Франц
Брентано родился 16 января 1838 г. в немецком городе Мариенберге. После
окончания университета (теологический факультет) он принял сан, став
католическим священником. Однако со временем Брентано все более разочаровывался
в теологии и наконец, спустя несколько лет, сделал ряд критических высказываний
в адрес церкви, за что был отлучен и лишен сана. В 1872 г. Брентано стал
профессором философии в университете города Вюрцбурга, а через два года был
приглашен в Венский университет. Однако и на этом поприще его судьба сложилась
драматически, и спустя восемь лет он был исключен из профессуры. Брентано
переехал в Италию, где жил практически до смерти. Умер он в Цюрихе 17 марта
1917 г. В своем учении Франц Брентано стремился восстановить утраченную в
классической философии тесную связь между философией и психологией. Он
критически относился ко всей традиции классического философствования, которая
не принимала во внимание огромную важность душевных процессов в познании
человеком реальности и самого себя. Брентано намеревался совершить синтез
описательной
психологии и гносеологии (науки о человеческом познании). Свою теорию он
называл психогнозией, или феноменогнозией.
Главной
идеей психологической теории Брентано была возможность трактовки
психологических явлений как интенциональных, то есть таких, которые в своей
основе имеют направленность на предмет. Интенция и есть направленность на
что-то, что человек хотел бы познать или понять. Таким образом, все
психологические явления, по Брентано, имеют в своей основе направленность на какой-то
объект.
Само
понятие интенциональности Брентано заимствовал от мыслителей Средневековья,
которые уже в ту пору интересовались тем, как протекает познание и какие
психологические факторы способствуют достижению человеком истинного знания. В
частности, это были тексты Фомы Аквинского, который писал, опираясь на
Аристотеля, о том, что способность представления (то, как предметы предстают
перед нами в нашем мышлении) есть чистая форма без материи (то есть что эта
способность уже находится в мозгу еще до того, как человек сталкивается с
окружающим миром вещей). Поэтому более важным является не сам предмет, каким он
существует независимо от человека, но представление этого предмета в том виде,
в каком оно существует в сознании.
Понятие
интенциональности дает множество преимуществ исследователю, испытывающему
затруднения, связанные с проблемой удвоения миров. Эта проблема, издавна
беспокоившая ученых, заключается в следующем: каждому человеку известно из
жизненного повседневного опыта о том, что внешний мир существует. Также нам
известно, что в наших мыслях этот внешний мир как-то отражается, позволяя нам
оперировать образами предметов даже тогда, когда мы не видим и не воспринимаем
их.
Таким
образом, получается, что на самом деле существует два независимых мира, что
логически неправомерно. К тому же невозможно определить, какой из этих миров
является истинным, так как, возможно, то, что мы представляем, не схоже с
существующим вокруг нас, ведь наши органы чувств так несовершенны и не могут
дать правильного отображения предметов. Следовательно, перед нами сложная
проблема, и решение ее было затруднительным до тех пор, пока Брентано не
придумал свою психогнозию. С введением им термина «интенциональность» проблема
удвоения миров была решена.
Брентано
определил интенциональность как стремление к предмету, внутренне присущую
специфическую направленность сознания на предмет. Таким образом, главная
характеристика интенцио-нального сознания — направленность на объект. Брентано
называет ее по-разному: внутреннее существование, внутренне присущая
предметность. Главное, что здесь имеется в виду, — это осуществляющееся через
интенциональные акты восприятия окружающего мира слияние предметов в том виде,
как они существуют вне нас, с тем, как они существуют внутри психики. Так как
каждый человек, совершая акт мышления, всегда мыслит нечто, так как мыслить ни
о чем принципиально невозможно, мир мыслимых предметов становится реальным
миром, и другого, помимо него, не существует.
Человек
получается как бы замкнутым в этот мир интенцио-нальных актов и предметов,
получаемых в процессе интенции. Поэтому самым главным в психологии, философии и
во всех прочих науках становится психика воспринимающего внешний мир человека,
так как она и ее явления — единственная реальность, доступная человеку. Мы не
можем выйти вне ее, не можем знать, что там и есть ли вообще что-нибудь.
Однако
при этом нельзя сказать, что явления психики, те предметы, которые мы храним в
нашем мышлении, совершенно не связаны с внешним миром. На самом деле и те и
другие представляют собой некий синтез, неразрывное единство. Таким образом,
любое психологическое явление характеризуется возможностью ментального
существования предмета. Вещи обретают свое существование в уме человека, и их
существование вне его не должно быть предметом внимания (не потому, что вовне
предметы не существуют, а потому, что это их внешнее существование
недоказуемо).
Со
времен античности в психологии укрепилось мнение о том, что каждому понятию,
каждому образу сознания должен соответствовать некий предмет в реальности.
Следовательно, действительность оказывается наполненной огромным количеством
мнимых предметов, например таких, как мифологические кентавры и русалки. Но
понятие интенциональности, примененное Брентано, позволяет избежать подобных
недоразумений.
Реальным
Брентано объявляет только индивидуальное, конкретные проявления психического, а
не якобы существующие явления, отражающие это индивидуальное. В частности, как
считает мыслитель, нельзя говорить о том, что в действительности существует
любовь, так как мы можем встретить только ее проявления, а именно — влюбленных
людей.
Предложенная
Брентано идея интенциональности, понимаемой как необходимая и внутренне
присущая человеческому сознанию направленность на предмет, внесла значительную
лепту в историю психологической науки, так как позволила рассматривать
человеческую психику не как нечто статичное, раз и навсегда завершенное и
установившееся, но как некий непрерывный процесс, как постоянная деятельность
по восприятию внешнего мира, своеобразному поглощению его и выстраиванию внутри
психики в виде внутреннего мира психических явлений.
Брентано
выделяет три различных класса психических феноменов:
1)
психические акты восприятия или представления;
2)психические акты суждения;
3)акты любви и ненависти, или эмоциональные
акты.
При
этом психические акты, принадлежащие к первой группе, характеризуются как
очевидные. Они лежат в основе всех остальных актов, в том числе и в основе
актов суждения, в ходе которых что-то признается или опровергается. Таким
образом, единственным фактором, имеющим решающее значение для мышления,
становится внутренний опыт каждого человека.