«Мосфильм», 1938 г. Сценарий М. Вольпина, Н.
Эрдмана, Г. Александрова. Режиссёр Г. Александров. Оператор Б. Петров. Художник
Г. Гривцов. Композитор И. Дунаевский. В ролях: Л. Орлова, И. Ильинский, П.
Оленев, В. Володин, А. Тутышкин, С. Антимонов, М. Миронова, Н. Кондратьев, А.
Долинин, В. Санаев, И. Чувелев, Толя Шалаев.
В 1938 году на экраны страны вышла третья комедия
Александрова «Волга‑Волга». На этот раз сатирическая. Посвяшена она
самодеятельному искусству. Маленький городок на Волге полон народных талантов.
Но бюрократ Бывалов делает всё возможное, чтобы помешать развитию молодых
талантов.
«В то время появился
лозунг биться за самодеятельность, — вспоминал Александров. —
Самодеятельному творчеству масс уделялось большое внимание. А многие не понимали
его значения как формы общественной деятельности, как одного из путей
направления энергии и инициативы народа в творческое русло. Главным
препятствием на пути самодеятельности, как указывалось, был бюрократизм».
Большая часть съёмок
происходила на натуре. Из Московского речного порта вышла целая флотилия. На
небольшом пароходе «Памяти Кирова» были размешены участники экспедиции. Буксир
вёл игровой пароход «Севрюгу» и игровую баржу. Из Южного порта группа поплыла
по Москве‑реке и Оке к Горькому (ныне Нижний Новгород), где и начались съёмки.
Затем пошли на Каму,
где около Сарапула прошли съёмки ряда объектов. Следующий комплекс съёмок
находился близ Перми. Здесь на плотах съёмочная группа поднялась в верховья
реки Чусовой. Затем группа направилась вниз по Каме и по дороге, опять главным
образом у Сарапула, доснимали ряд сцен, выплыли на Волгу и у Жигулей закончили
экспедиционную часть съёмок.
В октябре—ноябре
Александров уже на Московском море и канале Москва — Волга успел захватить
последнее солнце и доснять всю нужную ему натуру.
…В Мелководске что ни
находка, то самоцвет. И водовоз дядя Кузя, распевающий свои ставшие знаменитыми
куплеты о пользе воды, и квартет поваров, играющих на кастрюльках, ложках,
шумовках, и официант, сервирующий обед оперными ариями, и милиционер со своим
колоратурным свистком — все это весело, смешно, наполнено озорной музыкальной
эксцентрикой.
Бывалов раскрывается
сразу, в нескольких репликах, обращённых к посетителям и секретарше, которую
блистательно играла молодая Мария Миронова.
Как антитеза Бывалову
в комедии выведен привлекательный образ девушки‑письмоносицы Дуни Петровой, по
прозвищу Стрелка. Певунья, заводила, выдумщица, она становится душой фильма.
Вначале действие
ведёт одна Стрелка. Пока Бывалов сокрушительно деловой походкой следует с
берега Волги к себе в кабинет, она доказывает ему, что в их городе Мелководске
множество талантов. Она рассказывает Бывалову, что некая Симка замечательно
поёт арию Татьяны, и сама поёт эту арию; она втолковывает Бывалову, что некий
Мишка отлично читает стихи, и сама читает отрывок из «Демона»; она убеждает
Бывалова в том, что некий Гришка отлично пляшет, и тут же проделывает несколько
неотразимых колен лезгинки.
Любовь Орлова в этой
роли пленяет и блеском исполнения музыкальных номеров, и драматическим
талантом. «Это моё режиссёрское счастье, что в фильме „Волга‑Волга" снималась
Любовь Орлова, которая могла делать все, — отмечал Александров. — В
фильме она превосходно поёт, пляшет, читает, но при всём при том остаётся
письмоносицей Стрелкой — милой, простодушной Дуней Петровой, которая
самозабвенно влюблена в искусство и непоколебимо уверена в творческих силах
своих друзей. В роли Стрелки Любовь Орлова раскрыла замечательное качество
своего дарования — умение сочесть эксцентрически комедийный внешний рисунок
роли с подлинным лирическим чувством, с правдой человеческих переживаний».
Когда Бывалов
смекнул, что из самодеятельности можно извлечь личную пользу, начинается второй
тур комедийного действия — путешествие по реке в Москву на олимпиаду. Из этого
путешествия, из соревнования снаряжённого Бываловым допотопного пароходика
«Севрюга» и парусника «Лесоруб», на котором едет Стрелка со своими
друзьями, — постановщик извлёк максимум комедийных эффектов. Готовая
развалиться «Севрюга» послужила поводом множеству весёлых шуток.
Финал, завершающий
историю сочинённой Стрелкой песни о Волге, когда её разлетевшиеся во все
стороны ноты подхватили оркестры капеллы, хоры, подхватил весь народ, звучит
своеобразным гимном народным талантам.
«Волга‑Волга» полна
оптимизма. Композитор Исаак Дунаевский и поэт Лебедев‑Кумач написали прекрасные
песни. Кроме впечатляющих ансамблей и хоров, передающих общую народную
атмосферу действия, в фильм включено много сольных музыкальных партий.
Игорь Ильинский играет
роль бюрократа с такой хлёсткой сатирической силой, что образ Бывалова стал
нарицательным. Конечно, хороши сами по себе реплики, которые сочинили для
Бывалова сценаристы Н. Эрдман и М. Вольпин. Это же совершенные образцы
канцелярского стиля: «Я не могу заниматься каждой балалайкой в отдельности»,
«Владея музыкальной культурой и лично зная товарища Шульберта», «Очистите
палубу!», «Прекратите безобразие!» Но слова можно по‑разному произнести,
подать. Ильинский вошёл в образ Бывалова всем существом, если можно так
выразиться, слился с ним.
Говорят, что
искусство смешить — снайперское искусство. Здесь всё зависит от пресловутого
«чуть‑чуть», особенно — от ритмической точности. Александров отмечал, как точно
чувствовал ритм комедии Игорь Ильинский. Во время съёмок «Волги‑Волги»
произошёл такой случай. Бывалов на пароходе «Севрюга» кричит через «говорок» в
машинное отделение: «Наддай пару!» И сразу же после его приказания из
переговорной трубки появляются клубы пара, ударяя Бывалову в лицо. Эту сцену
снимали несколько раз. Тот, кто пускал пар, не понимал ритма комедии и не мог
пустить его в нужный момент. Пробовали считать. На счёт «раз, два, три» после
команды Бывалова пар вылетал стишком поздно. На счёт «раз, два» — тоже поздно.
На счёт «раз» — рано… Тогда Ильинский, чтобы заполнить паузу и не потерять
ритм, стал топать ногой, подавая знак для пускания пара. Успех этого трюка
решала какая‑то доля секунды.
В картине «Волга‑Волга»
есть ещё один эпизод, когда всё зависело от «чуть‑чуть». Стрелка, услышав от Алёши
признание в любви, погружается в воду. Они в этот момент плывут по Химкинскому
водохранилищу, и на вопрос Алёши: «Что с тобой?» — Стрелка говорит, как бы
теряя сознание: «Воды…» Александров считал этот крошечный эпизод наиболее
удачным во всём фильме: «Он всегда вызывает точную и дружную реакцию смеха у
зрителей. Эта сцена была придумана для фильма „Весёлые ребята". Исполняла её та
же Орлова, но с другим партнёром. Там эти кадры не вызывали смеха, и их
пришлось вырезать. Интересно отметить, что в данном случае эффект произнесения
слова „воды" зависел от правильно заданного вопроса. Добиться точного
соблюдения ритма в переходе от слов к действию было непросто. Актриса „теряла
сознание" то слишком быстро, то тянула. И было не смешно»…
На Химкинском водохранилище
снимали в середине ноября. Вода была студёная — уже льдинки плавали у берега, а
Бывалов бросался в воду следом за физкультурницей, в надежде, что это — Дуня
Петрова. Прыгать приходилось с верхней палубы комфортабельного теплохода —
метров с восьми, в костюме, в кепке, с портфелем… Когда Ильинский прыгнул
первый раз, его выташили из воды, растёрли, переодели в сухое платье, дали кофе
и рюмку коньяку.
«Всё было хорошо, за
исключением „пустяка": заело плёнку, и я боялся сказать, что нужно прыгать второй
раз… — пишет Александров. — Однако делать нечего — я сказал: „Игорь
Владимирович, вы замечательно прыгнули. Но вот если прыгнуть и в это время ещё
болтать ногами, как будто вы идёте по воздуху, будет гораздо смешнее". Расчёт
оказался верным: Ильинский „загорелся", крикнул: „Давайте!" — и побежал прыгать
опять.
Но злоключения на
этом не кончились: мимо проходил какой‑то пароход, в момент прыжка «Севрюгу», с
которой мы снимали, качнуло волной, аппарат приподнялся, и Бывалов не попал в
кадр. Его опять вытащили, растёрли, переодели в сухое. Опять дали кофе и рюмку
коньяку… И пока он согревался, мне надо было ещё что‑то придумать… Я подсел к
нему и сказал: «Знаете, это было уже хорошо. Но слишком часто вы болтали
ногами. Надо реже…» Он снова крикнул: «Давайте!» — и побежал прыгать опять. В
общем, только на седьмой раз всё обошлось благополучно, и Игорь Владимирович,
замёрзший, продрогший, выполнил свою героическую работу».
«Волга‑Волга» была
отснята и смонтирована в короткие сроки. Но её выпуску на экраны предшествовали
долгие споры.
Немало нареканий
вызвала музыкальная драматургия фильма. В газете «Кино» за 17 апреля 1938 года,
в рецензии на «Волгу» А. Корчагин писал о «надуманном, раздутом конфликте
сторонников классической и народной музыки».
Рецензия Дм.
Михайлова на фильм многозначительно озаглавлена: «Куда же девался Шуберт?»
(«Кино», 23 апреля 1938 года). В ней автор говорил о «наивной, искусственной,
нелепой» борьбе в картине почитателей «профессиональной» и «самодеятельной»
музыки.
Александров был вынужден
вступить в полемику: «Суровые гонения выдержал я по поводу „неуважительного
отношения к классической музыке". Но тут просто у товарищей, как говорится,
обнаружился явный недостаток чувства юмора. Бывалов в пику письмоносице Стрелке
предпочитает классическую музыку. Но он оценивает музыкальный момент ниже
момента своего руководства, да к тому же он, Бывалов, „лично знаком с товарищем
Шульбертом". Казалось бы, чего тут не понять? Бывалов способен опошлить,
скомпрометировать все, к чему прикоснётся. В данном случае жертва —
классическая музыка. Но, боже, сколько было их, непонимающих!»
Несмотря на все
критические суждения, фильм перед опубликованием лауреатов Государственной
премии был совершенно неожиданно включён в этот почётный список и удостоен премии
первой степени. Фильм «Волга‑Волга» очень понравился И.В. Сталину. Позже он
сказал Александрову при вручении ордена Ленина: «Это тебе за смелость. У меня
такой же».
На приёме в
Георгиевском зале в честь участников декады украинского искусства И.В. Сталин
пригласил группу видных деятелей культуры в свой просмотровый зал. Там были
Немирович‑Данченко, Москвин, Качалов, Корнейчук и многие другие видные деятели
искусства. Сталин не первый раз смотрел «Волгу‑Волгу». Он посадил Григория
Александрова рядом с собой. По ходу фильма Сталин, делясь своим знанием
комедии, своими чувствами, полушёпотом сообщал: «Сейчас Бывалов скажет:
„Примите от этих граждан брак и выдайте им другой"». Произнося это, он смеялся,
увлечённый игрой Ильинского. Он знал наизусть все смешные реплики кинокомедии.
Когда Сталину
представили Игоря Ильинского, он попшутил: «Здравствуйте, гражданин Бывалов. Вы
бюрократ, и я бюрократ, мы поймём друг друга. Пойдёмте побеседуем».
С фильмом связан и
такой занятный эпизод. В 1942 году в Москву прилетел помощник американского
президента Гопкинс. Сталин пригласил его с послом США Гарриманом посмотреть
«Волгу‑Волгу». Гости от души смеялись, и Сталин как бы в знак своего особого
расположения передал с Гопкинсом экземпляр фильма президенту США Рузвельту.
Президент посмотрел
«Волгу‑Волгу» и не понял, почему Сталин прислал ему именно эту картину. Он
попросил перевести слова песен. Может быть, разгадка там? Посмотрели фильм ещё
раз.
Когда прозвучала
песня, посвящённая пароходу «Севрюга»:
Америка России подарила пароход,
С носа пар, колеса сзади…
И ужасно, и ужасно,
И ужасно тихий ход, —
Рузвельт воскликнул: «Вот теперь понятно!
Сталин упрекает нас за тихий ход, за то, что мы до сих пор не открыли второй
фронт».