Иван
Петрович Павлов — великий российский естествоиспытатель, физиолог, оставивший
неизгладимый след в истории отечественной науки, и всемирно известный ученый,
лауреат Нобелевской премии. Достижения научных школ, созданных учениками
Павлова, определили новое воплощение павловских идей в современных
исследованиях и открыли возможность проникновения физиологической мысли на
клеточный, мембранный и молекулярный уровни системных функций, что позволило
понять тонкие механизмы адаптивных реакций организма.
Родился
Иван Петрович Павлов 14 (26) сентября 1849 г. в Рязани в семье священника.
Происхождение и определило то, что начальное образование Павлова — духовное: он
окончил Рязанское духовное училище, а затем, в 1864 г., поступил в Рязанскую
духовную семинарию.
В
1870 г. Павлов поступил в Петербургский университет на физико-математический
факультет, по окончании которого в 1875 г. поступил на 3-й курс
Медико-хирургической академии. Учась в академии, Павлов одновременно работал в
лаборатории профессора-физиолога К.Н. Устимовича.
В
1879 г. Павлов окончил Медико-хирургическую академию и был оставлен для
продолжения научной деятельности. В 1881 г. Павлов защитил диссертацию на
степень доктора медицины. Затем 46 лет жизни и деятельности И.П. Павлова были
неразрывно связаны с Институтом экспериментальной медицины, где он возглавил
отдел физиологии, названный впоследствии его именем.
Иван
Петрович Павлов внес огромный вклад в развитие русской психологии, развивая
учение Сеченова о рефлекторном характере психической деятельности. С помощью
разработанного им метода исследования условных рефлексов он установил, что в
основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в
коре головного мозга.
Павлов
впервые выступил с новой программой в 1903 г. на Международном медицинском
конгрессе в Мадриде. Свою речь он озаглавил «Экспериментальная психология и
психопатология на животных». Для участников конгресса это было неожиданностью.
Павлов уже приобрел всемирную славу своими работами по физиологии пищеварения,
а тут — психология. Но сам Павлов констатировал: «...этот переход произошел
хотя и неожиданно, но вполне естественно...»
От
физиологических опытов Павлов непринужденно перешел к психологическим опытам,
что и определило его последующую работу. Павлов изложил свое представление о
новом психофизиологическом направлении в медицине, которое было построено на
обширном опытном материале. В своем сообщении он упомянул о 12 вариантах опытов
по изучению рефлекторной регуляции поведения. Каждый вариант стал в дальнейшем
моделью для разработки множества других новшеств, введенных Павловым.
В
опытах над собаками применялись раздражители, провоцирующие противоположные по
своему мотивационному знаку реакции. Так, например, подводимый к коже животного
электрический ток, причиняющий сильную боль, оказался способным вместо
негативной оборонительной реакции вызвать позитивную пищевую реакцию. Опыты
Павлов проводил сам и при помощи своих коллег-ассистентов.
Известно,
что раз в неделю, по средам, в 10 часов утра Павлов собирал сотрудников своих
лабораторий для обсуждения результатов опытов, а также общих проблем учения о
высшей нервной деятельности. В стенограмме одной из «Павловских сред» (так
назывались эти встречи) записано: «Иван Петрович рассказал об описанном Фрейдом
случае излечения истерического психоза».
Примерно
в таком же ключе, только более расширенном, проходила и мадридская встреча
Павлова. Начав с того, что он остановится только на опытах со слюнными железами
и будет говорить только языком фактов, Павлов в действительности развернул
перед слушателями методологию своих исследований. Именно в этой новой
конкретно-научной методологии и новой исследовательской программе, а не только
в фактах заключался смысл павловской революции в физиологии и психологии.
Впоследствии
в массовом обыденном сознании павловское открытие воспринималось в крайне
примитивном образе (примерно как и с «сеченовскими лягушками»): слюноотделение
у собаки наблюдается не только при соприкосновении с пищей, но и при
воздействии на мозг раздражителя, подающего сигнал о ней. Между прочим, точно
так же представляли себе павловский рефлекс и его критики, наделенные изощренным
философским умом.
Однако
простота феномена скрывала гораздо более значимые для науки новшества.
Историческое значение учения Павлова заключалось во введении новой категории —
категории поведения (вспомним, что при Сеченове такой категории еще не
существовало).
Все
предшествующие попытки понять концепцию рефлекса — от Декарта до Сеченова —
строились на концепции рефлекса, трактуемого в качестве сенсомоторного акта.
Сохранив ориентацию на принцип рефлекса, Павлов избрал для анализа
целесообразных действий живого организма другой объект — орган, соединяющий эндоэкологию
с экзоэкологией биосистемы, внутреннюю среду с внешней.
В
связи с этим понятия, вводимые Павловым, преодолевали традиционное членение
психики и ее субстрата на два разряда, о каждом из которых Павлов говорил
отдельным языком. Сравнивая выделенный им круг новых условно-рефлекторных
явлений с традиционными физиологическими функциями, Павлов отмечал, что
различие между ними в том, что «в физиологической форме опыта вещество
соприкасается непосредственно с организмом, а в психической форме оно действует
на расстоянии», но Павлов оговаривает, что существенное различие не в этом.
Поиск этого различия приводит его в сферу сигнальных отношений. Сигнал в
понимании Павлова выступал как средство различения не только внутренних условий
работы организма, но и ее внешних условий, позволяя тем самым ориентироваться в
окружающем мире, улавливать объективные, независимые от живой системы свойства
и отношения.
Впоследствии
Павлов видел задачу «первых сигналов» в сенсорном, чувственно-образном
распознавании предметного мира. А потребность приобрела у него в контексте
категории поведения значение мотивационного фактора, обозначенного Павловым
термином «подкрепление». Другими важнейшими переменными (детерминантами
поведения) выступили торможение и повторение. Павлов утверждал в качестве
важнейшей особенности рефлекторной регуляции модифицируемость уже сложившихся
форм поведения.
Таким
образом, созданный Павловым язык является языком-посредником, позволяющим
сомкнуть биологическую жизнь и неотделимую от нее — психическую. Именно в этом
и заключается «гениальный взлет павловской мысли».
Надо
сказать, что изучение физиологии во времена Павлова сочеталось с изучением
Достоевского, произведения которого обнажали сложность и многоплановость
душевной организации человека. Поэтому мысль о том, что открытия и знание
законов, полученных в результате опытов над животными, позволят обеспечить
людям истинное счастье, неслучайно занимала Павлова и его единомышленников.
Идея
активности организма (человека), его собственных преобладающих возможностей,
его деятельность, установки по отношению к внешней среде владела умами тех, кто
отстаивал объективный метод в физиологии и психологии. Об этом говорили понятия
о рефлексе сосредоточения, об ориентировочном (по Павлову — установочном)
рефлексе. Примечательно в этом отношении введение Павловым понятия о «рефлексе
цели».
Ориентировочный
рефлекс включает стремление овладеть предметом, безразличным для жизнеобеспечения
организма. В качестве типичного примера рефлекса цели Павлов приводил страсть к
коллекционированию. Павлов приходит к выводу, что «надо отделять самый акт
стремления от смысла и ценности цели и что сущность дела заключается в самом
стремлении, а цель — дело второстепенное». «Рефлекс цели имеет огромное
жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас», —
утверждал Павлов.
Применительно
к рефлексу цели как энергетической переменной Павлов ввел представление о
социально-исторической детерминации. Причины падения энергии он усматривал в
общественных влияниях.
В
1923 г. вышла работа Павлова «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей
нервной деятельности поведения животных», в которой он изложил свою программу и
описал колоссальную, проделанную им и его сотрудниками работу
Учение
Павлова постепенно обогащалось не только фактами, но и теоретическими
представлениями. Павлов поднял огромный пласт вопросов, касающихся работы
высшей нервной деятельности: о причинах индивидуальных различий, о роли
генетических факторов, о зависимости нервно-психической патологии от свойств
типа ВИД и другие. Другое направление павловского труда касалось специфики ВИД
человека.
Труды
И.П. Павлова получили международное признание. В 1935 г. в нашей стране
проходил 15 Международный конгресс физиологов, на котором ученые всего мира
назвали Павлова «старейшиной физиологов мира». К этому времени И.П. Павлов был
уже академиком, почетным членом и доктором «гонорис кауза» более чем 120
научных обществ, академий и университетов, отечественных и зарубежных.
Известный во всем мире как создатель учения о высшей нервной деятельности,
лауреат Нобелевской премии за труды по физиологии пищеварения, И.П. Павлов
оставался до конца дней своих неутомимым тружеником и активным гражданином
России.
Учение
Павлова и его современное развитие служит одной из важнейших
естественно-научных основ материалистической психологии и
диалектико-материалистической теории «отражения» (положение о связи языка и
мышления, чувственного отражения и логического познания и др.). Труды Павлова и
его школы в последнее время используются для разработки и создания
кибернетических устройств, имитирующих отдельные стороны психической
деятельности.
Умер
Павлов в 1936 г. на 87-м году жизни в Ленинграде и похоронен на Волковом
кладбище. Уже при жизни труды И.П. Павлова были высоко оценены, что, в
частности, отразилось на создании ему необходимых условий для плодотворной
работы и нормальной жизни.