
последний момент… Это было настоятельное требование художественного совета.
Роль поручика
Говорухи‑Отрока должен был играть Смоктуновский. Но с Изольдой он не смотрелся…
Тогда появилась кандидатура Стриженова. Он давно мечтал сыграть поручика в
«Сорок первом», ещё со времени учёбы в Вахтанговской школе.
«Я думаю, Григорий Чухрай
выбрал меня на роль поручика Говорухи‑Отрока не по типажу, а как известного
популярного артиста. Образ героя я придумывал сам: и манеру держаться, и все
детали поведения. Наконец‑то остались свои светлые волосы, своя, а не накладная
бородка. Сделали пробы с Изольдой Извицкой, всем понравилось, и начались
съёмки».
Картину должен был
снимать оператор А. Темерин. Но потом свои услуги предложил Сергей Урусевский,
считавшийся на студии лучшим оператором. Темерин согласился быть его
ассистентом. По настоянию Урусевского в качестве второго режиссёра была принята
его жена Белла Мироновна Фридман.
Григорий Чухрай
собирался в экспедицию в пустыню под Красноводском «с тяжёлым сердцем». Тем
более что Сергей Юткевич «напутствовал» молодого режиссёра: «С такой Марюткой
фильм не получится».
Экспедиция оказалась
нелёгкой. Основная база находилась на Каспии в Красноводске. Потом спустились
ниже по морю к полуострову Челекен, на мысу выстроили избушку, где и
происходило действие последней части картины.
Атмосфера сыпучих
песков, ощущение одиночества человека, попавшего в мир пустыни, даже нехватка
воды сближали всех. Натура помогала вжиться в образ и в ситуацию, в которой
оказались герои. Стриженов с Извицкой превращались в робинзонов, отрезанных от
цивилизованного мира. Волосы отрастали, лица грубели от загара, одежда ветшала
и свешивалась лохмотьями.
Совсем в других
условиях снималась заключительная сцена. Олег Стриженов рассказывал:
«Мы с Изольдой сидим
на песочке, беседуем, и вдруг я вскакиваю.
— Парус!
Размахиваю руками,
бегу к воде.
— Наши! Наши!
А моя Марютка‑Изольда
берет винтовку, прицеливается… Выстрел. Я падаю.
— Сорок первый.
Она подбегает ко мне
и, плача, произносит над мёртвым телом длинный монолог.
Всего‑то действия
пять‑шесть минут на экране. А мы снимали его пять‑шесть дней. Почему?
Если внимательно
всмотреться в кадры фильма, то можно заметить, что мы сидим не на летнем
морском пляже, а почти что на льду. Песочек даже не сыпется между пальцев — он
мёрзлый. А почему такое особенное небо? Почему офицеры в лодке в шинелях и
башлыках?
Да потому, что по
сценарию только‑только настал конец зиме. И чтобы не изменять правде
изображения, съёмки шли ранней весной. Если ступить в воду, ноги сводит
судорогой. И мы полуголые играем сцены в эдакую холодищу. Пока на тебя
направлена камера, ни о чём другом не думаешь, кроме того, что ты — поручик
Говоруха‑Отрок. Но вот отсняли дубль. Вскакиваешь и бегаешь, пока не
разогреется окоченевшее тело. Звучит команда «мотор», и ты вновь забываешь о
холоде. Главное — съёмка!»
Чухрай заканчивает
работу над «Сорок первым» летом 1956 года. После просмотра картины на
художественном совете Пырьев расцеловал режиссёра. Картину приняли хорошо, что
даже для Чухрая было неожиданным.
Пырьев показал
картину в Комитете по кинематографии. Там высказывались сомнения,
социалистический ли это реализм и хорошо ли оправдывать любовь к врагу. Иван
Александрович позвонил Хрущёву и сказал, что хочет представить ему картину,
снятую на «Мосфильме». Хрущёву фильм понравился.
В октябре 1956 года
фильм Чухрая выходит на экраны страны. «Сорок первый» — это любовная элегия со
свежим оригинальным взглядом на прошлое. «И любовь эта изменилась по сравнению
с повестью, — отмечает кинокритик Нея Зоркая. — Во‑первых, изменились
сами герои. Олег Стриженов сыграл Говоруху‑Отрока (лучшую свою роль) человеком
значительным, смелым и умным». За роль поручика Говорухи‑Отрока Стриженова
признали лучшим актёром года.
Основным предметом
спора на страницах печати стала трактовка образа Марютки в исполнении Изольды
Извицкой. Во Франции её часто сравнивали с Мерилин Монро. Весь мир удивился,
как русские могут красиво любить, какие они удивительные люди и сколь
восхитительна и разнообразна природа их страны. Когда в конце фильма поручика
Говоруху‑Отрока убивали — зрители плакали.