Карл Густав Юнг родился в 1875 г.
в швейцарском местечке Кесвиль, в семье небогатого деревенского священника.
Семья Юнгов принадлежала к «хорошему» обществу, но едва сводила концы с
концами. Его детство и юность прошли в бедности. Юнг получил возможность
учиться в лучшей гимназии Базеля только благодаря помощи родственников.
Необщительный, замкнутый подросток, он так и не приобрел друзей. К внешней
среде он приспосабливался с трудом, очень часто сталкивался с непониманием
окружающих, предпочитая погружаться в мир собственных мыслей. Он как раз и представлял
классический случай того, что сам называл впоследствии «интроверсией».
Окончив Базельскую гимназию, он
поступает в 1895 г. в университет. Сам Юнг видел себя в будущем врачом,
намереваясь серьезно заниматься хирургией. Но через некоторое время он изменил
свое первоначальное решение. Когда Юнг практиковался в клинике и готовился к
государственному экзамену, в его руки случайно попал учебник по психиатрии.
На первой странице Юнг прочитал,
что психиатрия есть «наука о личности». Тут же он принял решение, которое
удивило всех, — серьезно заняться этой наукой. В те годы психиатрия считалась
самым непрестижным для медика занятием, поскольку все успехи медицины в XIX в. не привели к заметным
результатам в лечении психических заболеваний.
Еще в отрочестве Карл Густав
пришел к отрицанию религиозных представлений своего окружения. Живой опыт
божественного был явлен многочисленными сновидениями: во сне являлись
чудовищные, страшные образы. Поэтому свои мемуары он не зря назвал «Воспоминания,
сновидения, размышления» — сновидения играли огромную роль в духовной жизни
Юнга с раннего детства, и на анализе сновидений позже строилась вся его
психотерапевтическая практика.
В сновидениях Юнга той поры важен
был один из мотивов: он наблюдал образ наделенного магической силой старца.
Интерес к далекому прошлому, как к чему-то постоянно сопровождающему нас
сегодня, был характерен для Юнга еще в юности. В повседневных его заботах жил
замкнутый юноша — личность номер один, а в снах являлась личность номер два,
совершенно противоположная первой.
В 1900 г. Карл Юнг принял решение
работать в качестве ассистента в клинике Бургхельцли. За годы работы в этой
клинике Юнг многого добился — он достиг улучшения состояния многих больных. Юнг
задался целью изменить структуру психиатрии, поскольку до него психиатры
игнорировали психологию душевнобольных. А с 1905 г. он начинает читать курс
психиатрии в Цюрихе и в это же время занимает пост главврача в университетской
клинике. В этом же году он основывает лабораторию экспериментальной
психопатологии при психиатрической больнице, где вместе со своими студентами
изучает всевозможные психические реакции.
Психология сделалась для Юнга
наукой наук — именно она, как он считал, должна дать современному человеку
целостное представление, мировоззрение. Кроме «философии жизни», его не обошла
стороной и мода на оккультизм. На протяжении нескольких лет Юнг принимал
участие в спиритических сеансах, познакомился с обширной литературой по
астрологии и другим «тайным» наукам.
В 1902 г. Карл Юнг закончил
работу над докторской диссертацией «О психологии и патологии так называемых
оккультных феноменов». Данная работа до сих пор сохранила научное значение —
Юнг дает в ней психологический и психиатрический анализ медиумического транса,
сопоставляет его с галлюцинациями и помраченными состояниями ума. Юнг считает,
что у поэтов, пророков, мистиков, основателей различных религиозных движений
наблюдаются те же состояния, которые психиатр встречает у больных.
С 1906 г. между Карлом Юнгом и
Фрейдом начинается оживленная переписка, продолжающаяся до 1913 г. В эти годы
они обмениваются опытом, различными теориями, работами, среди которых Юнг
посылает и свою работу «Психология Dementiapraecox». Фрейд и Юнг выработали
собственные культурологические концепции, которые хотя и спорны, но занимают
достойное место в системе культурологических знаний.
В 1890 г. Юнг, работая в
Цюрихской клинике, становится его открытым последователем и пропагандистом
теории. Нельзя сказать, что отношения между Фрейдом и Юнгом были всегда
дружественные. Признавая авторитет Фрейда и даже называя его своим учителем,
Юнг во многом с ним не соглашался, а в 1913 г. их отношения и вовсе завершаются
разрывом.
Сам Юнг воспринимал Фрейда как
трагическую фигуру, но в то же время и как великую. Юнг в качестве причины
разрыва называет свою работу «Метаморфозы и символы либидо». Там, где Фрейд
видел всего лишь сексуальные мотивы и стремление к насилию, Юнг обнаруживал
сплетение женского и мужского начал, личных и коллективных факторов с
многовековой историей (архетипы). Объединить все эти понятия в систему Юнгу
помогли его исследования в области истории культуры и религии и, конечно, его
богатейшая психотерапевтическая практика.
Всегда возникал и возникает
вопрос — сотрудничал ли Карл Юнг с нацистами? Достаточно известно о том, что он
был редактором Журнала психотерапии. Сам Юнг характеризует нацизм как тип
массового психоза, который сокрушает общество. В своих записях он говорит о
том, что многие из его пациентов в 1930-х гг. имели фантазии о «белокурой
бестии», и считает это предупреждением.
Человек использует устное слово,
чтобы передать окружающим некоторое осмысленное сообщение. При этом, кроме
слов-символов, которых очень много в любом языке, очень часто используют слова-обозначения,
которые не являются строго описательными. Они имеют значения сами по себе, не
являются символами, они — лишь знаки, называющие объекты, за которыми
закреплены.
Юнг считал, что переживаемый
человечеством психический опыт не исчезает бесследно, а фиксируется в
структурах мозга отдельного человека и потом проявляется на инстинктивном
уровне в виде так называемых архетипов коллективного бессознательного, которые
становятся языком бессознательного и мотивируют поведение человека.
В работах по психологии религии
для характеристики архетипических образов Юнг использует термин «нуминозное»,
что означает божество. Этот термин ввел немецкий теолог Р. Отто в книге
«Священное» (1917). У Отто идет речь о восприятии сверхъестественного в
различных религиях, в специфически лютеровском понимании «страха господня».
Идея Бога является архетипической, она неизбежно присутствует в психике каждого
человека, но отсюда невозможен вывод о существовании божества за пределами
нашей души.
По Юнгу, есть два типа мышления —
логическое и интуитивное. Для логического мышления характерна направленность на
внешний мир. Такое мышление протекает в суждениях и умозаключениях, всегда
требует усилий и воли. С ним прежде всего связаны наука, техника, индустрия,
являющиеся орудиями контроля над реально-, стью. А для художественного
творчества, мифологии и религии необходима естественная для человека игра
воображения. Подобное мышление непродуктивно для приспособления к внешнему
миру, поскольку оно уходит от реальности в царство фантазии, мечты.
Человеческая психика представляет
собой совокупность бессознательных и сознательных процессов, в которой между
элементами происходит постоянный обмен энергией. Древние люди ценили опыт
сновидений, галлюцинаций как милость божию, т.к. в них мы вступаем в прямой
контакт с коллективным бессознательным.
Юнг считал, что переживаемый
человеком психический опыт не исчезает бесследно, а остается в структурах
мозга, проявляясь на инстинктивном уровне в виде так называемых архетипов,
которые мотивируют поведение человека Архетипы — это некие мифические образы,
являющиеся общими для всего человечества. Это не имена и даже не философское
понятие. Это частицы жизни, образы, которые неразрывно связаны с эмоциями и с
живыми людьми.
Изучив жизнь конкретного
человека, можно объяснить архетип, встретившийся ему. Он выделил такие термины,
как «эксраверт» и «интроверт» в отношении двух наиболее общих типов людей.
Экстравертов характеризует открытость по отношению к окружающему миру, а
интровертов, напротив, сконцентрированность на самих себе, которые не зависят
от объекта. Экстраверты и интроверты — это лишь две разновидности людей. Они
довольно часто встречаются, и их легко обнаружить. Однако термины, введенные
Юнгом для описания психологических типов, не являются догматическими. Например,
Ганди был одновременно аскетом (интровертом), и человеком политики
(экстравертом)
Юнг выдвинул и такой метод, как
«психологический компас», позволяющий анализировать типы людей. У каждой точки
компаса есть противоположный полюс Чувства подкрепляются интуицией, а мышление
— ощущением. Например, у человека «думающего» чувственная сфера будет менее
развита (она здесь обозначает способ-
ность оценивать обстановку
спонтанно, чутьем, не прибегая к рациональному анализу мотивов действия). У
каждой личности эти сферы могут накладываться друг на друга, например у
человека действующего могут быть одинаково развиты мыслительная и чувствующая
стороны (интуиция в этом случае будет ослаблена). Очевидно, что чувства и
ощущения, будучи незадействованными, вытесняются в область подсознательного,
что чревато их внезапной активизацией и неконтролируемым прорывом в виде
стрессов или припадков одержимости.
В 1944 г. в возрасте 69 лет Юнг
перенес сильный сердечный удар. После выздоровления для него настал самый
продуктивный творческий период, когда он написал наиболее значительные работы.
В последние десятилетия жизни Юнга в его распоряжении был уникальный лекционный
зал под открытым небом близ Лаго Маджо-ре, куда ежегодно со всего мира
съезжались ученые, чтобы выступить с докладами и принять участие в дискуссиях
по разнообразным вопросам, созвучным юнговской мысли. Многие наиболее важные
работы, относящиеся к последним годам его жизни, впервые были представлены
научному обществу именно на этих собраниях. А 6 июня 1961 г. Карл Густав Юнг
скончался после непродолжительной болезни в своем доме в Кюснахте.