Эдвард Торндайк родился 31 августа 1874 г. в небольшом
городке Вильямсбург, штат Массачусетс. Его отец был священником методистской
церкви. Семья придерживалась строгих правил и норм поведения. В детях с ранних
лет воспитывались привычка к труду и полная самоотдача правому делу. Возможно,
поэтому все три сына поступили в университет и добились больших результатов в
научной деятельности.
Эдвард Торндайк поступил в университет города Уэсли. Еще
будучи студентом, он увлекся психологией, прочитав книгу У. Джемса «Основы
психологии». Она настолько его заинтересовала, что Торндайк решил встретиться с
автором и поехал в Гарвардский университет.
Первый психологический эксперимент он решил провести с
детьми. Человек загадывал какое-либо слово и старался мысленно его представить.
Дети должны были постараться угадать задуманное, тогда они получали конфеты.
Этот опыт отражал психологические веяния того времени. Взаимосвязь мысли и
слова уже признавалась всеми. Торндайк предположил, что, когда человек думает о
чем-либо или произносит какое-либо слово «про себя», мышцы его речевого
аппарата неосознанно производят едва видимые движения, которые, как правило,
остаются незамеченными окружающими. Торндайк использовал конфеты в качестве
поощрительного стимула к повышению чувствительности с целью уловления
микродвижений и угадывания мысли. В течение эксперимента предполагалось также,
что такая чувствительность будет возрастать.
Администрация университета запретила его опыты, и работа осталась
незавершенной. Однако эти первые экспериментаторские попытки в основном
определили направление дальнейших исследований Торндайка В своих опытах он стал
использовать животных. Сначала это были цыплята, затем кошки и собаки, а также
обезьяны. Всем опытам были присущи три основных момента:
1) исключалось обращение к разуму;
2)исследовалась
расположенность подопытного животного к научению;
3) использовался положительный фактор подкрепления в качестве
поощрения
Суть опытов Торндайка заключалась в следующем- животных
помещали в специальный аппарат, снабженный различными приспособлениями Снаружи
раскладывалась подкормка таким образом, чтобы испытуемое животное знало о ее
присутствии. Выйти и получить желаемый кусок оно могло только в том случае,
если приведет в действие определенное устройство. Торндайк тщательно наблюдал
за движениями животного и отмечал время от начала эксперимента до того момента,
когда животное освобождалось. Дав насытиться, животное снова возвращали в
аппарат, и эксперимент продолжался.
Опыты показали, что, попадая в неволю, животное всегда
стремится освободиться, испытывая неудовольствие сложившимся положением. В
своих отчаянных попытках выбраться на свободу оно случайно производит действие,
предоставляющее выход. Это движение относится к его врожденным реакциям. При
неоднократном повторении опыта поведение животного изменяется количество
действий, не приводящих к свободе, постепенно уменьшается и сводится к нулю,
действия же, приводящие к успеху, становятся все более точными. Все это
способствовало тому, что со временем животное высвобождалось быстрее
Результаты экспериментов и собственные выводы Эдвард
Торндайк подробно изложил в своей докторской диссертации «Интеллект животных.
Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных» (1898).
Отправной точкой в описании исследования реакционных движений животных стал
принцип проб, ошибок и случайного успеха, в результате которого животное
приобретает разные формы поведения на всех уровнях своего развития Всякое
действие является реакцией на ситуацию, а не на какой-либо внешний импульс
Таким образом, Торндайк делает вывод, что поведение любого живого существа
определяется тремя составляющими:
1) ситуацией, которая включает в себя как внешние, так и
внутренние процессы, оказывающие воздействие на индивидуума,
2)реакцией или
внутренними процессами, происходящими в результате этого воздействия;
3) тонкой связью между ситуацией и реакцией, т.е.
ассоциацией. В своих опытах Торндайк показал, что интеллект как таковой и его
активность могут быть изучаемы и без обращения к разуму. Акцент с установления
внутренних связей переносился им на установление связей между внешней ситуацией
и движениями, что внесло новые веяния в ассоциативную психологию. Механический
детерминизм Торндайк в своей теории соединил с биологическим, а потом и с
биопсихическим, существенно расширив область психологии, ранее ограниченную
пределами сознания
На основе своих исследований Торндайк вывел несколько
законов научения:
1. Закон упражнения (пропорциональная связь между ситуацией
и реакцией на нее относительно частоты их повторения).
2. Закон готовности (изменение готовности организма к
проведению нервных импульсов связано с упражнениями)
3.Закон
ассоциативного сдвига (при реакции на один определенный раздражитель из
нескольких, действующих одновременно, другие раздражители, участвовавшие в
данной ситуации, в дальнейшем вызывают такую же реакцию)
4. Закон эффекта.
Последний, четвертый, закон вызвал множество споров,
поскольку включал в себя фактор мотивации (фактор чисто психологической
направленности). Закон эффекта говорил о том, 4io любое действие, вызывающее
удовольствие в определенной ситуации, ассоциируется с ней и в дальнейшем
повышает вероятность повторения данного действия в подобной ситуации,
неудовольствие же (или дискомфорт) при действии, ассоциируемое с определенной
ситуацией, приводит к снижению вероятности совершения этого акта в похожей
ситуации. Это подразумевает, что в основе научения лежат также некоторые
полярные состояния внутри организма
Еще один закон, предложенный Торндайком, касался врожденного
комплекса движений. Если действия, совершенные в определенной ситуации,
приводят к успешным результатам, то их можно назвать удовлетворяющими, в противном
случае они будут нарушающими. Понятие успешного результата Торндайк дает на
уровне нейронов. При успешном действии система нейронов, приведенная в
готовность, на самом деле функционирует, а не бездействует.
После написания своей диссертации «Интеллект животных»
Торндайк оставляет опыты над животными и переключается на людей. В 1899 г. он
поступает на должность преподавателя психологии в педагогический колледж
Колумбийского университета и там проводит психологические исследования проблемы
обучения людей, а также увлекается такой сферой научной деятельности, как
тестирование интеллекта.
В 1912 г. Торндайк становится президентом Американской
психологической ассоциации. Им опубликовано более 500 научных работ, многие из
которых стали очень популярными на книжном рынке и принесли немалый доход.
Благодаря этому в 1924 г. годовой доход ученого составил 70 тыс. долларов, что
по тем временам считалось огромной суммой.
В 1939 г. Э. Л. Торндайк уходит в отставку, однако активно
продолжает свою научную деятельность вплоть до смерти в 1949 г. Его вклад в
науку оценен по достоинству многими учеными и исследователями, к примеру,
основателем бихевиоризма Джоном Уотсоном и русским ученым И. П. Павловым. Его
научные исследования и работы по теории научения стимулировали огромный интерес
в американской науке именно в этой области. Объективность и точность сделали
труды Торндайка классическими.
Своими работами Торндайк показал, что психология как наука
выходит далеко за рамки простой механики и биологии. В ее основании лежат
совсем другие начала, а сфера исследования распространяется помимо самого
организма и на область его взаимодействия с внешней средой. Хотя биопсихические
схемы Торндайка были довольно ограниченными, он проложил новый путь в развитии
науки психологии, подготовив почву для возникновения бихевиоризма.