Одесская киностудия, 1983 г. Сценарий П.
Тодоровского. Режиссёр П. Тодоровский. Оператор В. Блинов. Художник В.
Коновалов. Композиторы И. Контюков и П. Тодоровский. В ролях: Н. Бурляев, Н.
Андрейченко, И. Чурикова, В. Проскурин, З. Гердт, Е. Козелькова, В. Шиловский,
А. Мартынов и др.
В «Военно‑полевом романе» нет ни одного боя, и есть фронт.
Окопы, походные кухни, марши… Главный герой фильма юный солдатик Саша Нетужилин
(Н. Бурляев) был поражён медсестрой Любой (Н. Андрейченко), фронтовой
любовницей комбата Неронова. Саша три раза видел «женщину товарища майора»,
несколько раз слышал её смех да один раз подрался за неё, точнее за
оскорбительные слова, сказанные по адресу «майорши».
«Сколько грязи вылито
в адрес этих молодых женщин в тылу, и с каким обожанием, с какой надеждой на
жизнь и верой в бессмертие смотрели на них там, на фронте: пусть не все, но
смотрели. На войне им было труднее, чем мужчинам, а после неё — труднее
вдвойне. За очень редким исключением», — отмечал писатель‑фронтовик Борис
Васильев.
В фильме не будет
этого исключения. Здесь будет гибель комбата, одиночество, и — дочь на руках.
После войны Саша Нетужилин встретит Любу московской зимой возле ЦУМа.
Пританцовывая на морозе, она бойко торговала горячими пирожками.
Все бежали мимо, а Саша
вдруг замер перед вульгарной, грубой и неопрятной лотошницей. Почему он
остановился? Ведь у него — чудесная умница‑жена Вера (И. Чурикова), которую он
любит, с которой ему легко и просто.
Борис Васильев
пытается ответить на этот вопрос: «Саша сражается со всеми (и прежде всего — с
нею) не за то, чтобы вполне конкретная Люба Антипова стала его женой или
возлюбленной; он сражается за её воскрешение. У него есть совесть. Наша, общая
совесть, которая поэтому и называется гражданской: ему мучительно больно за то,
во что превратилась прекрасная „женщина товарища майора", и стыдно, как мы — мы
все, вместе! — могли это допустить. И он начинает очищать её от скверны,
высекать нежную, любящую и верную жену и мать из серого асфальта московских
улиц».
Люба предпочтёт
другого — зампредрайисполкома Новикова (В. Проскурин), бывшего фронтовика. С
этим основательным человеком находит успокоение её мятущаяся душа.
И бесконечно
преданная жена Саши поможет ему понять это и обрадоваться. Обрадоваться, что он
спас, вернул к нормальной жизни Любу Антипову и её дочь Катьку Неронову…
Сценаристом фильма и
режиссёром является фронтовик Пётр Тодоровский. В 1954 году он окончил с
красным дипломом операторский факультет ВГИКа, снял несколько фильмов как
оператор, в том числе знаменитую «Весну на Заречной улице» (совместно с Р.
Василевским). Как режиссёр Тодоровский дебютировал картиной «Верность» (1965).
Сценарий «Военно‑полевого
романа» Тодоровский предлагал разным студиям, но везде слышал отказ: «Опять
коммуналки, опять неустроенность. Такое кино нам не нужно». Запускать картину
согласилась Одесская киностудия. Выделили на фильм всего 380 тысяч рублей.
В роли Любы
Тодоровский видел только Наталью Андрейченко. Но актриса недавно родила
ребёнка, и её муж, композитор Максим Дунаевский, был против того, чтобы жена
снималась. Начали искать замену. На эту роль пробовали многих, в том числе
Татьяну Догилеву. Но здесь была нужна женщина с жизненным опытом, которая может
точно показать всю непростую судьбу героини. И Тодоровский снова позвонил
Андрейченко.
И Наталья ответила
согласием — очень уж понравился сценарий. Хотя до этого 27‑летняя Андрейченко
сыграла в двадцати фильмах, но подлинный успех пришёл к ней именно после выхода
на экраны «Военно‑полевого романа».
Отсняв на Украине
фронтовые эпизоды, киногруппа Тодоровского переехала в Москву. Пётр Ефимович
отыскал двухэтажную коммуналку в центре Москвы, на Таганке. «В коридоре все
вещи, шкафчики тех времён, — вспоминала Инна Чурикова. — Почти ничего
делать не надо было. Живая история. Как будто мы окунулись в то время, о
котором фильм и рассказывает. Вообще, у меня было не много съёмочных дней, по‑моему,
восемь. Но работалось легко, получился очень светлый фильм».
Пётр Тодоровский
много беседовал с актёрами, рассказывал «о времени и о себе». Режиссёр работал
с вдохновением. Материалом мог вертеть и так и эдак. Пётр Ефимович рассказывал:
«В фильме есть психологически сложнейшая сцена, когда Саша — Коля Бурляев
провожает Любу — Андрейченко и встречают они Веру, жену его… Ну „застукала" она
их! А тут ещё Люба говорит: „Он меня любит, а не тебя! Саша, скажи, вслух
скажи…" Ну что же, думаю, Коле подсказать‑то?! И тут осеняет: срочно найдите
пару яблок — кричу. Помните, Инна Чурикова — Вера то есть — говорит ему: „Ну
скажи, Саша, скажи!" — он остервенело так в яблоко вгрызается!»
Сейчас трудно
представить в роли Саши Нетужилина кого‑то, кроме Николая Бурляева. Сам актёр
тоже любит эту роль. Сценарий он прочитал за ночь, обливаясь слезами. Однажды в
Брюсселе на пресс‑конференции, после просмотра, Бурляева с удивлением спросили:
«А что, у вас ещё есть такие?» «Да, — ответил актёр, — сам такой. Вся
страна такая».
По словам Бурляева,
его идеал женщины — это образ, созданный Чуриковой, — преданной,
самоотверженной, всепрощающей жены.
Роль дяди Гриши, у
которого столовалась Люба, сыграл Всеволод Шиловский. Многие посчитали, что
этот персонаж отрицательный. Шиловский с этим утверждением был не согласен: «А
почему вы считаете, что исковерканный войной дядя Гриша — герой отрицательный?
Блистательный режиссёр Тодоровский предложил мне сначала в этом фильме другую
роль, но я сказал, что хочу сыграть именно дядю Гришу».
Сквозь весь фильм
проходит полная наивности и ностальгии песенка, музыку которой написал
Тодоровский.
Пётр Ефимович нашёл
замечательные стихи Гены Шпаликова, и показалось ему, что без этих его слов
картина многое потеряет. «Городок провинциальный, летняя жара…» Стал сочинять
мелодию — стилизацию такую под довоенные песни. И песенка органично вошла в
фильм, стала его действующим лицом, частью драматургии.
Тодоровский привёз
фильм в Москву на приёмку, начальство высказало свои замечания. Из картины
исчезло даже упоминание о репрессированных родителях Веры. Был персонаж — сосед‑гэбэшник.
Он в фильме все подслушивал, подсматривал. Эпизоды с его участием пришлось
вырезать.
За первый год проката
в Советском Союзе картину посмотрели 15 миллионов зрителей. На Всесоюзном
кинофестивале в Киеве «Военно‑полевой роман» был удостоен одного из трех
главных призов. Очень жаль, что фильм, представленный на Государственную
премию, её не получил. Наталья Андрейченко как раз собиралась замуж за
известного актёра Максимилиана Шелла. Это решило дело.
«Военно‑полевой
роман» был номинирован на премию «Оскар», и все уверяли, что из представленных
на конкурс фильм Тодоровского — лучший. А премию присудили швейцарцу, снявшему
«Опасные ходы» о гроссмейстере‑диссиденте Викторе Корчном. И здесь в
распределение наград вмешалась политика.
На Международном
фестивале в Вальядолиде «Военно‑полевой роман» получил премию за лучший
сценарий, а Наталья Андрейченко — приз за лучшее исполнение женской роли. В
Берлине приза «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль была удостоена Инна
Чурикова.