Йозеф
Брейер родился 15 января 1842 г. в Вене. Его отец, Леопольд Брейер, был
преподавателем в синагоге. Мать умерла, когда Йозеф был еще маленьким, его
воспитанием занималась бабушка. Было решено не отдавать Йозефа в начальную
школу, вместо этого отец сам занимался его обучением.
В
1850 г. в возрасте 8 лет Йозеф поступил в Венскую академическую гимназию,
которую окончил с отличием в 1858 г. Решив заняться медициной, через год Брейер
поступил на медицинский факультет Венского университета. Среди преподавателей,
читавших в то время лекции в Венском университете, были физиолог Эрнст Брюкке и
терапевт Йоханн Оппольцер. Последний особенно повлиял на обучение Йозефа, сразу
отметив его среди других учеников, он привлек его к своим исследованиям. Брейер
закончил университет в 1864 г. и получил степень доктора медицины.
В
1866—1868 гг. Брейер прошел докторантуру по хирургии и по окончании этого срока
стал терапевтом, ассистентом Оппольцера.
Он
продолжал работать на этом месте вплоть до 1871 г. После смерти своего учителя
Брейер оставил работу в больнице и с 1874 г. занялся частной практикой.
В
1868 г. в жизни Й. Брейера произошло знаменательное событие: он женился,
впоследствии у них с женой родилось пятеро детей. Его семейная жизнь
складывалась удачно, и сам Брейер был очень доволен своей семьей. К этому же
времени относится и открытие им рефлекса Херинга—Брейера. Эсвальд Херинг,
профессор, под руководством которого работал Брейер, и сам Йозеф после
длительных исследований выяснили механизм
контроля
дыхания посредством вагуса, десятого черепно-мозгового нерва. Несколько позже
он занялся исследованиями функций полукружных каналов внутреннего уха.
Безусловно, все это характеризует Брейера скорее как медика, чем как психолога,
однако впоследствии он серьезно увлекся психиатрией.
С
1875 по 1885 г. он был доцентом университета, но со временем отказался от
доцентуры, а также от предложенного ему места экстраординарного профессора,
мотивировав это тем, что место для него слишком почетно. Знакомство Брейера с
Зигмундом Фрейдом стало важным событием в жизни обоих ученых. Они впервые
встретились в физиологической лаборатории профессора Брюкке, где в то время
работал Фрейд, и быстро стали большими друзьями.
С
1880 по 1882 г. Брейер занимался лечением пациентки, описание которого вошло в
историю психоанализа как «Случай Анны О». За этим псевдонимом скрыта Берта
Паппенхайм, потерявшая отца, что вызвало у нее появление паралича, нарушений
кожной чувствительности, речевых и зрительных расстройств. Брейер лечил ее с
помощью гипноза, но меньше чем через 2 года прервал курс. Девушка стала
испытывать к врачу влечение, привязалась и постоянно испытывала в нем
потребность. Он был встревожен сексуальными фантазиями пациентки, кроме того,
это вызывало ревность жены Брейера, Матильды. По этой причине он был вынужден
прервать лечение и уехать в Венецию. Вернувшись через несколько месяцев обратно
в Вену, Брейер вернулся к активной терапевтической практике.
Занимаясь
лечением Анны О., Й. Брейер разработал новый метод, получивший впоследствии
название «катарсис». Суть его заключалось в том, что у истерических больных
симптомы зависят от сцен из их жизни, когда-то потрясших их, но теперь забытых.
При лечении нужно заставлять пациента вспомнить то, что с ним произошло, и
воспроизвести это. По мнению Брейера, эти симптомы определяются неразрешенной
энергией возбуждения при воспроизведении случая, давшего импульс к заболеванию,
энергия связывается нормальным образом, и симптомы постепенно исчезают.
Столкнувшись
при лечении Анны О. с неразрешимыми трудностями, Брейер на несколько лет
отказался от использования катар-сического метода. Этот случай оказал
значительное влияние не только на Й. Брейера, но и на 3. Фрейда, подтолкнув его
к открытию явления трансфера, а также послужив впоследствии причиной того, что
ученые разорвали между собой все отношения.
В
1885 г., когда 3. Фрейд возвратился из Франции, И. Брейер вместе с ним вновь
вернулся к применению метода катарсиса и к его подробному изучению. Процедура
лечения, проводимая ими, сводилась примерно к следующему. Брейер направлял
внимание пациента на сцену, повлекшую за собой психическую травму, во время
которой возник симптом, и старался обнаружить в ней психический конфликт, с тем
чтобы открыть подавленный аффект. При этом было открыто явление, характерное
для психических процессов при неврозах. Позже в трудах Фрейда это явление
получило название «регрессия». Ассоциации пациента уводили врачей от сцены,
которую нужно было разорвать, в прошлое. Постепенно проводимый анализ
углублялся в юность, а затем и в детские годы пациента. Это явление повлияло на
развитие в дальнейшем всего психоанализа, поскольку без регрессии невозможно
было излечить пациента полностью.
Таким
образом, благодаря обширной практике Брейера, теория катарсиса была полностью
разработана. Суть ее заключалась в неправильном распределении психической
энергии: она оттесняется от возможности переработки, обычно происходящей в
сознании, и направляется на патологический путь. Эта аффективная энергия расходуется
на различные проявления истерии, а через воспоминание прошедшего случая она
может перераспределиться и разрядиться. Только после этого Й. Брейер решился в
статье «О психическом механизме истеричных феноменов» опубликовать результаты
лечения Берты Паппенхайм, скрыв ее имя под псевдонимом.
В
1894 г. по предложению Эрнста Маха Йозеф Брейер был принят в действительные
члены Академии наук. В 1895 г. он в соавторстве с Фрейдом написал «Исследования
истерии», где была предпринята попытка связать механизмы невроза с
неудовлетворенными влечениями и эмоциями. Брейер описал в этой работе свою
теорию «гипноидных состояний». Суть ее заключалась в объяснении раздвоения
психики, происходящего у истерических больных, разобщения между различными
состояниями сознания. По его мнению, в сознании невротика как бы «застревают»
чуждые тела, возникающие во время гипноидного состояния. В это время между
Брейером и Фрейдом возникли первые разногласия, вызванные разным пониманием
психических механизмов истерии.
Настоящий
же разрыв произошел позже, когда Фрейд открыл явление переноса и его
сексуальную мотивировку. Основанием для этого открытия, как уже упоминалось
выше, послужил случай Анны О. Таким образом, Фрейд пришел к мысли о важном
значении сексуальности в происхождении истерии. Брейер не мог присоединиться к
этой теории, он счел взгляды Фрейда сильно преувеличенными, и достаточно быстро
они перестали общаться.
Брейер
всегда предпочитал практическую деятельность теории и желал оставаться
практикующим терапевтом. Став членом Академии наук, он не перестал заниматься
лечением. Он был домашним врачом многих знаменитых жителей Вены, со многими из
них у него сложились дружеские отношения, он также был знаком со многими
представителями мира искусства.
Постепенно
Брейер совсем перестал использовать метод катарсиса в своей практике. Его
знаменитый первый опыт лечения, оказавшийся неудачным и принесший ему немало
неприятностей, в значительной степени повлиял на этот отказ. Брейер продолжил
заниматься научными исследованиями, вернувшись к той же области науки, которой
он занимался до открытия метода катарсиса, — изучению вестибулярного аппарата
внутреннего уха.
Йозеф
Брейер умер 20 июня 1925 г. в Вене. Чаще всего его имя упоминается только в
связи с изучением творчества Зигмунда Фрейда и случаем Анны О. и почти никогда
— самостоятельно. Брейер действительно повлиял на создание Фрейдом своего
знаменитого учения, но скорее в качестве учителя, чем в качестве наглядного
примера. Метод катарсиса, созданный Брейером, послужил основой для создания
психоанализа, и Фрейд сам часто приписывал открытие психоанализа именно Брейеру
Конечно, ученик пошел дальше своего учителя, но можно ли из-за этого
замалчивать достижения Брейера?