Гордон
Олпорт родился в 1897 г. в многодетной семье врача, в штате Индиана. В
Кливленде он заканчивает государственную школу и поступает в Гарвардский
университет, где уже учился его старший брат Флойд на факультете психологии.
Гордон же изучает философию и экономику. В 1919 г. он получает степень
бакалавра по этим наукам и начинает работать преподавателем социологии и
английского языка в колледже.
Однако
спустя год Гордон Олпорт возвращается в Гарвард и готовится получить докторскую
степень по психологии. В 1922 г. он ее получает, но продолжает пополнять свое
образование в других городах: Берлине, Гамбурге и Кембридже. Такой насыщенный
академический опыт в разных странах оставил глубокие впечатления. Возможно,
поэтому Олпорт так интересовался в дальнейшем международными отношениями. Этот
интерес явно прослеживается и в его работах.
Через
два года, вернувшись из Европы, Олпорт устраивается на должность преподавателя
в департамент социальной этики Гарвардского университета. Его волнуют
социально-этические проблемы
мирового
сообщества. Он уделяет много внимания исследованию развития личности отдельного
индивида в обществе. В работах Олпорта исследуются сложность и уникальность
поведения человека. Спустя еще два года Гордон Олпорт занимает должность
ассистента по психологии в Дармутском колледже, но в 1930 г. вновь возвращается
в Гарвард, где он остается уже до конца жизни.
В
1930-х гг. Олпорт со своими сотрудниками проводит ряд исследований по
экспрессивному поведению. Он выделяет два компонен-
та,
присущих любой человеческой реакции, — адаптивный и экспрессивный. Первый
определяется моментом и зависит от волевого усилия или навыков личности. Второй
же является более глубинным, проявляется бессознательно и без усилий, он определяет
манеру и стиль действия. Экспрессивная часть реакции в поведении человека
является более свободной и неограниченной, нежели адаптивная, поэтому она более
интересна для изучения, к чему Олпорт и призывает других психологов. В
сотрудничестве с Э. Верноном он проводит исследования, изучающие проблему
согласованности экспрессивного движения. В результате они приходят к выводу,
что экспрессивные движения не являются диссоциированными или не связанными друг
с другом, а наоборот — хорошо организованными и достаточно согласованными.
В
паре со своим коллегой Кентрилом Олпорт провел исследования по оценке точности
суждения, основанного только на голосе. В эксперименте принимали участие около
600 судей, оценивавших 16 говорящих. В результате исследователи пришли к
определенным результатам:
1)
соотношение голоса и личностных характеристик превышает уровень случайности;
2)
более точна оценка организованных черт и интересов, нежели каких-либо
физических качеств.
Олпорт
делает обобщение своих данных и исследований других психологов в области
экспрессивного движения в поведении личности. Он пишет, что экспрессивные акты
не являются независимыми, однако их согласованность не абсолютна, экспрессивные
мотивы никогда не повторяют друг друга. Их согласованность находится в рамках
той согласованности, которой обладает личность человека в целом.
Структурирование экспрессивных движений — весьма сложный процесс, сложными
являются и исследования в этой сфере. К изучению комплексных феноменов нужно
подходить на комплексном уровне.
В
1937 г. Олпорт публикует свою работу «Личность: физиологическая интерпретация»,
в которой исследуется развитие личности в тесной взаимосвязи с психофизическими
процессами организма. По определению Олпорта, личность является чем-то средним
между ментальным и нервным, связывающим воедино телесное и психическое в
человеке, организуя согласованные действия организма как на сознательном, так и
на подсознательном уровне. Олпорт провел различие между общими и
индивидуальными чертами. Последние он назвал «личными диспозициями», от общих
черт их отличает
принадлежность
определенному индивиду. Олпорт делит личные диспозиции на кардинальные,
центральные и вторичные.
Далее
он проводит исследование влияния личных диспозиций и общих черт на поведение
человека: участвуют ли они только в управлении поведением человека или же
проявляются также в его инициировании и побуждении. Олпорт выявляет различия в
степени влияния на индивида отдельных черт и диспозиций, а также приходит к
заключению, что их внешнему проявлению всегда предшествует какой-нибудь стимул.
Он
пришел к выводу, что различные черты тонко переплетены и невозможно провести
между ними четкую границу. Они влияют на поведение человека согласованно, и
поэтому очень трудно выработать метод их классификации. Олпорт отмечает, что
его теория не предполагает полной согласованности. Напротив, одновременная
активизация нескольких разных черт личности предполагает в поведении видимую
рассогласованность, которая, однако, может быть на самом деле отражением
сложной внутренней организации. Ее трудно отследить и обнаружить обычными
методами психологического исследования, но тем не менее глубинная внутренняя
согласованность существует.
Намерения
относительно действий индивида в будущем в данной своей работе Олпорт назвал
«интенциями» и предположил, что они значительно определяют поведение человека в
настоящем. Эта теория вызывает многочисленные споры у современных психологов.
Для определения настоящего многие современные теоретики обращаются к прошлому,
а не к будущему, в отличие от Олпорта.
В
1940-х гг. Олпорт использует в своей преподавательской деятельности письма,
написанные женщиной среднего возраста (Дженни Мастерсон) в течение 12 лет
молодой супружеской паре. Они помогали стимулировать дискуссии по психологии
личности. Олпорт вместе с учениками применил к ним несколько видов анализа для
определения главных черт Дженни. 36 человек, прочитав ее письма, попытались
охарактеризовать эту женщину. Были предложены 198 наименований ее личностных
черт, сгруппированных по 8 критериям. Среди всех суждений наблюдалось
значительное согласие, что наиболее характерными для нее чертами являлись:
подозрительность, центрированность на себе и автономия. Далее Олпорт дал
задание вьщелить какую-нибудь одну объединяющую тему, которой, можно сказать, отмечено
все ее вербальное поведение. Ответы получились весьма разнообразные. Данная
оценка была построена на контент-аншшзе, и, по мнению Олпорта, результаты
этого
анализа помогают сделать достаточно надежные первичные выводы относительно
структуры личности Дженни.
В
1943 г. выходит его труд «Эго в современной психологии», а в 1955 г. —
«Становление: основные положения психологии личности». В них освещается
проблема «эго» человека и понятие «самости». Оба эти понятия Олпорт
представляет как собственные функции личности, можно сказать — ее реальные
части, а не отдельные сущности. Все собственное (проприум) является не
врожденным, а приобретенным и развитым с течением времени. Проприум, по
определению Олпорта, включает в себя 7 аспектов:
1.
Чувство себя телесного.
2.
Чувство непрерывной самоидентичности.
3.
Самоуважение (эти три аспекта начинают проявляться на протяжении первых трех
лет).
4.
Самопротяженность.
5.
Образ себя (эти два аспекта появляются в возрасте от четырех до шести лет).
6.
Самоосознавание (развивается между шестью и двенадцатью годами).
7.Интенции, долговременные планы и отдаленные
цели (развиваются в отрочестве).
В
1961 г. Олпорт публикует работу «Модель личности и ее развитие», в которой
исследует развитие личности человека. Сначала он вводит понятие «функциональной
автономии», за которой стоит противоречивая теория человеческой мотивации.
Сущность этой теории заключается в том, что поведение человека, первоначально
обусловленное определенными мотивами, затем функционирует и развивается независимо
от них. Это вытекает из склонности нашей психики сохранять определенную
реакцию, даже когда причина, ее вызвавшая, уже перестала существовать.
Впервые
Олпорт сформулировал этот принцип еще в 1937 г., за что подвергся серьезной
критике со стороны других исследователей. Некоторые важные вопросы, заданные
критиками, побудили Олпорта к более широкому исследованию выдвинутой им теории.
Он выделил два уровня функциональной автономии: персеверативный и
проприативный. Первый включает в себя привычки, повторяющиеся действия,
сложившиеся стереотипы; второй — приобретенные интересы, ценности, чувства,
интенции, главные мотивы, личные диспозиции, образ себя и жизненный стиль.
Уникальность
принципа функциональной автономии заключается в том, что он допускает относительный
разрыв с прошлым организма. Это дает возможность исследователю больше
сосредоточиться на настоящем и будущем индивида.
В
раннем детстве человеку присуще некое внутреннее единство, которое затем
дифференцируется, а позже замещается интеграционными процессами. Растет его
«эго», расширяется структура индивидуальных черт, появляются зачатки будущих
целей и притязаний. Важную роль в это время играет принцип функциональной
автономии. То, что сначала обслуживало определенные биологические цели, становится
автономным мотивом, направляющим дальнейшее поведение с первоначальной силой.
Зрелая
личность, по определению Олпорта, должна обладать «самопротяженностью». Жизнь
человека не может быть привязана только к потребностям и обязанностям. Человек
должен получать удовольствие от жизни, и очень важную роль в этом играет его
отношение к себе и внешнему миру. Зрелая личность предполагает более терпимое
отношение, чему способствует реалистичный взгляд как на себя, так и на
окружающую действительность. Основными компонентами подобной самообъективизации
являются юмор и инсайт. Юмор помогает находить радостное и хорошее в обычных
ситуациях, что благотворно сказывается на отношениях с близкими и любимыми
людьми.
Инсайт
помогает человеку понимать самого себя, правильно оценивая, вырабатывая
самоприятие, что способствует положительным внутренним эмоциям и относительной
удовлетворенности жизнью. Еще одна характеристика зрелости личности — наличие
определенной жизненной философии. Существование человека должно быть наполнено
смыслом, который определяет его серьезное отношение к жизни. Одним из
значительнейших, хотя и не единственным, источников развития философии
индивидуума Олпорт называет религию. Ученый признает, что подобная картина
становления личности слишком идеализирована и далеко не все взрослые достигают
полной зрелости.
Заслуги
и выдающийся вклад Олпорта в психологическую науку общепризнаны. В 1963 г. его
отличают Золотой медалью Американского психологического фонда, в 1964 г. —
наградой Американской психологической ассоциации, президентом которой он
являлся. Он также был президентом Общества психологического изучения социальных
проблем и участвовал в соавторстве двух широко используемых тестов.
Умер
Гордон Олпорт 9 октября 1967 г. в американском городе Кембридж, штат
Массачусетс.