Абрахам
Маслоу родился 1 апреля 1908 г. в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов. Он
вырос в Нью-Йорке, учился в Висконсинском университете. Степень бакалавра
получил в 1930 г., степень магистра гуманитарных наук — в 1931-м, доктора — в
1934-м. Обучаясь в Висконсине, Маслоу серьезно интересовался работой социальных
антропологов, таких как Малиновский, Мид, Бенедикт и Линтон. Бихевиоризм Маслоу
изучал под руководством известного экспериментатора Кларка Халла. Маслоу
занимался изучением поведения приматов под руководством Харии Харлоу. Его
диссертация касается отношения между доминированием и сексуальным поведением у
приматов.
После
Висконсина Маслоу начал исследовать человеческое сексуальное поведение в
широком масштабе. Психоаналитические представления о важности секса для
человеческого поведения всячески поддерживали его исследования. Маслоу полагал,
что лучшее понимание сексуального функционирования в значительной степени
усовершенствует приспособленность человека.
Психоаналитическая
теория значительно повлияла на жизнь и
на
мышление самого Маслоу. Психоанализ собственного «эго» показал огромное
различие между интеллектуальным знанием и актуальным опытом. «Немного
переупрощая, можно сказать, что Фрейд представляет нам больную часть
психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью», — отмечал Маслоу.
После
получения докторской степени Маслоу вернулся в Нью-Йорк, продолжал заниматься
исследованиями в Колумбии, затем преподавал психологию в Бруклинском колледже.
Нью-Йорк
в это время был весьма значительным культурным
центром,
принявшим многих немецких ученых, бежавших от нацистских преследований. Маслоу
проводил совместные исследования с различными психотерапевтами, включая
Альфреда Адлера, Эриха Фромма и Карен Хорни, занимавшихся применением
психоаналитических теорий к анализу поведения в других культурах.
Маслоу
также серьезно изучал гештальтпсихологию. Он искренне восхищался Максом
Вертхаймером, работа которого о продуктивном мышлении была чрезвычайно близка
собственным исследованиям Маслоу познания и творчества.
Также
значительное влияние на мышление Маслоу оказала работа Курта Гольдштейна,
нейропсихолога, в которой указывается, что организм представляет собой единое
целое, и то, что происходит в любой его части, затрагивает весь организм.
Работа Маслоу по самоактуализации была до некоторой степени навеяна
Гольдш-тейном, который первым использовал сам термин.
Кроме
того, на Маслоу произвела большое впечатление книга Сам-нера «Пути народов»,
где анализируется то, как большая часть человеческого поведения определяется
культурными образцами (паттернами) и предписаниями. Впечатление от книги было
настолько сильным, что Маслоу решил посвятить себя этой области исследования.
Во
время Второй мировой войны Маслоу увидел, как мало значит абстрактная
теоретическая психология в решении основных мировых проблем, вследствие этого
«прозрения» его интересы сместились от экспериментальной психологии к
социальной психологии и психологии личности.
Основным
достижением Маслоу в психологии считается его концепция целостного подхода к
человеку и анализа его высших сущностных проявлений — любви, творчества,
духовных ценностей, повлиявшая на многие отрасли науки, в частности на развитие
экономической мысли.
Маслоу
создал иерархическую модель мотивации (в работе под названием «Мотивация и
личность», выпущенной в 1954 г.), в соответствии с которой утверждал, что
высшие потребности направляют поведение индивида лишь в той мере, в какой
удовлетворены его более низшие потребности. Порядок их удовлетворения при этом
таков:
1)
физиологические потребности;
2)
потребность в безопасности;
3)
потребность в любви и привязанности;
4)
потребность в признании и оценке;
5)
потребность в самоактуализации — реализации потенций, способностей и талантов
человека. Самоактуализация определяется как «полное использование талантов,
способностей, возможностей и т.п.»
«Я представляю себе самоактуализировавшегося
человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного
человека, у которого ничто не отнято. Средний человек — это полное человеческое
существо, с заглушёнными и подавленными способностями и одаренностями», — писал
Маслоу.
Маслоу
называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей:
1)
более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с
ней;
2)принятие (себя, других, природы);
3)
спонтанность, простота, естественность;
4)
центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе);
5)
некоторая отъединенность и потребность в уединении;
6)
автономия, независимость от культуры и среды;
7)
постоянная свежесть оценки;
8)
мистичность и опыт высших состояний,
9)
чувства сопричастности, единения с другими,
10)
более глубокие межличностные отношения;
11)
демократическая структура характера;
12)
различение средств и целей, добра и зла;
13)
философское, невраждебное чувство юмора,
14)
самоактуализирующееся творчество;
15)сопротивление аккультурации,
трансцендирование любой частой культуры.
В
последней книге Маслоу «Дальние достижения человеческой природы» описываются
восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов
поведения, ведущих к самоактуализации
1Самоактуализация означает переживание
полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием.
2Жить постоянным выбором, самоактуализация
означает: в каждом выборе решать в пользу развития
3Актуализироваться значит становиться
реальным, существовать фактически, а не только в возможности. Здесь Маслоу
вводит новый термин — «самость», под которым он понимает сущность, сердцевину
природы индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности Таким
образом, самоактуализация — это научение сонастраиваться со своей собственной
внутренней природой.
4.
Существенными моментами самоактуализации являются честность и принятие
ответственности за свои действия.
5.
Человек учится верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии
с ними, что приводит к лучшим выборам того, что правильно для каждого
индивидуума
6.
Самоактуализация также предполагает постоянный процесс развития не только своих
фактических способностей, но и своих потенций.
7.Маслоу также употребляет понятие «пик
переживания». Это переходные моменты самоактуализации, находясь в которых
человек более целостен, более интегрирован, осознает себя и мир в моменты
«пика» намного острее, ярче и красочнее, чем в период его пассивного
существования.
8.
Дальнейший, но не последний этап самоактуализации — это обнаружение своих
«защитных полей» и постоянный отказ от них. Человек должен осознавать, как он
искажает собственный образ и образы внешнего мира, и всю свою деятельность направить
на преодоление этих защитных препон.
Во
время продолжительной болезни Маслоу оказался втянутым в дела семейного
бизнеса, и его опыт применения психологии в семейном бизнесе нашел свое
выражение в «Эупсихическом менеджменте» — собрании мыслей и статей, связанных с
менеджментом и индустриальной психологией.
В
1951 г. Маслоу перешел в только что организованный Бреиденский университет,
приняв пост председателя психологического отделения; там он оставался почти до
самой своей смерти. В 1967— 1968 гг. он был президентом Американской
психологической ассоциации, в 1968—1970 гг. — членом совета Лафлиновского
благотворительного фонда в Калифорнии.
Маслоу
справедливо считается в США вторым (после Уильяма Джемса) крупнейшим психологом
и основоположником гуманистического направления («третьей силы» после
бихевиоризма и фрейдизма) в психологии.
Основное
преимущество Маслоу состоит в его интересе к областям человеческой жизни,
которые игнорировались большинством психологов. Он один из немногих психологов,
серьезно исследовавших позитивные измерения человеческого опыта. Сам он, что
примечательно, терпеть не мог ограничивающих ярлыков: «Нет необходимости
говорить о «гуманистической» психологии, прилагательное не нужно. Не думайте,
что я — антибихевиорист. Я — антидоктринер... Я против всего, что закрывает
двери и отрезает возможности».