Густав Теодор Фехнер родился в городе Гросс-Заархен в
Германии 19 апреля 1801 г. Начальное образование он получил в гимназии в
Гросс-Заархене, где особенно интересовался естественными науками.
В 1817 г. Фехнер поступил в Лейпцигский университет, где
увлекся медициной, а также физикой и химией. В 1822 г., после окончания
университета, он стал более подробно заниматься физикой — в течение нескольких
лет изучал механику и электричество. Во время работы в Лейпциге Фехнер также
переводил французские статьи по психологии на немецкий язык и в результате
заинтересовался вопросами психологии.
В 1834 г. Фехнер был назначен заведующим кафедрой физики
Лейпцигского университета во многом благодаря его исследованиям батарей
гальванических элементов. В это время он начал заниматься исследованиями
субъективного восприятия цвета и остаточных изображений. В 1838 г. он
опубликовал две работы, в которых содержались результаты этих исследований.
Однако его зрение постепенно начало ухудшаться, т.к. в ходе экспериментальной
работы Фехнеру приходилось подолгу наблюдать за солнцем через цветное стекло.
По этой причине, а также из-за серьезного нервного расстройства Фехнер был
вынужден уйти в отставку.
В то же время Фехнер интересовался метафизикой и в 1835 г.
опубликовал работу «Книга о жизни после смерти» под псевдонимом «Доктор Мизес».
Его взгляды вызывали недоумение и критику среди мыслителей того времени,
поскольку казались им несовременными и даже архаичными. Фехнер был последователем
объективного идеализма, считал, что сознание разлито во Вселенной, все небесные
тела одушевлены, а материя — оборотная, теневая сторона психического.
Столкнувшись с неприятием своей теории материалистами, Фехнер
поставил себе задачу доказать ее правильность, причем при помощи математики.
Постепенно он пришел к выводу, что если у Вселенной, начиная от планет и
заканчивая молекулами, есть две стороны: «светлая», или «духовная», и
«теневая», или материальная, то между ними должно существовать и функциональное
соотношение, выразимое в математических уравнениях.
Оставив работу в университете, ученый не прекратил свои
собственные исследования. В результате длительных поисков и размышлений ночью
22 марта 1850 г. Фехнер сформулировал закон, названный им законом Вебера, а
впоследствии получивший название закона Фехнера. Ученый определил
логарифмическое соотношение между интенсивностью ощущения и интенсивностью
физического раздражителя. Он опубликовал этот закон в своей книге в 1851 г.
Таблица логарифмов впервые в истории экспериментальной психологии была
применена к феноменам психической жизни. Этот закон впоследствии получил
применение везде, где требовалось количественно измерить психологические
суждения.
Фехнер стремился доказать, что психические явления реальны и
их величины могут быть определены, как и количественные характеристики
физических явлений. Для этого он разработал методы едва заметных различий,
средних ошибок, постоянных средних раздражений.
В дальнейшем, разрабатывая эти проблемы, Фехнер обнаружил,
что увеличение интенсивности раздражителя значительно отличается от действия с
постоянной интенсивностью. Для проверки этих фактов он провел обширные
экспериментальные исследования. Их результаты он опубликовал в 1860 г. в книге
«Элементы психофизики». В этой работе он предложил математические определения
ощущений, времени реакции, ассоциаций и других феноменов душевной деятельности.
Эга его работа оказала огромное влияние на все последующие труды в области
измерения и вычисления психических явлений
В 1876 г Фехнер опубликовал книгу «Введение в эстетику». Он
попытался применить экспериментальные методы психологии в изучении эстетики. В
своей работе он обосновывал эстетическое с помощью объективных методов и
пытался сформулировать вопросы красоты в научных терминах и предложил свои
принципы понимания красоты.
Однако его вклад в этой области носил скорее
методологический, чем теоретический характер, и принципы, которые он вводил,
сейчас имеют только исторический интерес. Изучая реакции людей на произведения
искусства, Фехнер обосновал некоторые эмпирические методы, для чего использовал
специально сконструированные упрощенные модели.
Эти методы — построение простых аналогов сложных композиций
и проверка взаимосвязи между свойствами этих упрощенных форм и эстетических
суждений — остаются до сих пор доминирующим подходом в психологии искусства.
Впоследствии эту стратегию переняли другие исследователи, например Биркхоф,
который предложил математическую связь между эстетическими ценностями и
порядком и сложностью произведений искусства, и Берлайн, который в своих
исследованиях «новой» экспериментальной эстетики интерпретировал порядок и
сложность в терминах, почерпнутых из теории информации и теории возбуждения.
Когда во время выставки в Дрездене рядом были выставлены два
варианта «Мадонны» Гольбейна, Фехнер изучал предпочтения, выказываемые
посетителями выставки. При этом он впервые использовал в своих суждениях выводы
непрофессионалов, ранее все подобные исследования основывались только на
мнениях небольшой группы экспертов.
Большое внимание Фехнер уделял исследованию пропорций, и в
частности так называемого золотого сечения. В 1855 г. Цайзинг предложил считать
это соотношение (13/8, или 1:1,618) фундаментальным законом эстетического
суждения. В свою очередь, Фехнер провел серию исследований, чтобы определить,
какие пропорции максимально отвечают требованиям эстетики. В ходе этих
исследований он систематически изменял отношение сторон прямоугольных карточек
и выяснял у испытуемых, какие пропорции для них наиболее привлекательны. В
дальнейшем он просил участников эксперимента самостоятельно рисовать
прямоугольники, которые они полагали оптимальными. Затем он измерял стороны
этих прямоугольников, для того чтобы выяснить, насколько пропорции выбранных и
нарисованных фигур соответствуют «золотому сечению».
В 1882 г. он выпустил книгу, ставшую заключительной для его
творчества. В ней он подвел некоторые итоги своей деятельности, несколько
пересмотрел и подытожил основные понятия психофизики. Фехнер разделил последнюю
на внешнюю и внутреннюю. Внешняя психофизика определяла закономерные
соответствия между
психическими и физическими явлениями, а внутренняя —
соотношения между психическими и физиологическими явлениями.
Внутренняя психофизика не была обоснована математически.
Таким образом, то направление в своеобразном изучении органов чувств, которое
создал Фехнер — психофизика, отлично от физиологии. Объектом изучения
психофизики являлась система отношений между психологическими фактами и
доступными экспериментальному контролю, варьированию и измерению внешними
раздражителями.
Густав Теодор Фехнер умер 18 ноября 1887 г. в Лейпциге. Его
научная работа стала значительным вкладом в психологическую науку. В числе
некоторых других психологов он заложил основы экспериментальной психологии, а
также повлиял на развитие в Германии психологии в целом.
Его теория являлась своеобразным синтезом метафизики и
экспериментальных психологических исследований. Теоретические принципы и
экспериментальная работа Фехнера были представлены в достаточно строгой
математической манере. Это послужило образцом для его современников
Гельмгольца, Маха и Фолькманна в том, что демонстрация рассмотрения психических
процессов может соответствовать общепринятой форме научного рассуждения.
Те проблемы, которые затрагивал Фехнер в своей работе, все
еще остаются предметом исследований. Он обеспечил несколько методологических
прорывов, значительно повлиявших на развитие психофизики. Его подход оказал
влияние на теорию регистрации сигналов, а его «внутренняя психофизика»
интерпретируется сейчас как предвосхищение коннекционизма в когнитивных науках.