8
марта 1875 г. в деревне Новоселки Пронского уезда Рязанской губернии в
многодетной семье сельского врача Бориса Ганнушкина родился мальчик, которого
назвали Петром. Отец был очень занятым человеком, т.к. часто выезжал к больным,
однако он старался быть внимательным и заботливым в отношениях с детьми, вникал
во все их нужды и старался понять. Мать была из рода обедневших дворян. Она
получила хорошее домашнее образование, знала немецкий и французский, увлекалась
философией и любила музыку, живопись, поэзию. Она и дала своим детям
первоначальное образование.
В
1884 г. семья переезжает в Рязань, где отец получает работу в мужской гимназии.
Туда же поступает учиться и Петр Ганнушкин. Его учеба протекает весьма успешно,
однако мальчик избегает участия в различных кружках. Будучи очень общительным,
он не любил строгую дисциплину. Примерно с 13 лет будущий психиатр уже начал
проявлять интерес к характеру и психике человека. В этом же возрасте он
прочитал труд И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», в котором автор
попытался провести взаимосвязь между психическим состоянием человека и его
физическими действиями. Возможно, именно эта книга заставила П.Б. Ганнушкина
уже тогда задуматься о природе человеческой психики.
Во
время учебы П.Б. Ганнушкина в гимназии в Рязанской губернии произошло
значительное событие. Земский психиатр Н.Н. Баженов провел реорганизацию
психиатрической помощи в своем отделении. Он отказался от смирительных рубашек,
ввел систему «открытых дверей» и психиатрический патронаж, а также значительно
улучшил условия содержания психически больных в своей клинике. Из ранга
сумасшедших он возвысил их до уровня просто больных людей, успешно применял и
«трудотерапию». Деятельность этого замечательного человека не могла пройти мимо
внимания гимназиста П.Б. Ганнушкина. Эти события, несомненно, оставили свой
след в его формирующемся сознании.
В
1893 г. П.Б. Ганнушкин заканчивает гимназию с золотой медалью и поступает в
Московский университет на медицинский факультет. Здесь он с увлечением
погружается в изучение медицинских наук. В этом университете в то время читают
лекции такие известные ученые, как И.М. Сеченов («отец русской физиологии»),
М.П. Черинов (профессор кафедры общей терапии и диагностики), А.Я. Кожевников
(внес значительный вклад в развитие отечественной неврологии и психиатрии), а
также С.С. Корсаков (его докторская диссертация «Об алкогольном параличе»
получила мировую известность).
После
3-го курса П.Б. Ганнушкин окончательно выбрал для себя психиатрию как
медицинскую специальность. Он занимается на кафедре нервных болезней под
руководством А.Я. Кожевникова, а на 5-м курсе изучает психиатрию у С.С.
Корсакова. Во время учебы в университете П.Б. Ганнушкин одновременно работает в
клинике для душевнобольных, исполняя обязанности младшего и среднего
медицинского персонала. Здесь он имеет возможность воочию ознакомиться с
различными врачебными системами.
В
1898 г. П.Б. Ганнушкин заканчивает университет. Ему предлагают занять место
штатного ординатора, однако он отказывается. Проработав 4 года, Петр Борисович
в 1902 г. занимает должность внештатного ассистента в психиатрической клинике
В.П. Сербского. В это время он занимается разработкой материалов амбулаторной
клиники и на их основе пишет ряд научных трудов. Особое влияние на П.Б.
Ганнушкина оказывает ассистент С.С,. Корсакова С.А. Суханов. Они совместно
опубликовали 6 научных работ, в которых провели анализ не смешанных, а
однородных форм болезней. Они выделили особую конституцию навязчивых идей и
показали, как в некоторых случаях они могут перейти в слабую форму шизофрении.
Авторы отметили, что сексуальные отклонения, присущие человеку при навязчивых
идеях, являются лишь сопутствующим явлением, а не причиной болезни (в отличие от
теории 3. Фрейда).
В
1904 г. П.Б. Ганнушкин защищает докторскую диссертацию «Острая паранойя»,
написанную под руководством В.П. Сербского. После этого он начинает работать
приват-доцентом кафедры душевных болезней Московского университета, читая курс
«Учение о патологических характерах». В это время Петр Борисович занимается
изучением проблем пограничной и социальной психиатрии. Он развивает учение о
пограничных состояниях психического здоровья, начиная создавать так называемую
малую психиатрию. Применяя динамический принцип, П.Б. Ганнушкин расширил
понятие психопатии, определив ее как изменяющееся под влиянием окружающей среды
личностное образование, а не застывшую аномалию одной из черт характера.
Динамика возраста и социальных условий лежит в основе развития психопатии.
Всякое
неблагополучие существования человека обязательно сказывается на его
психическом здоровье. П.Б. Ганнушкин отметил, что чаще всего вспышки психопатии
проявляются в подростковом возрасте. И здесь самым главным для дальнейшего
благополучного влияния наличность является правильное воспитание. Условия
жизни, общие социальные установки и правильно организованный труд — основные
факторы, влияющие на течение психопатии.
В
1905 г Ганнушкин отправляется в Мюнхен на курсы усовершенствования по
психиатрии в клинике Э. Крепелина, который способствовал развитию
нозологического направления в психиатрии. После этого Ганнушкин стал
сторонником его учения. В 1908 и 1911 гг. он вторично прошел эти курсы. В 1907
г. Петр Борисович посетил Парижскую психиатрическую больницу святой Анны, где
ознакомился с методами профессора В. Маньяна, который придавал большое значение
синдромологическому направлению в психиатрии. Э Крепелин выступал против этого
направления, рассматривая психическую болезнь как закономерный биологический
процесс. В нозологии он особенно важное значение придавал исходу болезни, при
этом мало уделяя внимания симптомам
Многие,
в том числе и В П. Сербский, выступали против учения Э. Крепелина. Когда В.П
Сербский отказался вводить коллегиальное правление в клинике, усилились
противоречия между ним и остальными врачами, а началось это как раз с
игнорирования им учения Э. Крепелина. В 1906 г. третейский суд вынес решение о
необходимости коллективного ведения дел в клинике. Профессор В.П. Сербский не
согласился с этим решением и начал активно увольнять врачей, не поддерживавших
его. В знак протеста из клиники добровольно ушло 20 сотрудников, среди которых
было 7 врачей, в число которых входил и П.Б. Ганнушкин.
Следующий
этап его профессиональной деятельности связан с Московской Алексеевской
психиатрической больницей. П.Б. Ганнушкин работал там в качестве
врача-ординатора до 1914 г. Практическая психиатрия имела для него очень важное
значение. Вскоре после этого он организует издание журнала «Современная
психиатрия», а также становится весьма влиятельным членом Русского союза
психиатров и невропатологов.
В
1914 г. его призывают в армию, а в 1917 г. Ганнушкин демобилизован по болезни.
Он возвращается в Алексеевскую больницу, а с 1918 г. работает профессором
кафедры психиатрии в Московском университете и директором университетской
психиатрической клиники. П.Б. Ганнушкин продолжает развивать учение о
психопатиях, придавая особое значение взаимосвязи психиатрии со всеми
социальными и политическими событиями, происходящими в обществе. Войну и
революцию он классифицировал как «травматическую эпидемию» всего населения,
отмечая наличие связи и взаимовлияния психики людей в целом и их социальной жизни.
П
Б. Ганнушкин живо интересовался психоаналитическими идеями и в качестве
эксперимента применял их на практике. В своей работе «О психотерапии и
психоанализе» он высказал мнение, что при определенных условиях психотерапию
можно использовать во врачебной практике
Труд
Ганнушкина «Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика» можно
назвать классическим В нем очень подробно рассматривается проблема психопатий и
дано их четкое определение, включающее:
1)
прирожденность патологических особенностей;
2)
их отражение на всей душевной жизни и развитии личности;
3)
эти особенности таковы, что их носители находятся на грани душевного здоровья и
болезни.
Основной
темой этой книги можно назвать динамический характер психопатий. Поэтому при
клиническом лечении и исследовании психопатий П.Б. Ганнушкин рекомендует также
производить изучение окружающей среды больного. Пограничную полосу между
здоровым и больным психическим состоянием он называет малой психиатрией, однако
отмечает, что эта область требует большего опыта, знаний и навыков, чем большая
психиатрия, т к. круг людей, подпадающих под это определение, значительно шире.
Петр
Борисович Ганнушкин умер довольно рано — в 57 лет. Всей своей научной и
профессиональной деятельностью он как бы утверждал значимую взаимосвязь
врача-психиатра с общественной жизнью, т.к. в основе социальных действий
находится состояние психики человека, и в этом плане труд психиатров становится
ответственным и значительным. |