Даниил
Борисович Эльконин родился 16 февраля 1904 г. в Полтавской губернии. В 1914 г.
он поступил в полтавскую гимназию, из которой был вынужден уйти через 6 лет в
связи с недостатком денег в семье. Несколько следующих лет он работал
делопроизводителем Военно-политических курсов, воспитателем в колонии
малолетних правонарушителей. В 1924 г. Эльконин был направлен на учебу в
Ленинградский институт социального воспитания. Вскоре этот институт был
присоединен к ЛГПИ им. Герцена. В 1927 г. он окончил педагогический факультет
этого института, а затем 2 года проработал педагогом-педологом детской
профамбулатории Октябрьской железной дороги. В 1929 г. начал преподавать на
кафедре педологии ЛГПИ им. Герцена.
С
1931 г. он работал с Л.С. Выготским, разрабатывая проблемы детской игры. По его
мнению, особенно в традиционных обществах игра является важным элементом в
жизни ребенка. С помощью игрушек, представляющих уменьшенные орудия труда, он
приобретает различные навыки. Также игрушки могут давать наглядную информацию
об окружающем мире (модели реально существующих объектов и куклы в костюмах),
способствовать физическому развитию ребенка.
В
1932 г. Д.Б. Эльконин стал заместителем директора Ленинградского
научно-практического института. В последующие несколько лет вышло множество его
статей, посвященных изучению различных видов детской активности: игр, учебы,
общения и т.д. Эльконин считал, что через деятельность в обществе ребенок
познает основы человеческой культуры, таким образом постепенно развивается его
психика.
После
выхода в 1936 г. известного постановления «О педологических извращениях в
системе Наркомпроса» он был снят со всех постов. С большим трудом ему удалось
устроиться учителем начальных классов в ту школу, где учились его дочери.
Работа
в школе была для Д.Б. Эльконина очень важной. Не имея шансов работать в другом
месте, он всю свою энергию отдал школе и в 1938—1940 гг. написал букварь и
учебник по русскому языку, предназначенный для школ народов Крайнего Севера. В
то же время он во второй раз получил звание кандидата наук (первого звания он
был лишен в 1936 г.).
2
июля 1941 г. Д.Б. Эльконин записался в народное ополчение. Он участвовал в
обороне и освобождении Ленинграда, окончил войну майором. Ему пришлось пережить
тяжелый удар: на Кавказе погибли его жена и дочери, эвакуированные туда из
Ленинграда. Он не был демобилизован, вместо этого его назначили на
преподавательскую работу в Московский военно-педагогический институт Советской
армии. Там Эльконин преподавал психологию, а также занимался научной работой:
разрабатывал принципы построения курса советской военной психологии.
Работа
ученого не устраивала его руководство. 5 марта 1953 г. должно было состояться
заседание комиссии «по разбору и осуждению допускаемых полковником Элькониным
ошибок космополитического характера», которое, однако, было перенесено, а
затем, когда Д.Б. Эльконин уволился в запас, и вовсе отменено.
Помимо
разработок в области военной психологии, Д.Б. Эльконин продолжал развивать свои
взгляды на детскую психологию. От конкретных проблем он перешел к построению
стройной теории психического развития ребенка. По его мнению, ребенок с самого
момента рождения является социальным существом, все виды его деятельности по
своему происхождению общественны. В своем познании человеческой культуры
ребенок активен, он не просто воспринимает все окружающее, а активно
воспроизводит способности других людей.
Эльконин
считал, что формирование детской психики происходит не во взаимодействии
ребенка с окружающими предметами, а во взаимодействии его с элементами
общества: предметами и взрослыми как членами общества. Источником процесса
формирования психики выступает, по Эльконину, окружающая среда. Она содержит
идеалы (потребности, принципы, эмоции), служащие целью действий ребенка. В
качестве движущей силы этого развития выступает противоречие, существующее
между общественно-мотивационной и предметно-операционной сторонами действия.
В
сентябре 1953 г. он стал штатным сотрудником Института психологии АПН РСФСР.
Работая в институте, он организовал различные лаборатории: психологии младшего
школьника, психологии подростка, диагностики психического развития школьников.
Налаживая регулярную работу каждой лаборатории, он передавал руководство своим
ученикам, а сам начинал заниматься другим делом. Параллельно с
исследовательской работой Д.Б. Эльконин читал лекции по детской психологии в
Московском университете.
Продолжая
развивать свои взгляды, Д.Б. Эльконин создал теорию периодизации психического
развития детей. Он исходил из того, что возраст и возрастные особенности — это
относительные понятия, и можно выделять только наиболее общие возрастные
особенности. Возрастное развитие ребенка ученый рассматривал как общее
изменение личности, сопровождаемое изменением жизненной позиции и принципа
взаимоотношений с окружающими, формирование на каждом этапе новых ценностей и
мотивов поведения.
Психическое
развитие ребенка происходит неравномерно: существуют эволюционные, «плавные»
периоды и «скачки», или критические периоды. Во время эволюционного периода
изменения психики накапливаются постепенно, затем происходит скачок, во время
которого ребенок переходит на новый этап возрастного развития. Во время
критического периода происходят ярко выраженные психологические изменения,
ребенок становится трудновоспитуем.
В
своей теории Д.Б. Эльконин основывался на социально-исторических условиях
развития ребенка. Каждый период истории, каждая культура формирует свои
собственные законы развития детской психики в зависимости от требований,
предъявляемых обществом. Он также отмечал, что в последнее время
психологические особенности детей одинакового возраста изменяются в течение уже
нескольких десятилетий. Современный ребенок получает и усваивает значительно
больше информации, чем его сверстник 50 лет назад. Поэтому он в своей теории
периодизации учитывал не особенности психики каждого в отдельности ребенка, но
закономерности ее развития.
Обосновывая
невозможность изучения детства с какой-либо одной точки зрения, Д.Б. Эльконин
представлял каждый возрастной период как своеобразный период жизни ребенка,
определяемый типом ведущей деятельности и возникающими в связи с ним
психологическими особенностями. На основании этого он понимал психическую жизнь
ребенка как процесс смены характерных видов деятельности во времени.
В
построении своей концепции Д.Б. Эльконин опирался на исследования многих других
психологов и на собственный эмпирический материал. Особенное влияние на его
теорию оказало творчество Ж Пиаже, А. Валлона и Л.С. Выготского.
В
итоге Д Б Эльконин выделил три основные «эпохи» психического развития ребенка,
раннее детство, детство и подростковый возраст. Каждая эпоха состоит из двух
периодов: первый отличается преимущественным усвоением мотивов и задач
деятельности, то есть формируется общественно-мотивационная сфера, а на втором
идет развитие предметно-операционной стороны действия.
В
1984 г. Д.Б. Эльконин подготовил записку в ЦК КПСС, посвященную проблемам
школьного образования, где предложил некоторые варианты изменения действующей
системы Он считал, что в будущем должна сложиться система воспитания,
затрагивающая все периоды жизни ребенка, основанная на особенностях каждого
возраста Необходимо изменить систему школьного образования, применяя методы,
основанные на деятельностном подходе. Неотъемлемой частью образования должна
быть совместная трудовая активность детей и взрослых, а также внешкольная жизнь
детей, затрагивающая развлечения и клубы «по интересам».
Даниил
Борисович Эльконин умер 4 октября 1984 г. По свидетельству друзей, он был
ярким, активным, эмоциональным человеком. Пережив в жизни немало тяжелых
ударов, он тем не менее всегда находил в себе силы для научной работы, для
общения со студентами и детьми. В своей теории периодизации психического
развития он обобщает выводы многих известных детских психологов, строя на их
основе свою концепцию. Д.Б. Эльконин приложил немало сил по улучшению
образовательной системы в нашей стране. Его знают во всем мире как талантливого
психолога и педагога.