Выдающийся американский психолог Гренвилл Стэнли Холл
родился в феврале 1844 г. в небольшом городке Ашфидд, штат Массачусетс, в семье
небогатых, но просвещенных и религиозных фермеров. Родители хотели, чтобы Холл
связал свою жизнь с религией.
В 1863 г., когда Холлу исполнилось 19 лет, он поступил в
колледж Уильямса, решившись не без влияния родителей посвятить всю свою жизнь
духовной карьере. Занимался он достаточно хорошо и к последнему курсу собрал
множество студенческих наград. Во время обучения в колледже Холл не уделял
достаточного внимания богословию, однако проявил повышенный интерес к философии,
и в частности к эволюционной теории, что впоследствии оказало заметное влияние
на выбор его будущей сферы деятельности.
В 1874 г. Холлу посчастливилось познакомиться со знаменитой
в то время книгой В. Вундта «Основы физиологической психологии», что стало
переломным моментом в карьере Холла. Он переехал в
Кембридж, штат Массачусетс, и занял должность преподавателя
английского языка в Гарвардском университете. Одновременно с преподавательской
деятельностью Холл усердно занимается самообразованием, для чего знакомится с
известным английским психологом Уильямом Джемсом. К 1878 г. у Холла уже была
написана и представлена к защите диссертация, рассматривающая вопросы
тактильного восприятия пространства. Холл, блистательно защитив ее, первым в
Соединенных Штатах Америки получил докторскую степень в области психологии.
Впоследствии Холл отправляется в Европу, чтобы посетить
знаменитую лабораторию Вундта. Занимаясь с Вундтом, Холл проявил себя
безукоризненным учеником: он посещал все лекции, часто выступал испытуемым в
экспериментах, проводил собственные исследования. Однако затем он с
разочарованием отмечал, что занятия в лаборатории Вундта не оказались
достаточно удачными и не оправдали его ожиданий.
В то время в США практическая психология не имела успеха, и
Холлу пришлось использовать полученные им знания на педагогическом поприще.
Генеральной линией его доклада на собрании Национальной педагогической
ассоциации в 1882 г. была мысль о необходимости сделать изучение психологии
ребенка приоритетным в деятельности учителя.
По предложению ректора Гарвардского университета Холл
подготовил серию лекций по вопросам образования, пользующихся успехом у
слушателей. Вскоре он был приглашен на работу в университет Джонса Хопкинса,
где получил должность профессора. Именно в университете Джонса Хопкинса Холл
создает первую в Соединенных Штатах научную психологическую лабораторию.
Статус первооткрывателя в этой области, принадлежащий Холлу,
тем не менее оспаривается многими психологами. Дело в том, что чуть раньше
психологическая лаборатория была основана Уильямом Джемсом. Следует отметить,
что лаборатория Джемса называлась учебной, а не научной, как у Холла, т.е. в
основном она предназначалась для демонстрации опытов.
Отличие лаборатории Холла от лаборатории Джемса заключалось еще
и в том, что сам университет Джонса Хопкинса никогда не считал научную
лабораторию Холла своим подразделением: она была оборудована Холлом
исключительно за его счет, принадлежала ему на правах частной собственности, и,
когда Холл прекратил заниматься педагогической деятельностью в университете
Джона Хопкинса в 1888 г., он демонтировал и забрал с собой все оборудование
научной лаборатории. Следует отметить тот небезынтересный факт, что в годы
работы лаборатории в ней прошли подготовку многие известные психологи, например
Джон Дьюи и Джеймс Маккин Кэттелл.
В 1887 г. Холл выступил основателем Американского журнала
психологии. Этот журнал оказался на редкость живучим и, будучи первым в США
специализированным периодическим изданием в области психологии, существует до
сих пор и, что немаловажно, сохранил репутацию высококвалифицированного
научного издания.