Известный
психолог и социолог Курт Левин родился в Германии 9 сентября 1890 г Его семья
принадлежала к еврейской диаспоре, родители Курта исповедовали иудаизм. С 1926 г
и до прихода к власти нацистов он занимал должность профессора в Берлинском
университете, в котором прежде проходил обучение и защитил докторскую
диссертацию по психологии (1914) В 1933 г , когда партия Гитлера оказалась у
власти и начались массовые репрессии евреев, Левин был вынужден покинуть родину
и эмигрировать в Соединенные Штаты Америки, где он проработал два года в
университете Стэнфорда В последующие девять лет Левин преподает в университете
Иова С 1944 г и до своей смерти 12 февраля 1947 г ученый руководит центром по
изучению групповой динамики при Массачусетском технологическом институте
Уже
со времен своей университетской юности Левин испытывал серьезный интерес к
одному из новых и прогрессивных на тот период времени направлений в психологии,
а именно к гештальтпсихологии После того как ученый отслужил в армии и
вернулся в тогда еще родной Берлинский университет, он сблизился с кружком
гештальтистов, пытавшихся внести новую струю в классическую психологию Молодые
рыцари науки собирались обогатить психологию самыми современными достижениями
прочих наук и ассимилировать их таким образом, чтобы получить как можно больший
эффект. В частности, большое внимание они уделяли современным достижениям
естественных наук, а именно неклассической физики В то время достижения этой
науки расширили горизонты всех людей, привыкших
мыслить
категориями средневековой метафизики, зашоренной однозначностью и
догматичностью
Основным
источником вдохновения для гештальтистов были идеи физика Бриджмена (в
частности большой интерес вызывала идея о промежуточных переменных) К этим
идеям добавились в 1920-е гг выводы философской школы неопозитивизма (так
называемый логический позитивизм), в основе которых лежало признание языка
физики единственно научным и стремление свести к нему все прочие языки
гуманитарных, естественных и точных наук Исходя из подобных предпосылок,
психология могла рассматриваться гештальтистами исключительно как учение о
психологических фактах (подобных фактам природным)
Однако
с течением времени Левин, первоначально полностью поддерживавший идеи гештальтпсихологии,
стал все более отходить от нее, внося в учение свои личные достижения Так, он
заинтересовался физикой не как учением об операциональных процедурах и о
перспективах сведения неопределенных психологических понятий к физическим
терминам, а как основанием возможности таких интеллектуальных приемов, которые
могли бы обеспечить триумф новой, обновленной психологии
Первой
важной работой Левина стала книга под названием «Сравнительная наука о науках»
В ней он предпринял серьезное методологическое исследование, касающееся
различий и приемов, с помощью которых два таких великих корифея науки, как
Аристотель и Гегель, объясняют явления природы (имеются в виду произведения
Аристотеля «Физика» и Гегеля «Философия природы») В своем исследовании ученый
пришел к выводу, что симптомом прогресса в любой науке является переход от так
называемых вещных понятии (т е понятий, которые ученые пытаются представить как
некие существующие в природе, реальные вещи) к «реляционным» понятиям (т е
таким, которые уже не претендуют на статус обязательно существующих и
подразумевают возможность разночтений, отличных одно от другого истолкований)
Следовательно, и в психологии неминуемо должен быть совершен подобный же
переход, и наука должна наконец начать интерпретировать изучаемые явления не
как однозначно определенные вещи, а как изменчивые отношения
В
1917 г Левин опубликовал свою самую знаменитую работу под названием
«Психическая деятельность при задержке волевых процессов и основной закон
ассоциации» Книга быстро приобрела известность во всем мире и принесла автору
заслуженный успех. В названной книге ученый критиковал понятие о
детерминирующих тенденциях, сложившееся в вюрцбургской школе психологии и
применявшееся к трактовке волевого акта, объясняемого как способность субъекта
преодолевать привычные ассоциации, т.е. предполагалось, что имеется двойная
детерминация процессов сознания: с одной стороны, ассоциации детерминированы
своими собственными законами, а с другой — целями субъекта этих ассоциаций.
Левин
подверг критике подобное толкование и предложил вместо него собственное видение
проблемы. Он считал, что ассоциация представляет собой всего лишь звено в
сцеплении, в потоке психических явлений и поэтому сама по себе не может быть движущей
силой всего механизма человеческой психики. Однако, с другой стороны, ученый не
решился в своем труде подвергнуть сомнению вторую сторону детерминации
психических явлений, т.е. обусловленность их деятельностью субъекта, т.к. в
противном случае последний лишался бы воли.
Центром,
вокруг которого выстраивался дискурс гештальтпсихологии, стало выработанное к
тому времени физикой понятие динамического поля, в котором каждая отдельно
взятая точка находится во взаимодействии со всеми остальными, в связи с чем
изменения напряжения в одном из участков поля порождают тенденцию к устранению
этого напряжения и восстановлению динамического равновесия во всей системе.
Однако в отличие от прочих авторов, ориентирующихся на гештальтподход, Левин
сосредоточил свое внимание не на перцептивных структурах, а на проблеме
человеческих побуждений (мотивов деятельности), что и определило принципиальное
своеобразие его трудов.
Проблема
мотивации до Левина стояла в психологии как бы особняком, не привлекая к себе
существенного внимания. Однако именно в ней обнаружился большой запас
плодотворных идей, которые и выявил Левин в своих работах. Психолог полагал,
что мотивами человеческого поведения являются различного рода объекты (которые
представляют собой участки так называемого жизненного пространства в их
отношении к индивиду, испытывающему в них потребность) или, по выражению
Левина, «квазипотребность-намерение». Автор считает, что детерминирующие
поведение человека тенденции исходят не от самого субъекта (его внутренних, мировоззренческих
посылок), а от предметов окружающей среды, которые вызывают в человеке
стремление их потреблять.
Вся
система мотивов выстраивается у Левина в динамическое поле, представляющее
собой не поле сознания, а поле поведения.
Это
поведение оказывается своеобразно детерминированным всем психическим полем как
системой, находящейся как бы под постоянным напряжением, возникающим при
нарушении равновесия между индивидом и средой. Усиление напряжения порождает в
психике человека различного рода изменения, происходящие не только вовне, но и
изнутри субъекта. Цель изменений — навсегда избавиться от напряжения.
Исходя
из данной идеи, Левин создал оригинальную психологическую методику, при помощи
которой различались так называемые завершенные и незавершенные действия
человека (о первых он мог уже не помнить, о вторых же воспоминания должны были
сохраняться). В ходе проведенных с использованием данной методики экспериментов
оказалось, что события, связанные с незавершенными действиями, запоминались
человеком значительно лучше. Таким образом, Левин подтвердил свою догадку о
наличии динамического напряжения в психологическом поле индивида.
Занявшись
дальнейшей разработкой идеи, автор пришел к выводу, что мотивационное
напряжение психического поля может быть создано не только самим индивидом (что
Левин называет квазипотребностью), но и другими людьми (которые ставят перед
субъектом разного рода задачи). Таким образом, за мотивацией признается статус
психического явления, а также одного из наиболее интересных предметов
психологической науки.
Подобные
выводы открыли путь к новым методикам изучения мотивации, например на уровне
целеполагания и стремлений личности. Наблюдения за динамикой психического поля
дали возможность рассматривать уровень притязаний индивида, систему принятия
решений и выбора средств для достижения целей, т.е. увидеть всю деятельность
человека как некую структурированную целостность. Эти идеи Левин изложил в
трудах «Динамическая теория личности» (1935), «Принципы топологической
психологии» (1936).