Петр
Яковлевич Гальперин родился 2 октября 1902 г. в Тамбове. Его отец, Яков
Абрамович, был в то время уездным врачом, а впоследствии стал известным
профессором, нейрохирургом и отоларингологом. Именно он привил сыну любовь к
знаниям и интерес к психологии. Мать Петра Яковлевича погибла в автокатастрофе
в 1917 г.
Вместе
со своей будущей женой, Тамарой Мерзон, Петр Гальперин учился на лечебном
факультете медицинского института в Харькове. После окончания института он
работал в Центральном Украинском психоневрологическом институте, в качестве
сначала врача-психоневролога, а затем — психолога.
В
1936 г. П.Я. Гальперин защитил кандидатскую диссертацию «О психологическом
различии между орудиями человека и вспомогательными средствами животных». Эта
работа была уже полноценным научным трудом, отражающим сложившиеся взгляды
ученого. В ней Гальперин выразил идею о неравномерности развития различных форм
мышления, а также высказал положение о качественном различии соотношения
мышления и практической деятельности на различных стадиях онтогенеза
(индивидуального развития).
Приводя
в качестве примера различия между поведением человека и животного, П.Я.
Гальперин показал в этой работе свои взгляды на предмет и основную задачу
психологии. По его мнению, в жизни человека, в отличие от животного,
преобладают ситуации изменчивые и неотложные, деятельность в которых не может
осуществляться посредством стереотипно заложенных форм поведения. В этих
условиях главной жизненной задачей становится адекватная ориентировка значимых
элементов поля действия и их существенных взаимосвязей. На основании этого
Гальперин сделал вывод о том, что психическая деятельность по своей сути есть
деятельность ориентировочная. Тогда основной задачей психологии является
необходимость изучения законов, строения и условий ориентировочной
деятельности, особенностей ее формирования и изменения на различных этапах
развития человечества.
Такое
понимание предмета общей психологии меняет представление о психических
процессах — восприятии, мышлении, памяти, которые рассматриваются как особые
формы ориентировочной деятельности. Гальперин выделяет 2 основных плана,
являющихся полем для развертывания психических, «идеальных» действий: план
внешнего и внутреннего состояния субъекта. Таким образом, изменению
подвергается понимание не только внешних, но и внутренних процессов.
Так,
эмоции рассматриваются П.Я. Гальпериным как ориентировка в ситуациях, личностно
или жизненно значимых для человека и требующих внеинтеллектуальных способов
решения. Воля также рассматривается с позиций ориентировочной деятельности. По
мнению Гальперина, это ориентировка в специфических проблемных ситуациях, когда
сталкиваются, с одной стороны, рациональная и эмоциональная оценка ситуации, а
с другой — общественная оценка и производные от нее социально одобряемые формы
поведения.
В
1943 г. Петр Яковлевич по приглашению известного психолога Рубинштейна переехал
в Москву, где стал работать доцентом на кафедре Московского государственного
университета. В это время у него начала складываться собственная теория,
которая окончательно оформилась к началу 1950-х гг Она возникла как попытка
теоретического решения практических задач, возникающих у всех педагогов. Они
заключаются в том, чтобы научить учеников быстрее и проще разрешать логические,
математические и прочие задания.
Знаменательным
в этом плане событием стало состоявшееся в 1953 г. в Москве совещание по
психологии, на котором Гальперин выступил с докладом о формировании умственных
действий В своем выступлении он высказал мысль о том, что умственных действия —
это результат преобразования внешнего материального во внутренние, результат
переноса внешнего действия в план восприятий, представлений и понятий.
С
течением времени представления Гальперина о механизмах формирования умственных
действий и понятий и их основных характеристиках изменялись, теория
развивалась. Первый период — период становления основных понятий — длился до
70-х гг. XX столетия. В
это время Гальперин выделил 4 первичных параметра действия: уровень выполнения,
мера обобщения, полнота фактически выполняемых операций и мера освоения.
Уровень
выполнения действия подразумевает особенности его формирования. Оно начинается
во внешней материальной форме, а через внешнеречевой уровень и уровень «речи
про себя» переходит во внутренний план. Обобщение действия — это выделение из
многообразных свойств его объекта именно тех, которые нужны для выполнения
действия.
Полнота
выполняемых операций состоит в развертывании или сокращении действия.
Развернуть действие — значит показать все его операции в их взаимосвязи. По
мере выполнения действия операции сворачиваются сознательно или стихийно. При
стихийном сокращении ученик не понимает, почему можно пропустить ту или иную
операцию, а сознательное сворачивание применяется с целью упрощения. Уровень
освоения действия является очень важным и значимым параметром, без достаточного
освоения более ранней формы действия нельзя переходить к следующей, с другой
стороны, слишком длительная остановка на более ранней форме значительно
затрудняет постижение следующей формы.
Все
вышеуказанные свойства психического действия определяют его качество, которое
тем выше, чем выше уровень обобщения, сокращения и освоения каждого действия.
На базе основных, первичных параметров образуются вторичные, как результат их
сочетания: разумность и сознательность.
Разумность
психического действия в теории Гальперина предполагает ориентацию действия на
существенные свойства, подразумевает его развернутость и гибкость.
Сознательность предполагает умение ученика давать полное и правильное речевое
выражение действиям процессе его выполнения. Озвучивание учеником действия
является очень важной характеристикой, т.к. служит признаком произвольности
действия.
К
концу 1960-х гг. схема образования умственных действий, представленная в
докладе 1953 г., превратилась в развернутую теорию происхождения конкретных
психических процессов и явлений. Она получила подтверждение в многочисленных
экспериментах, выполненных под руководством Петра Яковлевича. В 1965 г. он
защитил докторскую диссертацию «Основные результаты исследований по проблеме
«Формирование умственных действий и понятий», в которой были представлены
наиболее общие положения теории.
Такое
подробное рассмотрение проблем, являющихся по сути основными проблемами
психологии обучения, не могло не отразиться на карьере Петра Яковлевича
Гальперина. В 1971 г. он стал заведовать кафедрой возрастной психологии, а в
1983 г. — профессором-консультантом этой кафедры.
В
1970—1980-х гг. происходит более подробное рассмотрение данной теории. В это
время появляются новые параметры психических действий: обобщенность и
критичность. Степень обобщенности характеризует тот диапазон вариантов условий,
в которых действие может успешно осуществиться. Критичность же — это оценка
соответствия предпосылок действия объективной действительности.
В
этот же период появляется ряд работ, демонстрирующих применение теории
происхождения психических процессов к решению некоторых проблем современной
психологии. В 1976 г. выходит в свет статья Гальперина «К вопросу об инстинктах
у человека». В ней он раскрыл специфику психической деятельности животных в
сравнении с человеком, ее принципиальные особенности. Особое внимание он уделил
сущностному разделению категорий «биологическое» и «органическое».
П.Я.
Гальперин показал, что важнейшая характеристика человека как биологического
вида — это отсутствие биологической предопределенности в способах и формах
удовлетворения его потребностей. Чем в большей степени происходит эволюционное
ослабление инстинктивного отношения к миру, тем большие требования
предъявляются к содержанию и характеру ориентировочной деятельности.
Основной
труд — «Введение в психологию», ставший итогом его научной деятельности, вышел
в 1976 г. Известно, что он готовил следующее издание этой книги, но не успел
закончить его Он умер 25 марта 1988 г.
Имя
Петра Яковлевича Гальперина известно прежде всего в связи с созданной им
теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий Но его творчество
не ограничивается только лишь рамками этой теории. Он занимался также разработкой
теории внимания и учения о языковом сознании, изучал проблемы инстинктов у
человека, проблемы соотношения психики и мозга Ученый применил совершенно новый
подход к классической проблеме соотношения обучения и умственного развития и к
вопросу о формировании творческого мышления.