Георгий
Николаевич Челпанов родился 16 апреля 1862 г. в город Мариуполе
Екатеринославской губернии. Начальное образование он получил в местном
приходском училище, а затем учился в Александровской Мариупольской гимназии,
которую он окончил в 1883 г. с золотой медалью. Именно там он впервые
заинтересовался психологией. Его колебания, кого избрать своим руководителем,
склонились в пользу Н.Я. Грота, и в 1883 г. Г.Н. Челпанов поступил на
историко-филологический факультет Новороссийского университета, где в то время
преподавал Н.Я. Грот.
В
1887 г. Г.Н. Челпанов окончил его с золотой медалью за сочинение на тему «Опыт
и разум в теории познания Платона и Аристотеля». В 1890 г. он сдал магистерский
экзамен по философии и психологии и в 1891 г. стал приват-доцентом Московского
университета, а в 1892 г. был зачислен в штатные приват-доценты Киевского
университета.
В
1896 г. Г.Н. Челпанов защитил диссертацию на тему «Проблема восприятия
пространства» и получил степень магистра философии. С 1897 г. он работал в
Киеве, вел и редактировал труды организованного там психологического семинара.
В это время он активно занимался проблемами педагогики и выступал с докладами,
посвященными этой теме. Г.Н. Челпанов выступал против чрезмерного увлечения
экспериментальной психологией, в особенности против применения методов
экспериментальной психологии в педагогической практике. Тем не менее, он вовсе
не был противником экспериментальной психологии. В 1888 г. он выступил с докладом
на заседании Московского психологического общества, в котором определил научную
значимость эксперимента в психологии. Вместе с тем он считал необходимым
сочетать его с теоретической психологией, задачу которой он видел в
систематизации, сведении к единству данных, полученных эмпирическим путем.
На
этом этапе его творчества важной является работа «Мозг и душа», написанная в
1900 г., где Г.Н. Челпанов рассмотрел вопросы материализма в психологии.
Основой этой работы был курс лекций, прочитанный им в 1898—1899 учебном году в
Киевском университете. Наиболее приемлемой гипотезой для выражения отношений
между психическим и физическим он считал психофизический параллелизм в его
эмпирической формулировке. Рассмотрению этой гипотезы он уделил в книге большое
внимание.
В
1904 г. он защитил следующую диссертацию, на этот раз докторскую. В ней он продолжал
тему, начатую в 1896 г., — «Проблемы восприятия пространства» (часть 2-я).
Рассматривая вопрос о пространстве с точки зрения гносеологии (науки о
познании), Г.Н. Челпанов протестовал против смешения гносеологической и
психологической точек зрения. Он изучал вопрос о происхождении геометрических
аксиом, отрицал их эмпирический характер. В вопросе о реальности пространства
он подверг критике все виды гносеологического идеализма и придерживался теории
критического реализма.
За
это время он несколько раз выезжал за границу, где слушал лекции Дюбуа—Реймона,
Геринга и Кенига по философии, Штумпфа и Вундта по психологии. Параллельно он
занимался в институте Вундта в Лейпциге и в институте физиологической оптики в
Берлине. В 1907 г. Г.Н. Челпанов был избран профессором философии и психологии
Московского университета, где он впоследствии организовал лабораторию и
психологический семинар.
В
1909 г. Г.Н. Челпанов выпустил книгу, которая сыграла впоследствии значительную
роль в его жизни В этой работе, представляющей собой конспект 16 лекций
ученого, он подробно рассмотрел марксизм. Так, в лекции «Об исторических
законах» он указывал два противоположных подхода к вопросу о постижении этих
законов: идеалистический и материалистический, одной из разновидностей которого
является марксизм Изложив сущность этого направления, Г.Н. Челпанов в своей
работе перешел к его оценке. Прежде всего он подчеркнул его положительные
стороны, среди которых основное — мысль о том, что идеи могут носить
утопический характер.
Также,
считал Г.Н. Челпанов, учение Маркса имело и недостатки. Например, положение о
том, что социальное хозяйство — это единственный фактор движения истории. По
Г.Н. Челпанову, историческую причинность нельзя объяснить только одним фактором.
Таким образом, не отрицая важности экономических отношений, он считал
необходимым признание значимости идей и идеалов.
С
точки зрения натуралистической концепции, роль личности сводится к нулю, но
Г.Н. Челпанов отстаивал идею о значимости человека и его психики, т.е.
признавал значение духовного фактора в истории. Он возражал против того, что
психическая причинность есть только отражение физической, что было одним из
основных принципов материализма. По мнению ученого, сведение психического к
нулю означает неверное толкование отношений между психическим и физическим.
На
Втором Всероссийском съезде по задачам психологии, состоявшемся в июле 1909 г.,
Г.Н. Челпанов выступил с докладом, в котором показал проведенный им анализ
задач развития современной психологической науки. Он отметил тенденцию
противопоставлять теорию фактам, придавать им большее значение, чем различным
теориям. Это вызвало у Г.Н. Челпанова тревогу за дальнейшее развитие
психологии, чтобы избежать возможных проблем, он призывал объединять эксперимент
и теорию.
В
следующем году на торжественном заседании Психологического общества он обратил
внимание на состояние индивидуальной психологии. Г.Н. Челпанов считал, что
методы, применяющиеся в этой отрасли науки, должны быть более основательными. Те
же методы, которые в то время существовали, еще не были точными, не
гарантировали получения истинного знания. Поэтому они могут дать представление
не о личности в целом, а об отдельных ее проявлениях. Возвратившись в своем
рассмотрении к проблемам психологии и педагогики, Г.Н. Челпанов определил их
отношения как сложные и неоднозначные. По его мнению, педагогика имеет свой
предмет и не может базироваться только на психологии. Педагогика должна
опираться, в первую очередь, на философскую этику, дающую обоснование идеалов
воспитания, а психология только указывает средства, при помощи которых можно
достичь этих целей. Таким образом, Г.Н. Челпанов считал, что педагогику нельзя
рассматривать как прикладную психологию.
В
1914 г. на базе лаборатории психологических исследований и психологического
семинара возник Психологический институт, организованный Г.Н. Челпановым. С
1914 и до 1923 г. Г. Н. Челпанов был директором этого института, но ему было
предложено передать руководство К.Н. Корнилову. Уйдя из института, ученый был
практически лишен возможности продолжать научную деятельность. В 1926 г. он
подал прошение о зачислении его в Психологический институт, которое было
отклонено.
Вместо
этого Г.Н. Челпанов занимался научным творчеством в Государственной академии
художественных наук, где исследовал проблемы восприятия пространства и
художественного творчества. Темой основных работ Г.Н. Челпанова в 1920-е гг.
было разъяснение своей позиции по отношению к марксизму. Он отвергал все обвинения
в его адрес как необоснованные, защищая тезис о независимости психологии от
любой философии. Он также настаивал на том, что принцип психофизического
параллелизма, а также содержание традиционной психологии отвечает принципам
марксизма. Он выпустил множество работ, посвященных этой проблеме: «Психология
и марксизм», «Социальная психология и условные рефлексы», «Объективная
психология в России и Америке».
В
последние годы жизни, столкнувшись с полной изоляцией своего творчества от
остального мира, Георгий Николаевич Челпанов потерял силы для дальнейшей
работы, и его здоровье ухудшилось. После известия о трагической гибели сына он
прожил недолго и 13 февраля 1936 г. умер.
Г.
Н. Челпанов сыграл, пожалуй, главную роль в становлении российской психологии.
Через Психологический институт, организованный им, в свое время прошли почти
все значительные психологи нашей страны. Отстранение от руководства Институтом
стало для него настоящей трагедией, после которой он так и не смог до конца
оправиться. Его теоретические разработки в области педагогики и психологии во
многом повлияли на дальнейшее развитие этих наук.