Эрик
Берн (настоящее имя Леонард Бернстайн) родился 10 мая 1910 г. в канадском городе
Монреаль в семье практикующего врача. Его отец умер от туберкулеза в возрасте
38 лет, и сын решил, подобно отцу, связать свою жизнь с медициной: в 1935 г. он
получает степень доктора медицины в Медицинской школе университета Макгилл.
Закончив
интернатуру уже в США, Леонард Бернстайн в течение двух лет работал в больнице
Инглвуд в Нью-Джерси. Затем он принимает американское гражданство и меняет имя
на то, под которым он и вошел в историю психологии, — Эрик Берн. В 1940 г. он
открывает частную практику, ас 1941 г. обучается психоанализу в Нью-Йоркском
психоаналитическом институте. Некоторое время (1943—1946) он состоит армейским
психиатром. После этого он в течение двух лет обучается психоанализу у Эрика
Эриксона. Отойдя от традиционного психоанализа, он разрабатывает свой метод
психотерапии, названный «трансакционный анализ».
Одним
из наиболее известных трудов Эрика Берна является «Трансакционный анализ в
психотерапии», работа, поистине заслуживающая звания основы и костяка его
теории. В этой книге Берн изложил
свое видение человеческих взаимоотношений и психической патологии,
развивающейся на основе их проблематичности. Теория трансакции была
предназначена автором в качестве метода анализа психопатологии и лечения
больных различными психическими заболеваниями в основном пограничного статуса.
В
основе учения Эрика Берна о трансакции лежит на первый
взгляд очень простая и известная каждому человеку идея, состоящая в следующем:
любой из нас ежедневно, практически ежеминутно находится в состоянии игры. Игры
сопровождают нашу жизнь постоянно, не давая возможности освободиться. Более
того, ни один человек и не желает освобождаться от них, бессознательно или даже
сознательно генерируя все новые и новые игровые ситуации. На любое событие в
своей жизни мы реагируем той или иной игрой, общение с окружающими нас людьми
также происходит в виде игр. Даже стоя перед зеркалом или ведя с самими собой
внутреннюю беззвучную беседу, мы играем, распределяем роли, придерживаемся того
или иного сценария.
Что
же в сущности своей представляет игра? Это некое взаимодействие, акт общения,
единица соотношения одного человека с другим. Иными словами, игра представляет
собой трансакцию. Действительно, способность к общению с себе подобными
представляет собой едва ли не то преимущественно человеческое свойство, которым
мы отличаемся от животных (нельзя сказать, что животные не общаются между
собой, но способность к вербализации отношения к другому присуща исключительно
человеку). Берн отмечает, что наблюдения за маленькими детьми показали
следующую закономерность в их поведении: лишенные возможности коммуникации дети
значительно чаще страдали психическими заболеваниями, отличались общей
нервозностью и в последующей жизни имели проблемы в общении. Часто такие дети
заболевали и даже умирали. Отмечались случаи, когда внешне благополучный
ребенок, тихий и спокойный, не вызывал родительской заинтересованности и,
следовательно, лишенный достаточного количества заботы, оказывался в сенсорной
изоляции и погибал от той или иной болезни. Родители пытались лечить ребенка от
болезни, совершенно не догадываясь о том, что действительной причиной
заболевания является трансакционная недостаточность.
Подобные
же явления наблюдаются и у взрослых людей, лишенных достаточной степени
внимания и общения. По причине указанной недостаточности становятся возможными
различные психические расстройства и отклонения. Наиболее характерным примером
здесь может служить судьба преступников, заключенных в одиночные камеры. При
этом важно отметить, что недостаточность общения у взрослых, точно так же как и
у детей, может вызывать не только сугубо психические, но также и соматические
изменения, т.е. различные заболевания, иногда со смертельным исходом. Берн
пишет о том, что сенсорное голодание представляет собой явление, во многом
схожее с обычным голодом: «Такие термины, как «недоедание», «насыщение»,
«гурман», «разборчивый в еде», «аскет», «кулинарное искусство» и «хороший
повар», легко можно перенести из сферы насыщения в сферу ощущения», совершенно
справедливо отмечает он в своей книге «Игры, в которые играют люди».
С
этой же аналогией связана также и проблема выбора игры. Понятно, что каждый
человек выбирает из множества игр ту, которая чем-то ближе ему, которая
предоставляет ему некие возможности, дает преимущества, позволяет добиться
желаемого, получить определенный приз. Как пишет Берн, выбор игры в конечном
счете определяется личным вкусом каждого человека. Совокупность всех игр
представляет собой своего рода припасы, из которых изготавливаются блюда и
составляется меню человеческого общения.
Для
того чтобы разобраться в том, каковы механизмы трансакции, Берн предпринял
подробный анализ всех форм человеческого общения, начиная от невербального их
уровня и заканчивая уже упоминавшимися выше играми во всем их многообразии.
После того как анализ был проведен, психолог систематизировал свои выводы в
книге «Игры, в которые играют люди», ставшей всемирным бестселлером. В этом
труде, помимо теоретических выкладок, Берн поместил подробный разбор основных видов
игр, распределив их по определенным категориям (игры на всю жизнь, супружеские
игры, игры на вечеринках, сексуальные игры, игры преступного мира, игры в
кабинете психотерапевта, хорошие игры), охватив тем самым практически все
возможные ситуации, в которых может пребывать каждый из людей.
Каждая
игра анализировалась соответственно нескольким пунктам: название (характеризует
сущность данного вида игры), тезис (сущность игры), цель (чего желает добиться
человек, выбирающий в качестве основы поведения данный вид игры), роли (чью
роль берет на себя каждый из участников игры, сколько всего участников),
динамика (как развивается игра), примеры, парадигма (описание важнейших
трансакций на социальном и психологическом уровнях), ходы (все возможные для
данной игры действия), вознаграждения (все виды удовольствия, покоя, стимуляции
и компенсации, получаемые в ходе данной игры), родственные игры.
Из
чего же возникает потребность человека в игре? Как считает Берн, первоначальный
младенческий сенсорный голод с возрастом трансформируется в «потребность в
узнавании», т.е. стремление человека быть узнанным, обнаруженным среди
множества других людей со всеми своими единственными в своем роде
особенностями. Потребность в узнавании может проявляться с большей или меньшей
силой, и в зависимости от этого человек будет более или менее настойчиво
стремиться к тому, чтобы стать известным, обращать на себя внимание.
В
предельном состоянии потребность в узнавании, выплескиваемая людьми во время
общения друг с другом, превращается в ритуальное действо, повторяемое каждый
раз при каждой новой встрече. Ритуалы, которые берут на себя нагрузку должных
взаимоотношений, становятся соблюдением хорошего тона, т.е. манерами и
этикетом, ритуалы же, не преследующие своей целью поддержание принятого и
допустимого между двумя людьми, маргинализи-руются, превращаясь в девиантные
игры (например, преступные, некоторые супружеские и сексуальные игры).
При
этом необходимо отметить, что по мере узнавания людьми друг друга количество
ритуалов первого вида уменьшается, второго вида — увеличивается Сближение
начинает сопровождаться выработкой каждым участником трансакции индивидуальной
программы поведения, в которой каждый закрепляется в желанных ролях. Эти
выбранные каждым программы и есть собственно игры. Следует заметить, что только
игры как следствие близкого общения и узнавания могут удовлетворить
отмечавшийся выше сенсорный голод, т.к. ритуализированное общение «на
расстоянии» не дает человеку возможности быть понятым во всей разносторонности
и неповторимости.
Как
считает Берн, каждый из людей имеет свой собственный набор схем поведения,
которые он вырабатывает, начиная с раннего детства, и которые применяет,
разыгрывает в течение всей жизни. В этот набор могут входить совершенно не
связанные между собой и даже на первый взгляд противоположные роли и игры,
однако, как показывает анализ, на самом деле они прекрасно дополняют одна
другую и служат для задействования в различных жизненных ситуациях и
состояниях. Всего основных состояний насчитывается три: состояния «Я»,
представляющие собой преобразованные и систематизированные образы отца и
матери; состояния «Я», стремящегося к объективности, и состояния «Я»,
представляющие собой задействование архетипов поведения, накопленных в раннем
детстве. Кратко Берн называет эти три состояния «Родитель», «Взрослый» и
«Ребенок». Таким образом, в каждом из нас одновременно находятся как бы три
человека, мы как тот, кто стремится быть похожим на родителей; мы как взрослый
самостоятельный человек и мы как ребенок. Патологизация хотя бы одного из них
ведет к психическим отклонениям и заболеваниям.
Три
указанных состояния могут быть по отдельности или одновременно задействованы в
игре. Игра всегда имеет определенную цель, к которой стремятся играющие. Помимо
этого, каждый игрок имеет свой мотив, который он скрывает. Желанность игры
определяется тем, что по ее окончании каждого ждет выигрыш. Возможность
выигрыша обусловливается намеренным пересечением играющими трансакционных
векторов. Например, один из игроков, начав как ребенок, может продолжить игру
как взрослый, совершенно изменив тем самым ее ход и итог. Пересечения могут
быть самыми разнообразными, что определяет сложность игры и ее анализа,
проводимого психологом.
Конечно
же игра, в которой каждый стремится к выгоде и получению приза, не может
проходить честно. Она обязательно содержит подвох, который может приводить
поистине к драматическим концовкам. Часто игры могут быть вовсе безрадостными,
даже трагическими. Так, одной из самых мрачных и ужасных игр Берн называет
войну. Психолог считает, что наиболее подвержены играм люди с неуравновешенной
психикой и повышенным уровнем тревожности. Он выделяет два основных типа людей,
постоянно играющих в игры: это брюзга и ничтожество. Первого заставляет
постоянно играть злоба на мать, которая не уделяла ему в детстве достаточного
внимания. Ничтожество же — это человек, полностью подчиненный родителями их
воле, уже с раннего возраста подавляемый и оттесняемый. Эти люди, несмотря на
ожидание внимания со стороны окружающих, сами совершенно не способны на
душевное тепло и настоящую близость, и по этой причине их игра никогда не может
быть прекращена.
В
заключение Берн говорит о том, что проявление внимания по отношению друг к
другу часто становится для нас настоящей обузой, т.к., занятые исключительно
эгоистическими интересами, мы забываем о ближних, о родных. И большинству людей
лучше оставаться игроками, поскольку, попытавшись избавиться от пристрастия к
игре, они могут ранить других своей бессердечностью.
В
1970 г. Эрик Берн перенес два сердечных приступа, последний из которых,
произошедший 15 июля, повлек за собой смерть ученого.