Известный
в Европе украинский и польский ученый, действительный член Русского
психологического общества, инициатор Первого Международного психологического
конгресса, один из основателей Международного института психологии в Париже в
1900 г., приват-доцент психологии Львовского университета Юлиан Леопольд Охорович
родился в 1850 г.
Заниматься
научной деятельностью Ю. Охорович начал, будучи студентом Варшавского
университета. В 1868 г. за представленную на конкурс студенческую работу «О
методах психологических исследований» он получил серебряную медаль. Уникальность
этой работы заключалась в новаторском взгляде на классификацию наук, изложение
которого вызвало острейшую дискуссию: в частности, Ю. Охорович в этой работе
пытался доказать, что психология является самостоятельной экспериментальной
наукой, отличающейся от философии. Охорович в этой работе пропагандировал
сравнительно-исторический метод исследования, эмпирические методы наблюдения и
самонаблюдения, измерения и эксперимента.
В
1871 г. Охорович публикует работу «Будущее психологии», в которой выступает за
необходимость независимой психологии, которая должна быть основой для
философии, эстетики, педагогики, этики, криминалистики и других наук Психолог
же, по мнению Охоровича, должен быть прежде всего наблюдателем, ищущим факты,
анализирующим все стороны духовной жизни. Следовательно, настоящий психолог
должен быть практиком, а не просто уметь рассуждать на интересующие его темы.
Охорович
в это время интересуется законами и условиями движения мысли и духовной жизни.
В частности, он полагает, что подобное движение можно будет выразить при помощи
математических формул.
Блестяще
окончив университет, он в 1873 г. защищает диссертацию по психофизиологии на
тему «Сознание человека. Его условия и законы». В 1875 г. молодого ученого
приглашают на только что созданную кафедру психологии и философии природы во
Львовском университете на должность доцента.
В
программу его лекций входили такие недостаточно изученные ранее отрасли
психологии, как теоретическая, индуктивная, прикладная, криминальная
психология, патогномика, психология творчества, психология истории и
цивилизации, этнопсихология, философия физики и история философии природы.
Львовский
период жизни был самым плодотворным в его карьере: он принимал активное участие
в общественной и научной жизни Львова, печатался в газетах и еженедельниках,
занимался литературой (в частности писал стихи), редактировал журнал «Нива»,
выступал на съездах и конференциях.
Живя
во Львове, Охорович разработал проект программы Первого Международного
конгресса психологов, в котором, помимо разработки организационных вопросов, он
выделил следующие отрасли психологии: общую, физиологическую, криминальную,
патологическую, педагогическую, психофизику, этологию, патогномику, психологию
творчества и искусства, психологию истории, психологию математики, историю
психологии — все отрасли психологических знаний, преподаванием которых он
занимался во Львовском университете.
Основной
целью конгресса он видел возможность создания общего для всех ученых мира плана
действий в целях плодотворного сотрудничества и избежания параллелизма и
повторения в исследованиях.
Практически
в полном соответствии с планами Охоровича с 6 по 10 августа 1889 г. проводится
Первый Международный конгресс физиологической психологии, на котором Охорович
возглавляет одну из самых больших секций — секцию «Гипнотизм и внушение»,
собравшую на своих заседаниях более 100 человек. Сам Охорович на заседаниях
своей секции прочитал доклады «Гипноз и внушение» и «Гипнотическая склонность и
методы ее выявления при помощи гипноскопа».
Вообще,
эта тема вследствие своей малоизученное чрезвычайно привлекала Охоровича. Так,
начиная с 1882 г. он часто посещал лекции Ж. Шарко, а в 1884 г. представил на
заседании Парижского биологического общества свои доклады, в которых впервые
познакомил общественность со своим изобретением — гипноскопом, прибором,
позволяющим определить внушаемость человека; а также свою теорию идеопластии,
которую он определил как «физиологическую реализацию мысли», т.е. в противоположность
общепринятой теории о том, что ощущения вызывают мысль; Охорович в теории
идеопластии подчеркивает, что мысль первична и вызывает какое-либо изменение в
организме в соответствии с мыслью. Эта теория для Охоровича стала объяснением
случаев магнетизма, гипнотизма и внушаемости человека.
По
рекомендации известного французского психолога-практика Ш. Рише Охорович
получил возможность проводить свои эксперименты в знаменитой, благодаря
деятельности Жане и Фрейда, психиатрической клинике Ж. Шарко, где он ставил
свои эксперименты на тяжелобольных пациентах, чем положительно повлиял на их
лечение. В это время Охорович разрабатывает давно интересующую его теорию о
животном магнетизме (или месмеризме), согласно которой все живые организмы
излучают специфическое магнитное поле, чем, собственно, и объясняется «тайна»
бесконтактного воздействия одного живого организма на другой. Охорович считал,
что он открыл вид излучения органического происхождения, о чем докладывал на
съездах неврологов, психиатров и психологов в Варшаве в 1910 г. и на съезде
естествоиспытателей и врачей в Кракове в 1911г.
В
основном международную славу Охоровичу принесли его работы по вопросам
гипнотизма — «Мысленное внушение» и «Гипнотизм и месмеризм». Эти работы, в
частности, были высоко оценены и получили награды Парижской академии наук в
1912 г.
В
этих работах Охорович пытался выяснить сущность гипнотического состояния и
механизмы словесного воздействия при гипнотическом воздействии на человека. Он
скрупулезно исследует физическую нервную передачу болезней, передачу
эмоциональных состояний, ощущений, мыслей, воли, мысленное внушение с задержкой
и на расстоянии
Также
в этих работах Охорович анализирует проблемы экзальтированной перцепции
(восприятия), экзальтации мозга, прямого психического и физического
воздействий, универсального флюида и психофизической передачи. Основной вывод,
сделанный им в вышеупомянутых трудах, сводится к тому, что внушение, вследствие
его чрезвычайной сложности, нельзя объяснить воздействием какого-либо одного принципа
или проблемы. По мнению Охоровича, внушение следует изучать только в комплексе
с «различными явлениями физической передачи. Мысль как порождение мозга никогда
не ограничивается самим мозгом». Согласно Охоровичу, развивающему идею
Сеченова, мысль влечет мускульное сокращение, образующуюся при сокращении
секрецию, эманации, прямые образования тепла и электричества. Таким образом,
все живое «является динамическим фокусом, который стремится расширить
свойственное ему движение, которое, в свою очередь, преобразуется
соответственно среде, в которой оно проходит».
Все
научное творчество Охоровича отмечено ярким новаторством. Так, ученый постоянно
искал техническое средство, при помощи которого можно было «сфотографировать»
мысль, но только в 80-х гг. XX
в. благодаря развитию компьютерной техники подобное стало возможным.
Большое
влияние на развитие медицинской психологии оказала опубликованная в 1916—1917
гг. двухтомная работа Охоровича «Психология и медицина», в которой он
обосновывал необходимость читать лекции по психологии студентам медицинского
университета. Он внес немало новаторского и в медицинскую практику: в
частности, магнитотерапию, металлотерапию, гипнотерапию.
В
1906 г. во Львове выходят его работы «О методе в этике» и «Беседы и наблюдения
в области физиологии, психологии, педагогики и естественных наук», что
свидетельствовало о его увлечении педагогической наукой.
Нельзя
не упомянуть о приверженности Охоровича к исследованиям телепатии и медиумизма.
Совместно с известным медиумом Э. Палладино Охорович приходит к выводу, что
проявления органической энергии медиума можно исследовать экспери ментальны -ми
методами, результатом данного исследования стал пятитомный труд «Медиумические
явления».
Среди
наиболее ценных работ Охоровича можно выделить следующие: «Первоначальные
основы психологии» (1916), «О применении психологии» (1878), «О свободе воли»
(1871), «Любовь, преступление, вера и мораль» (1870), «Мозг и дух» (1872), «О
поэтическом творчестве» (1877), «Дарвин и его предшественники» (1872), «О
формировании собственного характера» (1872), «О явлениях раздвоения в духовной
жизни человека» (1877), «Очерки теории наследственных явлений» (1870).
Умер
Охорович в 1917 г. Судьба его научных разработок чрезвычайно сложна: его
открытия очень часто критиковали, замалчивали, в то же время признавая их
ценность. В 1895 г. Британское общество
психологических исследований зачислило его в свои почетные члены. За свою жизнь
он был удостоен подобной чести со стороны научных психологических обществ
Нью-Йорка, Берлина, Лейпцига, Кельна, Будапешта. В 1915—1916 гг. Охорович —
вице-президент польского общества психологов. Тем не менее, в России имя этого
известного психолога неизвестно даже современным психологам, а список его работ
на русском языке исчерпывается несколькими наименованиями.