Альфред
Бине родился 11 июля 1857 г. в Ницце. О его детских годах известно немного. Но
уже во время обучения в высшей юридической школе Бине заинтересовался
психологией.
В
1886 г., учась в юридической школе, он написал книгу «Психология
умозаключения», в которой определил свою теорию трех образов. По этой теории
все мыслительные процессы и восприятия по своему психологическому механизму
рассматриваются как ассоциации между двумя образами. Так, например, первый
образ — зрительное ощущение — по ассоциации сходства вызывает зрительное
представление (второй образ), а это вызывает комплекс тактильных и мышечных
представлений. Таким образом, по этой теории умозаключение и восприятие
сближаются, т.к. в каждом восприятии имеются элементы суждения, утверждения
относительного объекта, всегда есть переход от неизвестного к известному, оба
эти процесса представляют собой слияние трех образов.
Бине
определял различие между восприятием и умозаключением в объектах этих
процессов: для умозаключения — это общие идеи, а для восприятия — факты и
конкретные предметы В своей теории он показал не просто взаимодействие образов,
а определил три состояния сознания, связанные с этими тремя образами, и
процессы перехода между ними.
В
1891 г. Альфред Бине начинает работать в психологической лаборатории Сорбонны.
Работа, которая последовала за этим, называлась «Экспериментальное изучение
интеллекта». Основу этой книги составили наблюдения и эксперименты над дочерьми
Бине — тринадцатилетней Маргаритой и двенадцатилетней Армандой, а также над
учащимися начальных школ. По мнению Бине, для получения достоверных результатов
при психологических экс-периментах необходимо хорошо знать испытуемых, их
психическое состояние, а для решения одной проблемы нужно обязательно применять
несколько методик. Так, в своей работе с детьми Бине применял около 20
различных методик' придумывание 20 слов, придумывание и за-канчивание
предложений, сочинение на заданную тему, описание предметов, происшествий,
вычеркивание букв в тексте, запоминание чисел и т.д.
На
основании проведенных экспериментов Бине определил два основных психологических
типа, отчетливо проявляющихся у детей: наблюдательный (объективный) и
фантазирующий (субъективный). Ученый считал, что эти типы не являются
прирожденными и неизменными, различия между ними со временем сглаживаются воспитанием.
Кроме
того, в этой работе Альфред Бине отражает и свои теоретические разработки по
психологии мышления. Он различает в мышлении три компонента' образ, собственно
мыслительную деятельность и слово. Здесь Бине развивает свою теорию трех
образов, определив наличие специфического компонента мысли, названного им
процессом идеализации.
В
1898 г вышла в свет книга А. Бине «Умственное утомление», посвященная влиянию
умственного труда на физическое утомление и психические процессы. В ней было
проанализировано большое количество экспериментального материала по умственному
утомлению, в том числе опыты других ученых, а также опыты самого Бине,
посвященные влиянию умственной работы учащихся на их аппетит, а также о влиянии
экзаменов на физическое состояние учащихся. Кроме того, в этой книге А. Бине
сделал некоторые указания по методике изучения умственного утомления. По его
мнению, утомление следует отличать от переутомления, последнее характеризуется
тем, что человеку для полного восстановления сил недостаточно обычного отдыха
или сна, а требуются перемены в образе жизни или лекарства. Бине считал
проблему переутомления очень важной для педагогической психологии.
Занимаясь
проблемами психологии индивидуальных различий и детской психологии, Бине пришел
к решению заняться проблемами измерения умственного развития у детей. В 1905 г.
он основал свободное общество для изучения ребенка, стремился привлечь в него
как научную общественность, так и широкую публику. В том же 1905 г. в
«Психологическом ежегоднике» появилась его статья «По поводу измерения
интеллекта», в которой Бине подверг кри-
тике
методы измерения умственного развития с помощью испытаний чувствительности,
краниометрии (измерения параметров — размеров и формы — черепа) и оценок,
даваемых учителями. Вместо этого ученый предлагал использовать метод,
основанный на образовательном уровне, достигнутом ребенком.
Необходимость
отделения детей с отстающим развитием во вспомогательные школы, возникшая перед
французским правительством, повлияла на создание А. Бине и Т. Симоном в 1907 г.
книги «Ненормальные дети». Основными чертами умственно отсталого ребенка они
считали замедленность в развитии, неравномерность роста и, иногда,
дезорганизацию умственных способностей
Кроме
того, А Бине и Т. Симон выделяли несколько критериев оценки детей и основанных
на этом категорий. Так, в качестве критериев, по их мнению, можно рассматривать
способности к пониманию, суждению, принятию решений, а также внешнюю форму
выражения этих способностей — речь. Идиотом они называли ребенка, который не
способен общаться с другими посредством речи, причем если эта неспособность не
объясняется расстройством слуха или голосового аппарата. Имбециликом, по их
мнению, можно назвать того, кто не способен письменно выражать свои мысли, а
также читать и воспринимать написанное, опять же, если это не объясняется
никакими расстройствами зрения или двигательного аппарата.
Последняя
категория ненормальных детей — дебил, которым можно назвать того, кто может
посредством письма или речи сообщаться с другими, но на несколько лет
запаздывает в ходе занятий, если, конечно, это запоздание не вызвано только
неравномерным посещением школы. При соотнесении этих категорий с возрастными
уровнями развития нормального ребенка Бине и Симон определили, что умственное
развитие идиота соответствует уровню ребенка младше двух лет, имбецилика —
ребенку двух-трех лет. Для дебила этот уровень не устанавливался, поскольку ему
свойственно лишь отставание от сверстников
В
1908 г в «Психологическом ежегоднике» появилась шкала умственного развития,
предназначенная для детей от 3 до 12 лет, разработанная Альфредом Бине опять же
в сотрудничестве с Теодором Симоном При создании этой шкалы Бине применил
большое количество разнообразных методик и все задания, используемые при
определении уровня развития детей, разделил на три группы, задачи, которые
решаются на основе жизненного опыта, собственно психологические задачи и
задания, которые решаются с помощью знаний, приобретенных в школе. Таким
образом, предложенная шкала оценивает умственное развитие ребенка в комплексе,
не останавливаясь только на его школьных успехах или некоторых чертах
характера.
Книга
«Современные идеи о детях», изданная в 1909 г., стала итогом большинства
исследований Альфреда Бине. По мнению автора, эта книга должна была иметь
практический характер, она предназначалась для учителей, работающих с детьми
различного возраста, и в ней предлагались решения разнообразных проблем,
связанных с детьми.
В
этой книге А. Бине предложил испытания чтения, счета и орфографии,
предназначенные для проверки школьной успеваемости, а также определил целый ряд
причин, способных повлиять на неуспеваемость школьника. Среди них он назвал
физическое развитие и состояние здоровья, дефекты слуха и зрения, слабость
памяти, недостатки умственного развития, перемена школы, неблагоприятные
семейные условия и.т.д.
Уделяя
большое внимание физическому развитию, Бине предложил методы его измерения, а
также указал на необходимость повышения уровня жизни учащихся. Также он
предложил испытания слуха и зрения, совершенно необходимые, по его мнению,
школьным учителям, поскольку дети часто скрывают подобные недостатки из-за
робости или по незнанию. Кроме этого, Бине подробно остановился на
необходимости активного взаимодействия ученика и учителя, развития памяти.
Важное значение для педагогической психологии имеет предложенная ученым
классификация средств воспитания. Он выделяет следующие типы:
1)
методы «воздержания» — когда на ребенка оказывают влияние естественные последствия
его поступка;
2)
репрессивные методы — наказания и выговоры;
3)«возбуждающие» методы — отвлечение ребенка от
дурного, разумные поощрения.
1910
и 1911 гг. были для А. Бине периодом увлечения патопсихологией. Статьи,
опубликованные в то время, были посвящены более подробному изучению душевных
болезней. По его мнению, все душевные болезни характеризуются недостаточностью,
деформацией или отклонением психических функций и болезненным отношением самого
индивида к этим отклонениям, причем ученый особо подчеркивал важность второй
характеристики. При изучении и классификации душевных заболеваний Бине ставил
себе задачу установить для каждой болезни характеризующее ее психическое
состоя-
ние.
Так, истерии соответствует состояние разобщенности различных видов деятельности,
маниакально-депрессивному психозу — состояние доминирования некоторых функ-ций
и видов деятельности, умственной отсталости — задержка развития.
Альфред
Бине умер 18 октября 1911 г. в Париже в самом расцвете творческих сил. Несмотря
на недолгую жизнь, А. Бине внес значительный вклад в развитие психологической
науки. Основное внимание он уделял детской психологии, создав методику
определения умственного развития ребенка. Помимо этого, Бине занимался также
проблемами патопсихологии, психологии искусства, написал несколько работ по
проблеме внушаемости, по психологии шахматистов и феноменальных счетчиков Его
разработки оказали влияние на многих психологов, в том числе и на Айзенка,
создателя теста проверки уровня интеллекта.