Сегодня К. Роджерс по праву может называться одним из
выдающихся психологов XX
в. Его имя часто упоминается в ряду таких известных имен, как Ф. Перлз, Ш.
Бюлер, К. Хорни, Э. Фромм. В семье Роджерсов было шестеро детей. Карл Роджерс,
родившийся 8 января 1902 г., был четвертым ребенком.
Карл Роджерс рос весьма робким и застенчивым мальчиком. Так
как отец часто бывал в разъездах, большое влияние на него оказала именно мать.
Любимым занятием Роджерса было чтение. Хотя его родители — глубоко религиозные
люди — относились неодобрительно к чтению художественной литературы, как к
пустой трате времени, Карл продолжал часами проводить время за книгами. В семь
лет он пошел в школу. Его способности к чтению оказались столь впечатляющими,
что мальчика сразу отправили учиться во второй класс. Здесь он познакомился со
своей будущей женой — Хелен Эллиот. По признанию самого Карла, она была первой
девушкой, которую он решился пригласить на свидание. Через пятнадцать лет они
поженились.
Детство К. Роджерса прошло на ферме. Огромное влияние на
становление его мировоззрения оказали труды по сельскому хозяйству. Даже в
колледж Роджерс поступил для того, чтобы изучать
сельское хозяйство. Но через два года его намерения
изменились: он решил избрать стезю духовного образования. Это было связано с
тем, что жил он в общежитии Молодежной христианской ассоциации, а его старший
брат был ее активистом. Карл принял для себя идеи христианства, что явилось
важной вехой в становлении его личности.
После посещения Карлом в Китае Международной христианской
конференции его взгляды на религиозную веру родителей претерпели существен-
ные изменения. Из-за расхождений во взглядах его отношения с
родителями стали напряженными, но именно тогда Роджерс сел&а-ся независимым
человеком.
В дальнейшем Роджерс продолжил свое образование в
теологической семинарии. После поездки на Восток его взгляды на религию
значительно изменились: он стал считать, что цель его жизни — помогать людям,
нуждающимся в духовной поддержке, и что эту цель можно достичь и вне церкви.
Его все больше стала привлекать психология. Роджерс убедился, что работа
психолога — достойное занятие, которым он сможет обеспечить себе благополучное
существование и одновременно помочь людям.
Роджерс прошел в Висконсинском университете заочно курс
психологии, а затем продолжил образование в Педагогическом колледже
Колумбийского университета. По окончании университета Карл стал работать
клиническим психологом в Центре помощи детям в г. Рочестере (штат Нью-Йорк).
Там он проработал 12 лет. Роджерс отличался тем, что не примыкал ни к одной из
психологических школ. Со временем он выработал свою собственную теорию и метод
работы с пациентами.
От традиционного подхода, принятого в официальной
психотерапии, он перешел к иному, который впоследствии назвал терапией,
центрированной на клиенте. Если другие психотерапевты работали с больными, с
пациентами, то Роджерс преднамеренно ввел термин «клиент» в свои
психологические работы. Причем это было не просто игрой слов: за изменением
терминов лежал глобальный пересмотр всей структуры психотерапии. Так как
пациент — это больной человек, нуждающийся в профессиональной помощи
врача-психиатра, а клиент, хотя ему необходимо разрешить свои проблемы,
рассматривается как человек, нуждающийся в услуге, который мог бы сам
избавиться от своих трудностей, но предпочитает обратиться за помощью к
психологу.
Задачей психолога Карл считал помощь человеку в разрешении
его проблемы с минимальным количеством инструкций со стороны врача. То есть
терапия в представлении Роджерса — это «высвобождение уже наличной способности
в конкретном индивидууме, а не квалифицированная манипуляция более или менее
пассивной личностью». По его мнению, любой человек может осознать те факторы,
которые мешают ему жить, и преодолеть их, перестроив себя и свою жизнь
определенным образом.
Карл Роджерс считал самым главным в структуре личности
«Я»-концепцию, которая образуется в процессе контакта субъекта с окружающей
средой (прежде всего социальной). Таким образом, разработанная им система
психотерапии была призвана обеспечить устранение диссонанса между реальным
опытом и «Ял-концепцией и способствовать достижению их соответствия друг другу.
Он предполагал, что доверительная беседа, эмпатия, и искреннее проявление
дружеского отношения к клиенту уменьшают, а впоследствии полностью уничтожают
те защитные механизмы, которые отгораживают личность от реальности. Этим
достигается формирование у клиента «внутреннего локуса оценки», лежащего в
основе осмысления и изменения им самим собственной «Я»-концепции в соответствии
с реальным жизненным опытом.
В 1939 г., работая в Рочестере, К. Роджерс написал книгу
«Клиническая работа с трудным ребенком», которая была встречена весьма
одобрительно, и автору была предложена должность профессора в университете
Огайо. Впоследствии он выпустил книгу «Консультирование и психотерапия», в
которой более подробно рассмотрел проблемы психотерапии.
В 1945 г. Роджерс основал на базе Чикагского университета
собственный консультативный центр. Работая в нем, К. Роджерс имел возможность
общаться с большим количеством людей, обращавшимися к нему за помощью по поводу
своих проблем, перечень которых огромен и представляет собой всесторонний
жизненный опыт. На посту директора центра Роджерс работал до 1957 г.
В 1951 г. он опубликовал книгу «Терапия, сфокусированная на
пациенте», в которой наиболее полно отразил свои принципы. Его книга встретила
массив критики со стороны других терапевтов, углядевших в ней угрозу
официальным методам психотерапии.
Роджерс считал, что проблема, с которой человек приходит на
первую беседу, неизбежно трансформируется, и впоследствии она уже будет другой
проблемой, а к десятому посещению психотерапевта она перерастет в целый ряд
проблем А в действительности за многообразием всех личных проблем стоит один
глобальный вопрос: «Кто я на самом деле? Как я смогу войти в контакт со своим
настоящим «Я»? Как я могу стать самим собой?»
По словам Роджерса, «цель, которую более всего хочет достичь
человек, состоит в том, чтобы стать самим собой». Он считал, что его задача
состоит в построении с клиентом таких отношений, в которых он будет чувствовать
себя спокойно и безопасно. Постепенно выясняется, что человек использует свою
свободу для того, чтобы стать самим собой. Он отбрасывает маски и роли, с
которыми жил всю жизнь, ломает привычные стереотипы, стремится найти
что-то более важное, такое, что правдиво характеризовало бы
его сущность. Он узнает, насколько нереальными оказываются его поведение и
переживаемые им чувства, что все это идет не от истинных реакций его организма,
а представляет собой стену, за которой он прятался.
Наиболее известная книга Роджерса — «Становление личности».
Несмотря на негативное отношение коллег, книга привлекла широкий общественный
интерес, чем обеспечила автору немалые гонорары. Здесь его идеи приобретают
окончательную оформленность.
С 1963 г. его деятельность была связана с Центром изучения личности.
Умер Карл Роджерс в 1987 г. За год до своей смерти он посетил Москву, где его
лекции по психологии пользовались огромным успехом у аудитории. Всего Карл
Роджерс написал 16 книг и более 200 статей. Его работы переведены на 60
иностранных языков и по сей день, оставаясь актуальными, продолжают волновать
научную общественность.