«Мосфильм» и Киевская киностудия, 1939 г.
Сценарий Е. Помещикова. Режиссёр И. Пырьев. Оператор А. Гальперин. Художник В.
Каплуновский. Композиторы братья Покрасс. В ролях: М. Ладынина, Н. Крючков, Б.
Андреев, П. Алейников, С. Каюков и др.
Сценарий фильма режиссёр И. Пырьев написал вместе с Е.
Помещиковым за короткий срок (боясь упустить летнюю натуру). Основная его идея
подсказана теми настроениями, которыми в то время жили страна и народ.
Шёл 1938 год. На
Дальнем Востоке Япония, захватив Центральный Китай и Маньчжурию, совершила
провокационное нападение на границы СССР. Нападение это, как известно,
закончилось для самураев печально. Советские танкисты разгромили и полностью
уничтожили несколько японских дивизий…
Один из этих героев‑танкистов
и был задуман как основной герой будущего фильма. Ему дали имя Клим Ярко.
Увидел он в газете
портрет знаменитой трактористки Марьяны Бажан и потерял душевный покой. А как прочёл
о её трудовых делах, так решил окончательно и бесповоротно: сразу после
окончания срочной службы махнуть туда, где колосятся украинские поля, и где
живёт чудесная девушка‑колхозница, без которой он и не мыслит теперь свою
жизнь.
Прототипом героини «Трактористов»
Марьяны Бажан была Паша Ковардак. С этой небольшой голубоглазой девушкой со
светлыми, как лён, волосами сценаристы неоднократно встречались в Москве, куда
она приезжала на учёбу.
Пырьев вспоминал:
«Итак, мы писали
сценарий о передовых людях сельского хозяйства, овладевших новой техникой,
новыми методами труда, и о перевоспитании на основе их опыта таких отстающих,
как Назар Дума, Савка, и других.
Угроза же войны,
нависшая в те дни над всем миром и над нашей страной, заставила нас ввести (уже
в режиссёрский сценарий) ещё одну тему — тему боевой готовности наших людей
защищать свои завоевания, свой труд, свою Родину. Надо было связать эти две
темы в единую драматургическую концепцию и сделать кинокартину комедийного
жанра».
В авторском варианте
действие начиналось на Дальнем Востоке, в одном из танковых подразделений.
Командир полка говорил хорошие напутственные слова танкистам, уходящим из армии
по окончании срока службы. Заканчивался же сценарий встречей тракторной бригады
Клима Ярко, уходящей с полей после окончания уборочных работ, с колонной
танков, идущих на осенние манёвры…
И, возможно, такое
начало и финал остались бы в фильме, если бы он не был задуман как музыкальный.
Музыка писалась во время работы над режиссёрским сценарием и вошла в фильм как
один из основных компонентов.
Прекрасные песни,
созданные композиторами Дмитрием и Даниилом Покрасс и поэтом Борисом Ласкиным,
потребовали себе места в будущей картине. «Три танкиста» и «Марш танкистов» по
своему характеру и содержанию были как раз такими, что смогли заменить собой
два не вошедших в картину сценарных эпизода. Фильм сразу, с заглавных титров,
начинался песней «Три танкиста» и заканчивался грозным маршем, который запевал
Назар Дума на свадьбе Марьяны Бажан и Клима Ярко. Слова песни единодушно
подхватывали все присутствовавшие трактористы, и они звучали торжественной
клятвой встать как один на защиту Родины!
Итак, сценарий
«Полюшко‑поле» — так назывался раньше фильм «Трактористы» — был закончен.
Начался подготовительный период.
За сравнительно
короткий срок в результате проб и репетиций удалось на все роли подобрать
хороших актёров. Клим Ярко — Николай Крючков, Марьяна Бажан — Марина Ладынина.
Савка — Пётр Алейников, директор МТС — Степан Каюков. Не хватало только
исполнителя роли Назара Думы.
Однажды Пырьеву
показали для отбора на эпизодические роли трактористов группу молодых парней.
Среди них ростом, фигурой и широким лицом с несколько раскосыми глазами
выделялся один — в белой «капитанке», матросской тельняшке и небрежно накинутом
на плечи пиджаке. Это был Борис Андреев — ученик Саратовской театральной школы.
Он приехал в Москву с театром на летние гастроли, но не в качестве актёра, а
как рабочий для разгрузки и погрузки декораций.
Андреев рассказывал:
«…Итак, я в первый
раз увидел Ивана Пырьева. Кепка с выпирающего затылка была сдвинута на серые
глаза, которые беспокойно, внимательно и недоверчиво ощупывали меня из‑под
козырька.
— Ну‑ка,
повернись, — сказал он голосом, не предвещавшим ничего хорошего.
Я повернулся.
— Пройдись!..
Я лениво зашагал по
кругу.
— А ну,
бегом!.. — сказал он очень сурово, и в голосе зазвучала сталь закрученной
пружины.
Я посмотрел на своего
мучителя глазами затравленного волка.
— Подходяще, — сказал Пырьев. —
Не протестую, будем пробовать на Назара Думу.
— А ведь я
приглашал его на Клима Ярко, — прозвучала запоздавшая реплика ассистента
режиссёра.
Слегка побледнев и
набрав полную грудь воздуха, Пырьев произнёс монолог, исполненный трагического
пафоса. Я не помню дословно всего сказанного тогда Иваном Александровичем, но
сказал он примерно следующее:
— Это какому же
кретину могло прийти в голову пригласить такую шалопутную человеческую особь на
роль Клима Ярко, на роль героя‑любовника?!
И он злобно впился в
меня глазами, отчего мне стало совсем неловко».
В приёмной Андреев от
волнения одним залпом выпил полный графин воды и громко заявил ассистентам:
«Ерунда все это! Не подойду я вам. Не справлюсь». Однако на другой день он
вовремя пришёл на репетицию и показал свои недюжинные способности.
Подготовительный
период «Трактористов» заканчивался. Оставалось выбрать места натурных съёмок и
записать фонограммы песен. Декоративных объектов (павильона) в картине было
мало. Основное действие происходило на полях, дорогах, в стане тракторных
бригад, во дворе МТС. Это означало, что правильный выбор мест натурных съёмок
решал не только изобразительную часть фильма, но и предопределял оперативность
съёмочной работы группы.
Выбирать натуру
Пырьев выехал вдвоём с художником картины В.П. Каплуновским. Проехав на машине
от Николаева до Одессы, они остановили свой выбор на Гурьевской МТС,
расположенной на берегу Буга, невдалеке от его впадения в Чёрное море.
Киношников прельстили необъятные степные просторы, огромные массивы золотистых
хлебов и чёрной пахотной земли.
После выбора мест
натурных съёмок «Трактористов» оставалось только записать фонограмму музыки, и
можно было выезжать в экспедицию.
Знаменитые
«Трактористы» — лирическая комедия, скорее весёлая, чем смешная. И в образах
двух главных героев, Марьяны Бажан и Клима Ярко, складывается характеристика
лирической, а никак не комической пары.
Смешное шло в фильме
от другого — от путаных или курьёзных положений и, главное, от комедийности
второстепенных персонажей.
В своей книге Николай
Крючков рассказывал:
«По своей неопытности
Боря Андреев перед камерой в первое время здорово тушевался и, пытаясь подавить
смущение, непроизвольно пыжился, набычивался. Выглядело это, признаться,
довольно смешно и, видать, не раз служило темой для досужих остряков. Я же об этом
как‑то не подумал и, желая парню одного лишь добра, простодушно и от чистого
сердца крикнул ему однажды на всю съёмочную площадку: „Да чего ты все
раздуваешься? Куда ж больше, и так вон какой здоровый лось вымахал!"
Андреев побагровел:
«Ещё один насмешник выискался? Ну, подожди…»
Пришлось срочно
«тушить пожар». Ведь этот новичок, если уж рассвирепеет, мог все сокрушить на
своём пути. И те, кто зло его задевал, долго об этом потом сожалели. Вместе с
тем Андреев был незлобив, отходчив и, к чести своей, предельно объективен.
Убедившись, что у меня и в мыслях не было желания подтрунивать над ним, он
сменил гнев на милость, а со временем вообще перестал «раздуваться» на
съёмочной площадке».
Во время съёмок
«Трактористов» Андреев встретился и на всю жизнь подружился со своим ровесником
П. Алейниковым (тот был всего на полгода старше его). Андреев скажет позднее:
«С ним я чувствовал себя вдвое сильнее, я у него силы черпал». Многие, знавшие
их, так и говорили: «Это друзья — не разлей вода». О неразлучной паре Андреев —
Алейников в те годы ходила масса всевозможных историй…
Роль Ярко — одна из
лучших работ Крючкова. По ходу действия в фильме «Трактористы» его герой должен
был работать на тракторе, ездить на мотоцикле, на автомобиле, играть на баяне и
плясать… И все это артист делал сам, причём без всякого тренажа, а сразу, что
называется, с ходу.
То же хочется сказать
и о Марине Ладыниной. В «Трактористах» её героине Марьяне Бажан надо было
летать по степи на мотоцикле, вести по пахоте сложный гусеничный ЧТЗ. И актриса
делала все это так, будто уже давно была трактористкой и неоднократно
участвовала в мотогонках.
«Трактористы»,
картина столь светлая и радостная, полная такого умного, улыбчивого дружелюбия,
съёмочному коллективу давалась на редкость мучительно. Дело было не только в
производственных трудностях, но и в исключительной напряжённости отношений
режиссёра со съёмочной группой, прежде всего с актёрами. И если Пырьев избытком
выдержки не отличался, то работа с ним в «Трактористах» не раз оборачивалась то
для одного, то для другого актёра эксцессами, которых, например, даже
славившийся своей незлобивостью и отходчивостью Пётр Алейников так до самой
смерти не смог ни забыть, ни простить.
Тяжелее всех, судя по
воспоминаниям участников, доставалось главной исполнительнице. Вот что
рассказывал Крючков: «Съёмки „Трактористов" подходили к концу, и наш режиссёр
все заметнее нервничал, срывался. Отношения Пырьева с актёрами становились все
напряжённее. И, честное слово, от души было жаль его жену, милую Марину Ладынину,
когда Пырьев заставлял её повторять иные заключительные сцены более двадцати
раз подряд. Ей доставалось, пожалуй, больше всех. И если бы не наша
коллективная помощь и защита, не знаю, чем бы закончился для неё тот съёмочный
период».
А «ударную волну»
одного из самых бурных взрывов режиссёрского темперамента Крючкову пришлось
принять целиком на себя и при этом, что называется, «показать характер» столь
решительным образом, что общая атмосфера на съёмках ощутимо разрядилась и в
значительной степени нормализовалась.
Однако причины для
того, чтобы нервничать, у Пырьева были. Обстановка в мире осложнялась с каждым
днём. В разгар натурных съёмок в экспедиции, то есть к осени тридцать восьмого
года, немецкие фашисты оккупировали значительную часть территории Чехословакии.
В связи с этим был даже придуман эпизод: во вспаханной земле трактористы
находят немецкую офицерскую каску, оставшуюся на полях Украины после оккупации
1918 года. Эпизод этот получил развитие, находка не прошла бесследно для
бригады Клима Ярко — трактористы стали овладевать искусством вождения танков.
«Трактористов» сняли
очень быстро. Начав съёмки в июне, в конце декабря 1938 года уже представили
фильм на утверждение нового председателя Комитета по делам кинематографии — С.
Дукельского. Дукельский был человек весьма честный, с широким государственным
размахом. Но, к сожалению, в вопросах искусства абсолютно некомпетентный.
Дукельский сказал,
что фильм хороший, но кое‑что из него надо убрать. «Мне предлагалось вырезать
из картины лучшие комедийные куски и целые игровые эпизоды с Андреевым и
Алейниковым, которые и мне, и всей группе, и многим моим товарищам очень
нравились, — вспоминал Пырьев. — Всего надо было вырезать не более,
не менее, как метров шестьсот, то есть почти две части… И тогда, и сейчас я
уверен в том, что „Трактористы" в своём „незарезанном" варианте наиболее полно
отражали предвоенное грозовое время и были намного содержательней и интересней
как по актёрскому мастерству, так и по режиссёрскому решению».
В августе 1939 года
фильм «Трактористы» вышел на экраны страны и имел грандиозный успех у зрителей.
Все актёры, занятые в главных ролях (М. Ладынина. Н. Крючков, П. Алейников и Б.
Андреев), прославились на всю страну.
Танкисты приняли
картину как свою, а её главного героя — как своего брата‑танкиста. И не только
за его песни, хотя это бы по‑настоящему «танкистские» песни нашего экрана, тут
же подхваченные многомиллионным зрителем с голоса Н. Крючкова и разнёсшиеся по
всей стране.
Появление
«Трактористов» на экранах страны породило целое патриотическое движение
советской молодёжи. Тысячи юношей и девушек отправились работать в сельское
хозяйство, стали трудиться в колхозах и совхозах, на машинно‑тракторных
станциях, по примеру Марьяны Бажан и Клима Ярко встали за штурвалы тракторов и
комбайнов.