Древнегреческий
ученый Аристотель, философ, энциклопедист и основоположник логики, первым в
систематическом виде изложил воззрения на душу.
Жил
Аристотель в 384—322 гг. (IV
в. до н.э.). Родился в Стагире, во Фракии (район Северной Греции), в семье
медика, служившего при македонском царе. Аристотель готовился к врачебной
деятельности, в связи с чем его первоначальное образование носило
естественно-научный характер. Это во многом сказалось на его последующих
воззрениях.
Семнадцатилетним
юношей Аристотель пришел в Афины. Здесь он и получил основное образование в
академии, которую возглавлял Платон. Аристотель был тесно связан с платоновской
школой, однако в скором времени он порвал со своим учителем. Покинув Афины, он
жил в различных городах Малой Азии, где не только учил, но и занимался научными
исследованиями, преимущественно в области биологии. В 335 г. в Афинах ученый
основал собственный ликей (лицей) — перипатетическую школу.
«Учеников
своих он упражнял в рассуждениях на заданные положения и в красноречии» — писал
Диоген Лаэртский. Из воспоминаний современников известно, что, помимо
педагогической деятельности, Аристотель, как и многие другие великие греки, вел
довольно праздный образ жизни. Так, история сохранила факт о том, что
Аристотель недолго учительствовал в Афинах, а уехал к евнуху Гер-мию, тирану
Антарнея, с которым породнился. Аристипп в книге «О роскоши древних» писал,
будто Аристотель влюбился в наложницу Гермия, женился на ней с его согласия и
«от радости стал приносить смертной женщине такие жертвы, какие афиняне
приносят элевсинской Деметре», а в честь самого Гермия сочинил гимн.
Путешествуя,
Аристотель побывал в Македонии, у царя Филиппа. Здесь ему довелось быть
воспитателем сына Филиппа — Александра Македонского. Обучая Александра и имея
на царя определенное влияние, Аристотель попросил восстановить родной город,
разрушенный Филиппом, и добился этого. Он же написал законы для его жителей.
Великий
ученик Аристотеля, Александр Македонский во время своих завоевательных походов
приказывал отправлять своему старому педагогу в Афины образцы растений и
животных из завоеванных стран, что являлось ценным источником для
естественнонаучных исследований ученого.
Аристотель
прожил 62 года и, по некоторым источникам, покончил с собой, выпив аконит
(Евмел «Истории»). Прожил он жизнь весьма интересную, многое повидал, многому
научился сам и многих выучил. По словам Диогена Лаэртского, «у Аристотеля Стагирского
было много учеников; более всего из них выделялся Феофаст» Таким образом,
учение Аристотеля и его психологические воззрения не канули в веках и были
использованы многими учеными-психологами не только древности, но Средневековья
и Нового времени (Франц Брентано и др.).
Психологическое
учение Аристотеля строилось на обобщении биологических фактов, которое, в свою
очередь, привело к преобразованию главных объяснительных принципов психологии:
организации (системности), развития и причинности
Биологический,
генетический, экологический подходы к организму — вот то, что определило
аристотелевское понимание природы психического. Направленное против
платоновского дуализма, оно восстанавливало (при некоторых колебаниях)
единство, нераздельность души и тела и тем самым возвращало психологической
мысли естественно-научную основу.
Аристотель
приходит к выводу о том, что душа «как начало живых существ» (общее мнение
древних) есть форма реализации способного к жизни тела «Необходимо душу
признать сущностью, своего рода формой естественного тела, потенциально
одаренного жизнью» «Правильно думают те, кому представляется, что душа не
[может] существовать без тела и не является телом». Решительным итогом
размышлений Аристотеля является его вывод: «души от тела отделить нельзя», что
сделало бессмысленным все проблемы, стоявшие в центре учения Платона (о прошлом
и будущем души, способах ее соединения с телом и т.д ).
Аристотель
не принимает также и демокритовское учение об атомах души, толкающих другие
атомы тела и тем самым перемещающих его в пространстве. Наиболее подробно
разъясняет он несостоятельность взгляда на душу, изложенного в «Тимее» Платона.
Считая тело инертным и пассивным, Платон вложил в него в качестве двигателя
нематериальную душу, поэтому Аристотель относит его к исследователям, которые
«стараются только указать, какова душа, о теле же, которое должно принять душу,
они больше не дают никаких объяснений...»
В
итоге Аристотель окончательно покончил с гилозоизмом — учением об
одушевленности (жизненности) всех физических тел. Душа представляет собой
начало органической жизни, но не материалистического мира в целом. Специфика
этого начала заключается в способности живых тел стремиться к цели и реализовывать
ее.
В
своих трактатах «О душе», «О частях животных» и второстепенных психологических.
Сочинениях («О памяти», «О сновидениях» и др ) Аристотель изложил систему
психологических понятий, выработанных на основе объективного и генетического
методов. Во всех случаях он рассматривал сложные и более высокие проявления
жизнедеятельности как продукт развития элементарных структур.
В
качестве принципа жизни душа выступала у Аристотеля как первичное, далее
неразложимое понятие. В силу этого управляемые душой органические явления
оказались противопоставленными неорганическому миру, а также разуму как
уникальной способности одного лишь человека
Исходную
модель для изучения психических актов Аристотель почерпнул в области
общебиологических связей организма со средой. Анализируя процесс питания (обмен
веществ), он показывает, что его причиной не может быть какой-либо физический
процесс сам по себе, например огонь (как полагали некоторые исследователи).
Ведь огонь — неупорядоченная стихия По Аристотелю, питание происходит за счет
внешнего вещества, но оно поглощается живым телом иначе, чем неорганическим, а
именно — путем целесообразного распределения «в пределах границы и закона».
Таким специфическим для живого организма способом усвоения внешних тел и
является душа.
Согласно
Аристотелю, душа — это целесообразно работающая органическая система: «Если бы
глаз был живым существом, душою его было бы зрение» Таким образом, он определил
душу как энтелехию (присущую органическим телам целостность и целесообразность
поведения), целеполагающее начало Другими словами, душа организма — это его
функция, деятельность. Трактуя организм как деятельность, Аристотель выделял в
ней различные уровни способностей к деятельности.
Понятие
о способности, введенное Аристотелем, было важным новшеством и прочно
закрепилось в основном фонде психологических знаний. Оно разделяло возможности
организма (заложенные в нем органические ресурсы) и их реализацию на деле. При
этом намечалась схема иерархии способностей как функции души:
а)
вегетативная (имеется и у растений);
б)
чувственно-двигательная (у животных и человека),
в)
разумная (присущая только человеку).
Функции
души, по Аристотелю, являются уровнями ее развития. В связи с этим идея
развития вводилась в психологию в качестве важного объяснительного принципа
Функции души располагались в виде «лестницы форм», где из низшей и на ее основе
возникает функция более высокого уровня (за вегетативной — растительной —
формируется способность ощущать, из которой развивается способность мыслить)
Следуя
принципу развития, Аристотель стремился найти звенья, ведущие от одной ступени
к другой, и в поиске обнаружил особую область психических образов (фантазий —
по Аристотелю), которые возникают без прямого воздействия вещей на органы
чувств (сейчас они называются в психологии преде явлениями памяти и
воображения). Эти образы подчинены механизму ассоциации — связи представлений.
Мозг,
по мнению Стагирита, не орган психики, а аппарат, охлаждающий жар крови. Будучи
вымышленными, с точки зрения физиологической реальности, эти представления
вносили новый момент в трактовку центрального органа психической деятельности.
Аристотелю принадлежит понятие об «общем чувствилище», корни которого уходят в
область прямых связей организма со свойствами среды (сухим и влажным). С этим
связана первая попытка определить физиологический механизм ассоциаций Он
полагал, что душа обладает способностью посредством центрального ощущающего
органа _ «общего чувствилища» — восстанавливать в органах чувств в уменьшенном
объеме следы прежних движений и впечатлений в том порядке, в каком они
производились внешними объектами
Психологическое
учение Аристотеля имеет биологическую направленность, в нем доминируют
материалистические тенденции.
Мыслитель
полагал, что идейное богатство мира воплощено в конкретных, чувственно
воспринимаемых вещах и раскрывается только благодаря земному общению с ними в
процессе эмпирических исследований.
Таким
образом, Аристотель внес свою лепту в развитие теории чувственного образа. Он
трактовал сенсорный образ как запечатление формы предмета (а не его материи,
как полагали его предшественники Эмпедокл и Демокрит). По его словам, «ощущение
есть то, что способно принимать формы чувственно воспринимаемых [предметов] без
[их] материи, подобно тому, как воск принимает оттиск печати без железа и без
золота». Решение Аристотеля составляет одну из граней современного
представления о работе сенсорной системы.