ВУФКУ (Киев), 1930 г. Автор сценария и
режиссёр А. Довженко. Оператор Д. Демуцкий. Художник В. Кричевский. Композитор
В. Овчинников. В ролях: С. Свашенко, С. Шкурат, П. Масоха, Е. Максимова, П.
Петрик, Л. Ляшенко, Ю. Солнцева, И. Франко, В. Михайлов.
В 1958 году Международное жюри киноведов и критиков
определило список двенадцати «лучших фильмов всех времён и народов».
Первым был назван
«Броненосец „Потёмкин"». В число бессмертных шедевров мировой кинематографии
вошли также «Мать» В. Пудовкина и «Земля» Л. Довженко.
Сын потомственного
хлебороба, Александр Довженко родился, вырос, учительствовал в селе на
Черниговщине. Потом учился живописи, работал художником‑иллюстратором. В 1926
году, оставив живопись, пришёл в кино и увидел в нём своё истинное призвание.
Его «Звенигора» (1928) и особенно «Арсенал» (1929) привлекли своеобразием
художественного мышления, яркостью образных решений. Довженко стал одним из
родоначальников поэтического кинематографа.
Сюжет «Земли» можно
пересказать очень коротко. Собираются несколько крестьянских парней, решают
купить трактор, организовать артель. Но труднее всего преодолеть привычку к
старому у своих же односельчан. Даже вожаку молодёжи Васылю Трубенко долго не
удаётся убедить собственного отца в выгоде артельного хозяйства.
Васыль приводит в
село первый трактор, перепахивает межи. Кулацкая пуля обрывает жизнь
комсомольца. Безмерно горе его отца, невесты. Васыля хоронят по‑новому, без
попа, хоронят всем селом. Смерть хлопца открывает глаза тем, кто до тех пор
колебался. Трактор распахивает старые межи между наделами, которые разъединяли
не только поля, но и людей…
Нетороплив и лиричен
зачин фильма — рассказ о том, как мудро и просто прощается с жизнью старик‑труженик,
дед Васыля. Он умирает в саду, взращённом своими руками, окружённый детьми,
внуками.
Вверху, на ветках, на
земле — неисчислимое множество яблок. Этим лирическим воспоминанием о своём
собственном деде Довженко начинает в фильме тему бессмертия и единства природы,
величия человеческого труда на земле.
Первоначальный
сценарий и все авторские материалы по «Земле» погибли во время войны в киевской
квартире режиссёра. Но Довженко после войны написал литературный сценарий —
маленькую чудесную повесть, в которой объяснил то, что было не понято в фильме,
и добавил то, что, возможно, хотел, но не смог вставить в него во время съёмок.
Из титров мы узнаем, что дед семьдесят пять лет пахал быками землю. А в
авторских пояснениях прочтём, что дед вместе с другом Петром сыграл
«немаловажную роль в науке и просвещении украинского народа. По дороге из
Москвы к Чёрному морю они добрую треть столетия перевозили на своих волах книги
из Москвы в Харьковский университет…».
Светом любви и добрым
юмором освещены образы людей‑тружеников — и хлебороб Опанас Трубенко,
кряжистый, неторопливый, думающий свою думу о вступлении в колхоз, и его жинка,
совсем было согласная, но «чтобы корова и волики дома остались». Их сын Васыль
— парень весёлый, ладный, с открытым лицом, с лёгкой походкой, щедрый на труд.
Хороши и друзья его по ячейке, в их обрисовке художник не пожалел красок —
смышлёные, дельные, славные ребята.
«Земля» снималась в
Яреськах на реке Псел — большом, утопавшем в садах селе. В нём жили люди,
близкие и понятные Довженко, — труженики‑хлеборобы.
Васыля играл Семён
Свашенко. После Тимоша из «Звенигоры» и Тимоша‑арсенальца это была третья его
роль в фильмах Довженко.
Степан Шкурат из
Ромен, с его могучей статью, медлительностью, маленькими, но острыми и умными
глазами необычайно точно воплощал середняка Опанаса, которому ничего в жизни
легко не давалось, который не семь, а семьдесят раз отмерит, прежде чем
отрежет.
Особенные задачи
Довженко возложил на молодого тогда актёра П. Масоху, театрального актёра,
воспитанного Лесем Курбасом на сцене театра «Березиль». Он играл в «Земле»
кулацкого сына Хому Белоконя, который убивает Васыля.
С верой в великие
перемены приводят хлопцы из города трактор. Встреча его селом — одна из лучших
сцен фильма. На лицах селян читается гамма разнообразнейших чувств — радость и
надежда, удивление и страх, злоба и восхищение.
Свидание Васыля с
невестой Наталкой — целомудренно нежное, напоено восторгом и трепетом. В лунную
ночь он впервые обнимет невесту. А потом пойдёт домой. Улыбка не сходит с лица
Васыля. Переполненный счастьем, красотой жизни, такой же красивой, как эта
сказочная украинская ночь, Васыль пускается в пляс. И он протанцует уже три
улицы, когда раздастся в ночи выстрел…
В «Земле» проход
Васыля по селу — между свиданием с любимой и вражеским выстрелом, который
разлучит его с жизнью, — длится почти на протяжении целой части. Около
трехсот метров плёнки показывают нам, как идёт по ночной деревенской улице
двадцатилетний тракторист, счастливый и переполненный своей могучей жизненной
силой.
Александр Петрович и
перед собой, и перед актёрами ставил очень трудные и сложные творческие задачи.
И до тех пор пока не находил нужного решения, к съёмкам не приступал.
В фильме уже отсняли
многие сцены с Васылем: он пригнал на село трактор, перепахал кулацкие межи,
героя уже успели убить и похоронить, а эпизод, где он танцует, снимать не
начали, не родился ещё танец. И вот начались его поиски. Какой же, собственно
говоря, должен быть танец?
Особенно важно было в
этих поисках найти характер танца влюблённой пары. «Вы понимаете, Сеня, нам не
нужен „гопак" или „барыня", нам нужен танец без всяких коленец и
кренделей, — объяснял Довженко. — Танец Васыля должен быть простым и
ясным и максимально точным в своих движениях. Надо, чтобы не ноги танцевали
сами по себе, а чтобы в них танцевали ваши душа и радость… Я понимаю, дорогой
мой, что это трудно, но трудность эту необходимо преодолеть».
Сцену снимали ранним
утром. Довженко внимательно осмотрел Свашенко и легонько подтолкнул. Артист
пошёл на исходное место, но режиссёр тут же остановил его, увидев, что лицо
исполнителя роли Васыля немного вспотело, сказал: «Будьте добры, Сеня, закройте
глаза, я вас трошки припудрю», — и, взяв горсть дорожной пыли, подул в
лицо Свашенко.
Баяниста посадили на
таком расстоянии, чтобы музыку было чуть слышно. Этим подчёркивалась
таинственность ночного пейзажа и всей обстановки.
Перед самой съёмкой
подходить к актёру никому не разрешалось, все говорили тихо; обычных команд
вроде «приготовились, внимание, начали, мотор» на съёмке не было.
Кругом стояла тишина.
Был подан один условный для всех сигнал, и съёмка началась.
Финальную сцену
похорон — и это в немом кино! — Довженко строит на песнях. Их поют люди,
провожая в последний путь Васыля. Похороны тракториста сливают людей в едином
порыве.
Режиссёр заботился о
том, чтобы Васыль — Свашенко всё время находился, как пишет Масоха, «в
атмосфере благородных помыслов». Довженко потребовал от актёра, чтобы каждое
утро, с зарёю, он ходил на Псел, умывался речной ледяной водой, и только после
этого, свежий, причёсанный, праздничный, Свашенко получал право явиться на
торжественную съёмку.
Но не было на
похоронах невесты Васыля Наталки. Довженко в начале тридцатых, пуритански
строгих годов нашего кино не побоялся выразить великое женское горе наготой
взметнувшейся и мечущейся по хате невесты убитого Васыля.
«В страстных рыданиях
металась она в маленькой своей летней хатине, биясь грудью о стены и разрывая
на себе одежды. Все протестовало в ней, все утопало в страданиях. А когда
проносили милого близко и стены начали содрогаться от пения, она упала на
постель в полутёмном углу почти без памяти». Вот и всё, что напишет Довженко об
этой сцене — небывало смелой для кино тех лет, потому что на экране металась
обнажённая молодая женщина.
К женщине — матери,
сестре, подруге — Довженко относился трепетно. Прежде чем снимать обнажённую
актрису Максимову, Александр Петрович так все объяснил бригаде осветителей, что
тишина во время съёмок стояла, как в храме! Позже один из осветителей объяснял:
«Понимать надо… красота!»
…Васыля проносят мимо
садов, где цветы и спелые плоды почти касаются его лица, словно говоря о
неистребимости жизни. В то самое время, когда процессия движется мимо сельских
садов, для матери Васыля приходит время рожать. Младший сын появляется на свет,
когда старший сходит в могилу.
И снова дождь,
крупный и тёплый, проливается на пыльную знойную землю. Он как бы смыл остатки
скорби и печали с людей. В каждой его капле сверкало обещание торжества жизни…
Прозрачными каплями
на спелых плодах заканчивалась картина Александра Довженко.
Впоследствии, печатая
свой сценарий в книге, он добавил к тексту, записанному по картине,
прозаический эпилог, который читается, как концовки старинных романов: «От
человеческой жизни и даже от жизни целых людских поколений остаётся на земле
только прекрасное. Весь род Белоконей исчез без следа. Зато и по сей день ещё
шумит народная молва про Васыля Трубенка. Утихли лишь печаль о нём и сожаления,
уступив место благодарности».
Первые копии только
что смонтированной «Земли» были отпечатаны в марте 1930 года.
А один из самых
первых просмотров картины был организован в Харькове, в Доме писателей имени
Васыля Блакитного. И когда всё кончилось и снова зажёгся свет, в потрясённом
зале наступила тишина, и лишь через несколько минут загремела самая настоящая
овация.
В массовом же прокате
«Земля» пошла так, как шли почти все фильмы Довженко, как вообще идут
талантливые и необычные произведения — у одних вызывая восторг, у других
встречая непонимание.
Даже многие из тех,
кто сразу же оценил «Землю» как исключительно талантливое и необычное
произведение, выражали неудовольствие тем, что Довженко не показал подлинный
накал классовый борьбы в деревне.
Горький, не принявший
«Землю» из‑за «статики» и «скульптурности», отметил тем не менее «рубенсовское
наполнение» фильма и сказал, что Довженко — «очень способный».
Фадеев сказал на
одном из обсуждений фильма, что у Довженко на экране предстают такие сытые и
свальные люди, что непонятно, зачем им стрелять друг в друга и вообще что‑либо
менять в своей жизни; ведь в колхозы идут от голода, от бедности, которой нет
конца.
Позднее В. Пудовкин
повторит и усилит сказанное Фадеевым: «…спрашивается, за каким чёртом нужно
было драться за трактор и зачем вообще нужен трактор, когда кругом царит
изобилие и переизбыток материальных благ, когда люди спокойно умирают, вкусив
для последнего удовольствия от яблок, а таких яблок кругом тысячи и тысячи, когда
нужно только протянуть руку, и роскошные дары природы посыплются на
плечи?"
Резко отрицательно
отнёсся к фильму пролетарский поэт Демьян Бедный, который обрушился на Довженко
в большом стихотворном фельетоне «Философы».
О тучности полей и
садов он говорил, что это «кулацкая природа, кулацкая рожь, кулацкие яблоки.
Чем больше они нравятся зрителю, тем глубже идейный провал картины».
А сцену у
остановившегося трактора он назвал издёвкой над тракторизацией советской
деревни.
По настоянию
Главкиноискусства картину должны были изрядно порезать, удаляя из неё те места,
о которых говорил Демьян Бедный.
Фельетон,
напечатанный в «Известиях» 4 апреля 1930 года, был несправедлив, написан со
злой торопливостью, с желанием хлестнуть побольнее.
Появление фельетона
привело в недоумение большинство видевших «Землю» и вызвало многочисленные
протестующие письма в редакцию «Известий».
«Я был так потрясён
этим фельетоном, — напишет Довженко в „Автобиографии", — мне было так
стыдно ходить по улицам Москвы, что я буквально поседел и постарел за несколько
дней. Это была подлинная психологическая травма. Вначале я хотел было умереть.
Но через несколько дней мне пришлось стоять в почётном карауле в крематории у
гроба Маяковского…».
В дневнике Довженко,
опубликованном после его смерти, есть запись, помеченная 14 апреля 1945 года:
«Недавно в кремлёвской больнице престарелый Демьян Бедный встретил меня и
говорит: „Не знаю, забыл уже, за что я тогда выругал вашу „Землю"». Но скажу
вам — ни до, ни после я такой картины уже не видел. Это было произведение
поистине великого искусства»». Надо полагать, что был он правдив тогда, когда
хвалил «Землю», так как при всей сложности своего характера и нарочитой
лубочности многого из написанного им был Демьян Бедный и образованным, и зорким
человеком.
Но Довженко это
запоздалое признание было абсолютно ни к чему. Он пишет далее: «Я промолчал…»
И всё же руководство
кинематографией понимало, что «Земля» — не рядовой фильм и способен достойно
представлять советскую культуру за рубежом. Довженко была предоставлена
длительная заграничная командировка: в августе он повёз фильм в Прагу, Берлин,
Париж и Лондон. «Земля» начала свой триумфальный путь и по зарубежным экранам.
Картину повсюду принимали с удивлением и восторгом.
Особенно горячо был
принят фильм Довженко в Италии, Франции и Германии — в тех странах Европы, где
кинематография тогда была наиболее развита.
Зарубежные критики
зачастую делают прямое сопоставление «Земли» с «Илиадой». И не только
зарубежные. Ираклий Андроников однажды заметил, что Довженко вместил в «Земле»
«такое обширное образное, политическое, философское содержание, которое ставит
его произведение в один ряд с „Илиадой" Гомера, с „Мёртвыми душами" Гоголя, с
„Войной и миром" Толстого».