Карл
Абрахам родился 3 мая 1877 г Его родители были приверженцами иудаизма, и в доме
всегда строго соблюдались все обряды и правила. После поступления в университет
Абрахам несколько отошел от соблюдения этих правил, несмотря на то что это
спровоцировало ухудшение его отношений с отцом. Он много учился и особенно
упорно занимался иностранными языками, свободно говорил на английском,
немецком, итальянском, читал на датском, голландском и французском. Его первая
статья была напечатана, когда Карлу Абрахаму было всего 15 лет Она была
посвящена сходству языка у разных индийских племен Южной Америки.
Абрахам
учился во Фрайбургском университете и в 1901 г. сдал экзамен на получение
докторской степени. Темой его диссертации была история развития волнистого
попугая.
После
окончания университета Карл Абрахам в течение 4 лет работал в Берлине в
психологической лечебнице Дальдорф, а затем переехал в Цюрих для работы в
психиатрической лечебнице Бург-хецли. Именно в это время он познакомился с
работами Зигмунда Фрейда, которые вызвали у него большой интерес.
В
1907 г. на собрании немецкого психиатрического общества во Франкфурте Абрахам
прочитал доклад о связи сексуальных травм в юношеском возрасте с симптомами
шизофрении. Еще через год в Зальцбурге он сделал доклад, в котором определил
различия истерии и шизофрении, что стало важным вкладом в разработку
понятийного аппарата психоанализа.
Абрахам
выдвинул гипотезу о том, что нарушения в либидоз-ных сферах психики ведут к
нарушениям функции Я. Дальнейшие исследования, проведенные им самим и другими
пихоаналитика-ми, только подтвердили эту идею. В результате смещения функций
«Я» происходит нарушение сублимации. Частичная потеря или полная утрата
способности к сублимированию ведет к шизофрении, а чрезмерное сублимирование —
к истерии. Таким образом, считал Абрахам, источником шизофренических сиптомов
является сексуальная переоценка.
К
тому же времени относятся и работы Абрахама по теории либидо и сексуальности. В
своих исследованиях он касается сексуальности ребенка и на их основании делает
следующие выводы:
—
причиной невроза является не сама травма, а реакция на нее ребенка. Именно то
впечатление, которое остается после получения психологической или физической
травмы, и влечет за собой нарушение психики;
—
повторное переживание сексуальной травмы является для ребенка своеобразной
формой сексуальной активности;
—
бессознательные импульсы, возникающие при неврозе и направленные против себя,
являются выражением бессознательного мазохизма.
В
1906 г. Карл Абрахам женился и через год опять вернулся в Берлин Копию доклада,
сделанного во Франкфурте, он отправляет Зигмунду Фрейду и в ответ получает
приглашение приехать. В декабре того же года он посещает великого
психоаналитика в Вене. Со следующего года между ними завязывается интенсивная
переписка, которая продолжится вплоть до смерти Абрахама.
Карл
Абрахам много занимался проблемами применения психоанализа к мифологии, и его
выводы были отражены в книге «Сон и миф», вышедшей в 1909 г. Сон — это продукт
человеческой фантазии, в котором отражается исполнение бессознательных желаний
и влечений, для снов характерны наличие цензуры, вытеснения, смещения и т.д. По
мнению Абрахама, в мифах также выражаются бессознательные желания и влечения,
но только не отдельного индивида, а целой нации. Таким образом, миф — это
продукт бессознательной деятельности сознания многих людей, своего рода «сон
народа».
В
марте 1910 г. Абрахам организовал Берлинское отделение Международного
психоаналитического объединения, которое сам и возглавил. В то же время ученый
занимался преподавательской деятельностью, и в 1911 г. он впервые в Германии
прочитал четырехнедельный курс по психоанализу.
Важное
значение для психоанализа имели его исследования маниакально-депрессивного
психоза. Абрахам занимался этой проблемой в течение многих лет, но основная его
работа по этой тематике осталась практически незамеченной из-за вышедшей
примерно в то же время работы Фрейда, посвященной той же проблеме. В ней
Абрахам исследовал связь между печалью и меланхолией, а также показал, что в
либидо преобладают отношения ненависти. На догенитальной стадии либидо
определяется различием между маниакально-депрессивным психозом и так называемым
неврозом навязчивых состояний.
В
1914 г. выходит его работа, посвященная развитию характера на генитальной
стадии и проблемам нормальности. Что касается последнего вопроса, то тут
Абрахам утверждает, что здесь нельзя устанавливать четкие и абсолютные нормы. Единственным
признаком может служить то, что нормальному человеку удается преодолеть
нарциссизм. Кроме этого, в данной работе Абрахам исследовал значение
генитальных влечений для существования нормальных общественных отношений, т.е.,
по сути, определил точку соприкосновения между социальной культурой и
влечением.
Во
время Первой мировой войны Абрахам был главным врачом психиатрического
отделения 20-го армейского корпуса в Алленш-тайне, в Восточной Пруссии. Это
время он посвятил изучению военных неврозов.
В
1916 г. была издана книга «Исследование самой ранней догенитальной ступени
развития либидо». В ней Абрахам изложил свои взгляды на зависимость между
потребностью в еде и сексуальным влечением. Он считал, что существует
взаимосвязь между оральной эротикой и речью, кроме того, имеется также связь
этих явлений с расстройствами аппетита. Исследуя две основные формы ротовой
активности, Абрахам обосновал роль оральной эротики в формировании
человеческого характера. Непосредственное удовлетворение через оральный эротизм
ведет к тому, что у взрослого человека будет преобладать оптимистический образ
мысли. Если же в раннем возрасте было пережито разочарование, то основными
чертами характера взрослого будут пессимизм и суровость. Менее подробно Абрахам
описывает зарождение и некоторых других черт характера, таких как жадность,
скупость, бережливость, нетерпимость. Все эти особенности, по его мнению,
возникают в результате орально-эротических процессов смещения.
Очень
важной для дальнейшего развития психоанализа является статья Карла Абрахама «О
женском комплексе кастрации», вышедшая в 1919 г. В ней он показал различные
способы, которыми девочка может реагировать на фантазии о кастрации, и на
основании этого в дальнейшем он определял 2 невротических типа у женщин:
1.
«Мстящий» тип, для которого характерно пренебрежительное отношение к мужчине.
Он возникает вследствие вытеснения желания отомстить мужчине, кастрировав его.
2.
Тип «исполняющий желание», который возникает при вытеснении желания перенять
роль мужчины, для этого типа характерно существование предпосылок для развития
гомосексуальности.
В
1920 г. Карл Абрахам основал Берлинский психологический институт, а также
психоаналитическую поликлинику. Среди его учеников были такие впоследствии
очень известные психологи, как Хелен Дойч, Эрнст Зиммель, Мелани Кляйн, Карен
Хорни и Шандор Радо.
В
начале 1920-х гг. Карл Абрахам выпускает ряд статей и несколько книг,
посвященных проблемам, смежным с психоанализом. Одна.из них— «Об ограничениях и
превращениях любви к зрелищам у психоневротиков и замечания об аналогичных
явлениях в психоанализе народов». Она интересна тем, что в ней Абрахам поясняет
психоанализ любви к зрелищам на этнологическом, мифологическом, фольклорном и
этимологическом материале.
Карл
Абрахам умер в декабре 1925 г. на Рождество от воспаления легких. Зигмунд Фрейд
был очень подавлен ранней смертью своего ученика, одного из немногих, кто
продолжал сотрудничать с ним в течение всей жизни.
Несмотря
на то что Карл Абрахам начал активно заниматься психоанализом значительно
позже, чем Зигмунд Фрейд, их исследования во многом шли параллельно и
сопровождались взаимным обменом опытом. Различия шизофрении и истерии,
выведенные Абрахамом, стали одним из самых важных понятий психоанализа, т.к. раньше
это различие могло быть обозначено только опытным путем.