Известный американский психолог Эрик Эриксон родился во
Франкфурте-на-Майне (Германия) 15 июня 1902 г., вырос в Карлсруэ. Его родители
по происхождению были датчанами, но, поскольку они развелись до его рождения,
маленький Эрик воспитывался в доме отчима-немца. Окончив классическую гимназию,
Эриксон больше не получил формального образования.
Эрик Эриксон в юности изучал искусство и начал свою карьеру
в качестве портретиста. В 1927 г. он был приглашен другом детства Питером
Блосом приехать в Вену, чтобы рисовать портреты детей в экспериментальной
школе, основанной Доротеей Бэрлинг-хэм и Анной Фрейд, которой в то время
руководил Блос. В это время Эриксон не имел ни малейшего понятия о
психоанализе, однако знакомство с Анной Фрейд резко изменило его планы на
будущее.
Немного времени спустя Эриксон стал членом педагогического
коллектива, наблюдая за детьми и постепенно вливаясь в психоаналитический мир
Вены и Фрейдов. Активное освоение теории и практики психоанализа пришлось на
1927—1933 гг. Он стал кандидатом в психоаналитики и прошел обучающий анализ у
Анны Фрейд. Необходимо отметить, что Эриксон всю жизнь подчеркивал, что его
отношение к идеям 3. Фрейда нельзя назвать иначе, как уважительным и
почтительным, однако, продолжая исследование психоанализа, он творчески и
весьма критически переосмыслил учение Фрейда и выдвинул собственную
оригинальную концепцию развития человека от младенчества до старости.
В 1928 г. Эриксон учится в Венском психоаналитическом
институте. Вскоре после его окончания в 1933 г., наряду с другими
психоаналитиками по политическим причинам (в это время Эрик жил под фамилией
отчима — еврейского педиатра Хомбургера) переехал в США, где его академическая
карьера сложилась весьма удачно: он работал в Бостоне; позже переехал в Йель, а
затем в Беркли, где проработал более десяти лет, а в конце жизни перебрался в
Гарвардский университет. В 1939 г он принял американское гражданство и выбрал
себе фамилию Эриксон в честь неизвестного Эрику отца-датчанина.
До начала Второй мировой войны Эриксон совместно с антропологом
Микелем занимался тщательным изучением жизни индейцев племени сиу в резервации
в штате Южная Дакота. Американская комиссия по делам индейцев была чрезвычайно
озабочена низкой эффективностью образования индейской молодежи и вследствие
этого заказала Эриксону это исследование. Основательно изучив жизнь индейцев
сиу, Эриксон пришел к выводам о том, что весь уклад жизни сиу был разрушен, а
новой системы ценностей так и не возникло. В подобных условиях единственным
приемлемым выводом стало сохранение и всяческое культивирование прежней системы
ценностей: в условиях, когда обретение новой identity (идентичности) невозможно, не остается ничего, кроме как
придерживаться идентификационных ориентиров.
В 1950 г выходит, возможно, самая известная книга Эриксона —
«Детство и общество», в которой Эриксон подчеркивал огромное значение юности и
других периодов в жизни человека. С его точки зрения, «жизненный цикл
определяется последовательностью кризисов, которые разрешаются и уступают место
новым, благодаря чему индивид реализует свои возможности». Человек в любом
возрасте может либо находиться в согласии с самим собой, либо его могут
раздирать внутренние противоречия. Эриксон подчеркивал роль широкого спектра
воздействий, которые определяют развитие не только в детстве, но и в юности,
зрелости и старости.
В книге «Молодой Лютер», опубликованной в 1958 г., Эриксон
развил свою теорию формирования тождества личности. Здесь формулируется
концепция «моратория» — периода видимого бездействия или отстранения, поиска и
размышлений, который у молодых людей предшествует свершениям периода зрелости.
Эриксон рассматривает «кризис идентичности» Лютера и способ, каким он
преодолевает внутренние конфликты. Книга «Молодой Лютер», помимо своей
психологической ценности, имела также художественную значимость, фактически
став образцом-нового жанра психобиографии.
В 1968 г. выходит его вторая знаменитая работа
«Идентичность-юность и кризис», которую он полностью посвятил раскрытию
понятия «идентичность». Идентичность, согласно Эриксону,
возникает из взаимодействия детских идентификаций, трансформирующихся в некую
новую конфигурацию, в зависимости от тех процессов в обществе, при помощи
которых индивид идентифицируется с тем, кем он должен стать Идентичность
формируется в процессе актуализации и социализации. Необходимым условием
существования идентичности Эриксоном называется «способ жизни», то есть общее
мировоззрение, внутренняя логика.
В 1969 г. была издана еще одна психобиография — под
названием «Истина Ганди», которая принесла автору национальную премию США и
Пулитцеровскую премию.
Эрик Эриксон тщательно исследовал социально-психологические
механизмы и способы формирования психосоциальной идентичности в процессе
развития и взросления человека. Ему удалось расширить и развить фрейдовскую
концепцию психосексуальных стадий развития, связав развитие индивида с
социальными нормами. Зрелая личность, по Эриксону, представляет собой продукт
как внутрипсихических, так и общественных факторов. Эриксон выделил восемь
стадий развития, которые он описал в терминах конфликтов, от разрешения которых
на каждой стадии зависит успешность развития. Он свел эти стадии в одну
таблицу, над которой работал в течение 20 лет. Эриксон опубликовал ее трижды
(1959, 1963, 1968), в настоящее время эта таблица периодизации входит во все
учебники по возрастной психологии
Решение этих жизненных задач на каждой стадии, в свою
очередь, существенно для прохождения последующих стадий.
Первая стадия: базовое доверие против недоверия Период в
жизни ребенка до 1 года, когда устанавливается базовый принцип отношения к
себе. Чувство базового доверия как основа здоровой личности возникает из опыта
взаимоотношений с теми, кто заботится о ребенке (с матерью в первую очередь),
удовлетворяет его потребности, устраняет дискомфорт, создает атмосферу
безопасности.
Вторая стадия: автономия против стыда и сомнения. Период
становления у ребенка от 1 до 3 лет базовых принципов по отношению к миру. В
определяемой Эриксоном «борьбе за самостоятельность» устанавливается баланс
любви и ненависти, свободы самовыражения и ее подавленности. Излишне
контролируемый родителями ребенок поддается социальной тирании и испытывает
стыд и нерешительность.
Третья стадия: инициатива против вины. Период становления
полоролевой идентичности ребенка в возрасте от 4 до 5 лет, ухода от
прегенитальной привязанности к родителям. Если мир принимает растущую
активность, любопытство к вопросам пола, секса, ребенок растет инициативным в
межличностном взаимодействии, в противном случае вина ограничивает его
открытость реальности.
Четвертая стадия: мастерство против неполноценности.
Школьные годы, период с 6 до 11 лет, называется периодом активной социализации.
Ребенок как бы «примеряет» социальные роли, развивает необходимые навыки,
умения. Чувство мастерства и достижения формируется при наличии подходящих
ролевых моделей (учителя, сверстники).
Пятая стадия: идентичность против диффузии идентичности.
Подростковый период, от 12 до 18 лет — становление эгоидентич-ности, время
активной интеграции личности. Чувство идентичности подростка развивается в его
социосексуальной роли и групповой идентификации. Также у подростка развивается
чувство профессиональной идентичности. В этом периоде подростку присущи
максимализм, приверженность'определенным подростковым «идеалам», подражание
кумирам, что служит своеобразной защитой от недостатка стабильности в чувстве
идентичности.
Шестая стадия, близость против изоляции. Период развития
близких отношений с противоположным или собственным полом. Сексуальная
идентичность позволяет находить удовольствие в близком общении и заботе о
другом человеке. Изоляция возникает из-за потери чувства идентичности.
Седьмая стадия: творчество против застоя. В этой стадии
главное — забота о детях и творческой продуктивности.
Восьмая стадия: целостность против отчаяния. Эта стадия
представляет собой, по мнению Эриксона, кульминацию жизни. Целостное «эго»
личности характеризуется самопринятием и видением ценности собственной жизни
Недостаток эго-интеграции сопровождается страхом смерти.
В работе «Образцы сновидений в психоанализе» (1954) Эрик-сон
предлагает интерпретацию одного из наиболее известных в психоанализе
сновидений: сновидения об инъекции Ирме (которое приснилось Фрейду и было им же
проанализировано).
Эриксон рассматривает сновидение с позиции своей теории
развития, обращаясь к переписке Фрейда с его другом Вильгельмом Флиссом с целью
понимания того, что было причиной рождения толкования сновидений. 39-летний
Фрейд находился на пороге личного, профессионального, интеллектуального
кризиса.
Для Эриксона же «это сновидение отягощено исторической
необходимостью присниться, чтобы быть проанализированным, и быть
проанализированным, чтобы воплотить особую судьбу». С точки зрения Эриксона,
Фрейд отчаянно стремился выполнить свое предназначение. Сновидение явилось не
для того, чтобы помочь ему разрешить конфликты прошлого, но чтобы дать Фрейду
материал, в котором он нуждался, чтобы предложить интерпретативный взгляд на
бессознательное, тем самым открывая будущее перед Фрейдом и психоанализом.
Умер Эрик Эриксон в мае 1994 г. Его вклад в науку, взгляды
на природу и развитие человека и общества предоставили специалистам и широкой
мировой общественности второй половины XX в. замечательную перспективу и новые смыслы. Ему удалось обогатить
психологический словарь такими ныне широко используемыми терминами, как
«идентичность» (identity),
«кризис идентичности», «жизненный цикл» (lifecycle) и другие.
Эриксону удалось выйти за рамки мрачного
психоаналитического, замкнутого на сексе детерминизма Фрейда и удовлетворить
широкую аудиторию, искавшую психологию надежды. Его исследования до сих пор
остаются живым, современным и ценным источником исследований и предметом
нескончаемых концептуальных дискуссий.