Борис
Федорович Ломов родился 28 января 1927 г. в Нижнем Новгороде. Уже во время
обучения в школе он отличался высоким уровнем интеллекта, трудолюбием и
любознательностью. К тому же, учась в старших классах, он заинтересовался
психологией. Его мечта — заниматься любимым предметом — сбылась, когда он
поступил в Ленинградский государственный университет на факультет психологии.
В
то время на факультете работали и читали лекции многие известнейшие психологи,
в том числе А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов и Б.Г. Ананьев. Во время учебы в
университете Б. Ф. Ломов очень активно занимался научной работой, уже в то
время начали выходить в свет его первые статьи. Собирая данные различных
исследований, теоретические разработки психологов, он сводил их к одному
выводу. Так уже в студенческие годы зарождался его принцип системности как
основной инструмент психологического познания. В целом этот подход был
сформирован несколько позднее.
В
конце 1950-х гг. Б.Ф. Ломов заинтересовался проблемами существования человека в
производственной сфере жизни. Б.Г. Ананьев предложил ему попытаться применить
психологические законы к трудовой практике людей. Молодой ученый занялся этой
проблемой и успешно разработал несколько способов внедрения теоретических основ
психологии в общественно-трудовую практику. Его книга «Человек и техника:
очерки инженерной психологии», которая вышла в 1966 г., разошлась огромным
тиражом и использовалась многими руководителями-производственниками. Б.Ф. Ломов
предложил в ней несколько методов повышения производительности труда,
основанных на психологических законах. Кроме того, он высказал необходимость
поддержания на предприятии дружественной и уютной атмосферы как условия
сохранения здоровья и гуманного умонастроения работников.
Благодаря
своему трудолюбию и выдающимся способностям Б.Ф. Ломов скоро стал одним из ведущих
специалистов в области инженерной психологии. В 1964 и 1967 гг. в Москве были
проведены всесоюзные форумы, посвященные этой проблеме, а Б.Ф. Ломов был их
организатором и руководителем.
Б.Ф.
Ломов принял самое непосредственное участие в создании в Москве Института
психологии, а 1 января 1972 г. возглавил его. Позже при институте была
образована лаборатория, в которой проводились эмпирические исследования, таким
образом, в институте содружественно развивались теоретические и прикладные
проблемы. Центральной же задачей работы института стало создание в стране
психологической службы, а также подготовка молодых специалистов в области
психологии.
Б.Ф.
Ломов был не только ученым, но и талантливым педагогом. Его коллеги и ученики
говорили о своеобразном «ломовском поле притяжения», образованном благодаря его
незаурядным личным качествам. В этом «поле» были воспитаны многие ученые, кроме
того, Б.Ф Ломову удалось привлечь к разработке психологических проблем многих
видных специалистов из других областей знания.
В
1975 г. в журнале «Вопросы психологии» Б.Ф. Ломов опубликовал свою статью «О
системном подходе в психологии». Обосновывая системный подход, он исходил из
того, что психические явления включены во всеобщую взаимосвязь процессов
материального мира и выражают уникальное единство всех живых организмов
Психическое выступает как отражение действительности и отношение к ней, как
природное и социальное, как сознательное и бессознательное. Психика, по Б.Ф.
Ломову, — это многомерное, иерархически организованное, динамически целое, т.е.
она выступает как система. Ядро системного подхода, согласно Б.Ф. Ломову,
образуют шесть основных принципов.
1)
Психические явления воспринимаются исследователем с нескольких сторон: как
некоторая качественная единица, как внутреннее условие взаимосвязи и
взаимодействия объекта со средой, как совокупность качеств, приобретаемых
индивидом, и как результат активности микросистем организма. Целостное описание
явления предполагает сочетание всех планов исследования.
2) Психические явления многомерны, а потому они
должны рассматриваться в различных системах измерения. Если к их изучению
подходить с одной стороны, то явление никогда не будет исследовано целиком.
3) Система психических явлений состоит из многих
уровней, психика в целом разделяется на когнитивную, коммуникативную,
регулятивную, каждая из которых также разделяется на уровни.
4)
По мнению Б. Ф. Ломова, свойства человека организованы в единое целое, по
своему строению напоминающее пирамиду на вершине находятся основные психические
свойства, в основании — раскрывающие их свойства, а грани символизируют
различные категории свойств. Таким образом, при системном рассмотрении
необходимо учитывать совокупность свойств различного порядка.
5)
Целостное познание психического явления подразумевает учет множественности его
детерминант. В их число входят причинно-следственные связи, общие и специальные
предпосылки психических явлений, опосредующие звенья, а также внешние и
внутренние факторы. Одни и те же детерминанты могут в одних условиях выступать
в роли предпосылок, а в других — в роли, например, фактора или опосредующего
звена.
6) Психические явления должны изучаться в их
динамике и развитии. Целостность и дифференцированность психических явлений
возникают, формируются или разрушаются в ходе развития индивида, которое
выступает как полисистемный процесс. Таким образом, психическое развитие
индивида можно представить как постоянное движение, возникновение, формирование
и преобразование основных свойств и качеств.
Все
эти принципы подразумевают полисистемность бытия человека и интегральность его
психических свойств. Именно эта идея является определяющей для системного
подхода Б.Ф. Ломова. 23 декабря 1976 г. Б.Ф. Ломов был выбран
членом-корреспондентом Академии наук по отделению философии и права.
В
1984 г. ученый издал свою книгу «Методологические и теоретические проблемы
психологии». Он воспринимал основную задачу психологической науки в изучении
природы психики, ее механизмов и законов, действующих в этой среде. Психологические
законы, по его мнению, относятся к различным уровням психического, раскрывают
его всевозможные измерения. Каждая группа законов фиксирует существенные и
устойчивые связи психического в какой-либо определенной плоскости. Многообразие
действующих законов, их различная направленность, по Б.Ф. Ломову, являются
источником вариативности психических явлений.
Также
в этой работе Б.Ф. Ломов изложил свои представления об уровнях исследования
человека и его психики. На самом высоком уровне человек рассматривается в
системе человеческих отношений и изучается как личность. Предметом исследования
в этом случае являются развитие личности и социально-психологические явления.
На предыдущем уровне личность рассматривается с точки зрения ее собственных
свойств и структуры в контексте ее деятельности, непосредственного общения и
поведения. На еще более низком уровне изучаются процессы и состояния человека,
его восприятие, мышление, память и т.д. Этот уровень связывает психологию с
физикой и математикой, а следующий — с нейрофизиологией и биологическими
науками. Самый низкий уровень связан с областью исследований нейродинамики или
физиологического обеспечения психических процессов. Эта иерархия показывает
связь психологии с другими науками, кроме того, она определяет основание для
систематизации получаемых в психологии данных.
Борис
Федорович Ломов умер, 11 июля 1989 г. в Москве. Он оставил заметный след во
многих областях отечественной науки, занимался проблемами общей и инженерной
психологии, вопросами осязания, памяти, зрительного восприятия. Особенно важным
для психологии является системный подход, разработанный Б.Ф. Ломовым. Этот
подход вводит в науку широкий взгляд на изучаемые явления, позволяет наиболее
точно ставить проблему для изучения и намечать стратегии ее решения. В
Институте психологии, созданном при непосредственном участии Б.Ф. Ломова и под
его руководством, обучались многие известные психологи, а также проводились
исследования множества различных проблем психологии. |