Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 17:24:18
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
СТО ВЕЛИКИХ РОССИЯН [98]
... УКРАИНЦЕВ [100]
... БОГОВ [43]
... МИФОВ И ЛЕГЕНД [98]
... ЗАГАДОК ПРИРОДЫ [100]
... ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ [100]
... ЗАГАДОК ХХ ВЕКА [102]
... НАГРАД [100]
... СОКРОВИЩ [100]
... СОКРОВИЩ РОССИИ [101]
... ГОРОДОВ МИРА [100]
... ГЕНИЕВ [101]
... МЫСЛИТЕЛЕЙ [99]
... ВРАЧЕЙ [101]
... НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ [99]
... НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ [99]
... ЧУДЕС ТЕХНИКИ [100]
... ПСИХОЛОГОВ [102]
... АРИСТОКРАТОВ [108]
... ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ [97]
... АДМИРАЛОВ [99]
... ВОЕННЫХ ТАЙН [111]
... КАТАСТРОФ [105]
...ЗАГОВОРОВ И ПЕРЕВОРОТОВ [107]
... КОРАБЛЕКРУШЕНИЙ [109]
... ЖЕНЩИН [100]
... КНИГ [100]
... ХУДОЖНИКОВ [100]
... КОМПОЗИТОРОВ [112]
... ВОКАЛИСТОВ [101]
... АКТЕРОВ [103]
... РЕЖИССЕРОВ [101]
...ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КИНОФИЛЬМОВ [102]
... ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛЬМОВ [101]
... ИСТОРИЙ ЛЮБВИ [100]
... СПОРТСМЕНОВ [100]
... МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ [99]
... ПАМЯТНИКОВ [100]
... ХРАМОВ [100]
... МУЗЕЕВ МИРА [107]
... ЗАМКОВ [101]
... ЗАПОВЕДНИКОВ И ПАРКОВ [101]
... ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ [101]
... БИБЛЕЙСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ [101]
... ПИСАТЕЛЕЙ [101]
...ТЕАТРОВ [100]
... ПРАЗДНИКОВ [99]
...РЕКОРДОВ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ [100]
... ОРИГИНАЛОВ И ЧУДАКОВ [99]
... МОНАРХОВ [101]
... СОБЫТИЙ ХХ ВЕКА [99]
... РЕКОРДОВ СТИХИЙ [100]
... ВЕЛИКИХ ТАЙН ДРЕВНЕГО МИРА [102]
... ПОЛИТИКОВ [100]
... ПОЛКОВОДЦЕВ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ [101]
...ЭКСПЕДИЦИЙ [100]
... АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ [99]

ДЖОН ДЬЮИ

Идеи, предложенные психологом и философом Джоном Дьюи, принято относить к так называемому функциональному направлению в психологической науке.

Джон Дьюи родился 20 октября 1859 г. близ Берлингтона, штат Вермонт, США. Получив образование, он преподавал сначала в Мичиганском и Чикагском университетах, ас 1901 по 1931 г. занимал должность профессора в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Основные сочинения Дьюи посвящены проблемам педагогики («Школа и общество, 1899), антропологии и гносеологии («Человеческая природа и поведение», 1922, «Опыт и природа», 1925), философской логике («Исследования по логической теории», 1903, «Как мы мыслим», 1910, «Очерки по экспериментальной логике», 1916, «Логика: теория исследования», 1938) Во всех своих работах автор предлагает новые пути для развития психологической науки, а также перерабатывает и существенно дополняет основные принципы школы философского прагматизма

В первые годы своей карьеры Дьюи находился под сильным влиянием идеализма неогегельянского толка, который был чрезвычайно популярен в Америке на рубеже XIXXX вв Но затем он превзошел эти влияния и выработал систему собственных идей Уже будучи семидесятилетним старцем, Дьюи написал собственную биографию, в которой подробно рассказал о всех перипетиях своей научной судьбы. Эта книга носит название «От абсолютизма к эмпиризму».

Главные идеи Дьюи всегда были определены его все более возрастающим интересом к педагогике и преподавательской деятельности.

Все работы ученого были так или иначе связаны с этой сферой. Дьюи хотел создать из педагогики тщательно обоснованную и оптимально разработанную дисциплину, т к. очень хорошо видел недостатки существующих подходов к образованию вообще и работе с учащимися и студентами в частности.

Теория и практика преподавания и воспитания, какими он видел их на тот момент, были лишены прочной и надежной основы, что, по мнению Дьюи, являлось одной из причин невозможности построения в США по-настоящему демократического общества В своей книге «Демократия и образование» (1916) ученый проявил себя как активный реформатор процесса обучения и всей педагогической дисциплины вообще. Он попытался провести научное обоснование педагогики, и этот замысел привел Дьюи к серьезным занятиям психологией и философией, которые он рассматривал с точки зрения заинтересовавшего его учения прагматизма.

Одной из основных книг, принципиально повлиявших на его творчество, Дьюи называл «Принципы психологии» Джемса, труд, по праву считающийся уникальным явлением в истории научной мысли. Именно из этой книги Дьюи заимствовал и развил концепты дискриминации, сравнения, размышления и др И ее основная идея — жизнь как действие — стала для Дьюи своего рода жизненным и творческим девизом.

Приобретя огромную известность как ученый и педагог, он прожил довольно долгую жизнь, окруженный учениками и соратниками. Начало карьеры ученого было связано, как и у ряда других известных мыслителей XX в., с психологией. Его книга, которая так и называлась — «Психология» (1886), была первым американским учебником по данному предмету. Первую известность Дьюи принесла небольшая статья под названием «Понятие о рефлекторном акте в психологии», вышедшая в 1896 г. В ней автор резко выступает против существующих в это время в науке о душе представлений о том, что основными единицами поведения служат так называемые рефлекторные дуги (т.е. происходящие в мозгу человека процессы, близкие к примитивным рефлексам у животных).

Однако со временем Дьюи вслед за другими приверженцами прагматизма перешел на позиции течения, получившего название бихевиоризм (от английского слова behavior — поведение) Основной идеей бихевиоризма стало стремление находить в поведении человека и его психических реакциях моменты сохранения и повторения. Постулат бихевиористов в его кратком выражении звучит так: «Действие, следствием которого является успешный результат, имеет тенденцию к повторению».

Таким образом, самым важным в человеческой жизни приверженцы бихевиоризма считали последствия конкретных действий и всего поведения. Познание, знание, рассуждения, а в конечном итоге выбор целей и средств — все зависит от поведенческих реакций. Решив соединить основные установки и принципы бихевиоризма с идеями прагматизма, Дьюи создал неповторимый комплекс идей, вошедший в историю науки как инструментализм

Сущность инструментализма, по Дьюи, заключается в том, чтобы понимать познание, а также практику как совокупность способов, при помощи которых человек обеспечивает себя разного рода жизненными благами, существующими в реальном опыте Однако для того чтобы разобраться с тем, как это сделать, необходимо уточнить само понятие опыта. Как считает Дьюи, неверно утверждать, будто опыт представляет собой поток сознания (это представление было свойственно ряду психологов до Дьюи, в том числе его непосредственному предшественнику Джемсу) Элементы сознания конечно же в опыте имеются, однако весь опыт не сводится исключительно к ним По мнению ученого, опыт означает прежде всего не само познание, а способы действий и претерпевания (т.е. то, как человек поступает в том или ином случае, и то, как человек реагирует на те или иные ситуации и поступки других людей).

Обоснованное таким образом учение Дьюи назвал радикальным эмпиризмом, подразумевая под этим тот простой факт, что опыт является в его системе универсальным понятием и включает в себя как чувственный опыт, так и сверхчувственный, в частности, опыт моральный и религиозный. Дьюи в своем учении все более расширял понятие опыта, включив в него позднее также и художественный, социальный и культурный опыт. Таким образом, феномен человеческого опыта охватывает всю жизнь каждого из людей в отдельности и всего человечества в целом, включая взаимоотношения с природой и саму окружающую среду. Также опыт включает мир сновидений, все разнообразие болезненных состояний, ложь и заблуждение, магию и все, что с ней связано, — смерть, смятение, ощущение отсутствия смысла жизни, суеверия, так свойственные людям, и саму науку во всем ее многообразии. Обобщая все сказанное, можно обозначить, что опыт в концепции Дьюи выступает как вид социальной практики, а именно — действие, определенное ситуацией, в которой находится индивид.

Опыт, по Дьюи, всегда конкретен, каждый раз он мой, твой или наш. Он может выступать в виде политического, религиозного, эстетического, интеллектуального или производственного опыта.

Он может разворачиваться по отношению к окружающей человека природной среде, а также по отношению к обществу. И все существование этой среды, в которой бытийствует каждый человек, проявлено в опыте в наиболее полной мере, по причине чего никаких специальных доказательств его не требуется.

При этом кажущийся постоянным мир, даруемый человеку в опыте, постоянно изменяется и никогда не бывает статичным. Поэтому человек не может иметь прочных гарантий того, что воспринятое в опыте однажды будет оставаться таковым до окончания его дней. Человек постоянно находится в состоянии обеспокоенности, он чувствует, что мир не подлежит контролю, что окружающая среда постоянно ускользает и в любой момент может случиться что-то непредвиденное. Результатом названного состояния выступает чувство страха и ужаса перед реальностью. Подобный страх вызывают и природа, и социальные отношения. Оказавшемуся в затруднении человеку как воздух необходима идея, которая поможет избавиться от страха и обрести уверенность.

Для этого Дьюи предлагает понятие «ситуация сомнения». Она может быть легко проиллюстрирована примером из русской сказки: богатырь, стоящий на перепутье трех дорог и решающий, по какой из них ехать дальше, ведь на каждой его поджидают опасности. Подобного рода ситуации Дьюи разложил на несколько составляющих частей, или этапов.

1) этап, на котором впервые чувствуется затруднение;

2) этап, на котором затруднение определяется при помощи слов;

3) этап, на котором впервые возникает возможное решение;

4) этап, на котором возможное решение тщательно обдумывается;

5) этап, на котором происходит выбор, является ли придуманный способ для данной ситуации подходящим или нет.

Подобная пятиступенчатая структура подходит для описания любой проблематичной ситуации, перед лицом которой может оказаться современный человек Для ее решения мозг постоянно продумывает, отбрасывает и прорабатывает все возможные варианты поступков, представляющие собой своего рода инструменты в борьбе с проблемами. Правильно отобранный инструмент ведет к разрешению проблемы, т.е. к успеху предпринятого действия или поступка.

Скончался Джон Дьюи в Нью-Йорке 1 июня 1952 г.

Категория: ... ПСИХОЛОГОВ | Добавил: tineydgers (03.12.2010)
Просмотров: 628 | Теги: ученый-психолог, психолог, кафедра психоло, специальность психология, подсознательное, сто великих психологов, студентам психологических факультет | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0