Макс
Вертгеймер родился 15 апреля 1880 г. в Праге. Его отец был директором
бизнес-колледжа, мать хорошо разбиралась в искусстве. Вертгеймер получил
образование в частных школах Праги, а затем поступил в Карловский университет.
После его окончания Вертгеймер уехал в Германию, где изучал философию и
психологию под руководством Карла Штумпфа Особую роль для него сыграла работа в
лаборатории О. Кюльпе, т.к. именно в ней было получено много наиболее
интересных экспериментальных данных в области мышления человека. В 1904 г. он
получил степень доктора философии. Темой его диссертации было детектирование
вины преступника в ходе следствия по методу ассоциативной связи слов.
Последующие
несколько лет Вертгеймер занимался различными проблемами психологии, продолжал
разработку контроля свидетельских показаний, а также изучал пациентов,
страдающих афазией (нарушением речи).
В
результате этих исследований им были определены несколько методов определения
подлинности свидетельских показаний
1.Метод ассоциаций. Его суть заключается в том,
что испытуемый должен на каждое предъявляемое ему слово реагировать любым
другим, приходящим ему в голову. Таким образом, используя слова, несущие
определенную смысловую нагрузку, можно определять качество показаний.
2.
Метод репродукции. При использовании
этого метода испытуемому предлагается текст для запоминания, который содержит
некоторые элементы, сходные с содержанием скрываемого, другие — похожие на
него, а также элементы, не имеющие никакого отношения к скрываемому содержанию.
По истечении некоторого времени при воспроизведении текста могут наблюдаться
ошибки.
Следующие
три метода не разрабатывались Вертгеймером столь же подробно. Это метод
ассоциативных вопросов, метод восприятия и метод отвлечения внимания.
В
1910 г. его заинтересовал феномен кажущегося движения, и М. Вертгеймер провел
ряд экспериментов. Предметом этих опытов служили простейшие случаи кажущегося
движения, которое наблюдается при наблюдении одного предмета в разных
положениях. То, что при этом в восприятии имеется, кроме предметов, еще и
движение, М. Вертгеймер назвал фи-феноменом. Также он исследовал некоторые
закономерности, возникающие при этом. В частности, фи-феномен наблюдается
только при определенной длительности промежутка времени между показом двух
предметов. Если этот промежуток меньше оптимальной величины, оба раздражения
воспринимаются одновременно и неподвижно, если больше — они видны
последовательно, но тоже неподвижно. Вертгеймер определил, какова в различных
условиях величина этого оптимального промежутка, и определил ее зависимость от
расстояния между предметами.
Результатом
этих исследований стал доклад, прочитанный в 1912 г., основная идея которого
заключалась в том, что воспринимаемое зрительное движение не может быть
получено в результате простого суммирования ощущений или восприятий. Качество
опыта не может быть выведено из свойств составляющих его элементов. Со временем
Макс Вертгеймер, а также Курт Коффка и Вольфганг Келер, также принимавшие
участие в экспериментах, пришли к выводу, что этот принцип применим не только к
феномену зрительного движения, но и ко всей психологической науке в целом.
Таким образом, в своем докладе Вертгеймер заложил основу будущей теории
гештальтпсихологии. Суть ее заключается в том, что интегрированные целостные
системы (гештальты) не являются простой суммой своих составных частей. Скорее
наоборот, характеристики гештальтов определяют природу, роль и функции своих
составляющих.
С
1912 г. он стал работать над проблемами психологии мышления, а позже — над
созданием концепций решения задач и творческой мысли. Эта работа была прервана
войной. Ученый был привлечен к работе по обнаружению подводных лодок.
В
1923 г. он женился на своей студентке Анне Каро. В 1929 г. Вертгеймер уехал их
Берлина во Франкфурт, где работал на кафедре философии и психологии
Франкфуртского университета. В начале 1933 г., когда политическая ситуация в
Германии сильно усложнилась, Вертгеймер уехал в Чехословакию, а в сентябре того
же года — в Соединенные Штаты Америки, где он преподавал в Новой школе
социальных исследований в Нью-Йорке.
В
Америке Вертгеймер продолжил свои исследования, их результаты легли в основу
создания книги «Продуктивное мышление». Согласно существовавшим тогда теориям,
понимание любых поведенческих особенностей человека может быть обеспечено
экспериментальной работой по получению простых ассоциаций или связей
«стимул-реакция». Вертгеймер доказал, что подобные теории не могут объяснить
продуктивного мышления. Он утверждал, что для полного понимания процессов познания
и процесса решения задач необходимо рассматривать целостные структуры, имеющие
организованные составные части, функции и роль которых зависят от их положения
в гештальте.
В
процессе разработки этих частных задач у Вертгеймера окончательно оформляется
его теория. Основой ее является гештальт — ярко выраженное целое, система, в
пределах которой ее элементы находятся во взаимосвязи друг с другом и с единым
целым, где каждая часть или подчасть имеет собственное место, роль и функцию,
отводимые для нее природой целого. Структура гештальта такова, что изменение в
одной его части влечет изменение во всех остальных частях и в едином целом,
поскольку части гештальта не изолированы друг от друга.
На
основе этой теории Вертгеймер разрабатывал концепцию процесса научения. По его
мнению, природа происходящих при этом процессов и событий не может быть понята
при помощи ассоциативных связей. В основе истинного научения лежит понимание,
прозрение, по Вертгеймеру — инсайт. Как объяснял ученый, процесс научения
состоит в переходе от состояния, когда что-то представляется совершенно
бессмысленным, к ситуации, когда нечто ранее бессмысленное становится ясным,
доступным пониманию. Если научение состоялось, то перенос его на другую
ситуацию, к которой оно тоже применимо, не составляет никакого труда. Таким
образом, чтобы проверить, действительно ли научение состоялось, необходимо
убедиться, можно ли обобщить изученное и перенести его на другую ситуацию, к
которой оно тоже применимо.
Концепция
решения задач также подробно рассматривалась Вертгеймером в его книге
«Продуктивное мышление». По его мнению, чтобы решить задачу, требуется
выработать соответствующее поле задачи. Это может быть переход от хаотичного
восприятия предлагаемой информации к получению организованной концепции этой
информации. Или, например, выработка поля задачи может заключаться в том, чтобы
реорганизовать ошибочное представление об этой задаче в другое, более
действенное.
Важным
элементом научения является процесс понимания, что та или иная стратегия
«сработает» в данной ситуации. Этот феномен получил у М. Вертгеймера название
этапа Хеффдинга, по имени датского философа и психолога Харальда Хеффдинга,
который сформулировал этот феномен в конце XIX в. Он выдвинул предположение о том, что сходство, или
подобие, является решающим фактором, определяющим узнавание. Осознание этого
сходства делает возможным перенос.
Работая
в Нью-Йорке, Вертгеймер не прекращал заниматься более подробной разработкой
теории гештальтов. Особое внимание он уделял проблеме анализа и синтеза, причем
первому придавалось большее значение. По его мнению, анализ должен идти не
снизу вверх, а сверху вниз, т.е. от целого к части, поскольку лишь изучение
первичного целого может дать представление и определение его частей. Вертгеймер
считал, что нужно начинать анализ с уровня целого, затем переходя к его
элементам, а не пытаться подняться до уровня гештальта, начиная с его составных
частей.
В 1943 г.
Макс Вертгеймер умер. Он не закончил своих исследований, но тем не менее
остался в истории психологии как основатель гештальттеории, первоначально
названной теорией Вертгеймера. Его последователи — Курт Левин, Курт Коффка и
Вольфганг Келер — более подробно разрабатывали эту теорию в различных
направлениях. Огромное значение для практической, прикладной психологии имели
его разработки в области проверки истинности свидетельских показаний.