Сергей
Леонидович Рубинштейн родился 18 июня 1889 г. в Одессе, в семье адвоката. В
1908 г. он окончил Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Высшее образование
он решил получать в Европе, куда и отправился сразу по окончании гимназии.
Сначала Рубинштейн поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра
уехал в Марбург, где продолжил обучение.
Он
окончил факультет философии Марбургского университета в 1914 г., тогда же вышла
его первая крупная статья «К проблеме метода», первая часть которой стала его
докторской диссертацией.
Начавшаяся
Первая мировая война вынудила С.Л. Рубинштейна вернуться в Одессу, и с 1917 г.
он работал преподавателем в гимназии. В том же году Сергей Леонидович прочитал
доклад «Философская система Когена» в философском обществе при Новороссийском
университете.
В
апреле 1919 г. историко-философский факультет Новороссийского университета
избрал Рубинштейна приват-доцентом по кафедре философии, причем произошло это
во многом благодаря отзыву, сделанному Н.Н. Ланге. В университете С.Л.
Рубинштейн читает психологию, логику, историю философии, а с декабря 1919 г. —
еще и курс «Введение в философию».
После
смерти Ланге С.Л Рубинштейн подал в конкурсную комиссию Одесского института
народного образования заявление на замещение вакантной должности, и в 1921 г.
он был избран профессором кафедры психологии ИНО. Первая статья, которую
выпустил С.Л Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти
Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности». В ней он изложил свои
основные положения и принципы, подверг критическому анализу конфликт между
объективностью и конструктивностью знания, вытекающий из идеалистических
концепций. По мнению автора, объективное бытие включает в себя элемент
творческой конструктивности.
В
1922 г. он сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Этот принцип
является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению С.Л.
Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой
самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный
метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и
его психики. В дальнейшем ученый неоднократно подчеркивал важность этого
принципа для педагогической практики.
В
течение следующих лет С.Л. Рубинштейн предпринял несколько командировок в
Харьков. Во время одной из них он принял участие в съезде научных работников
Украины. Занимая с 1925 г. должность директора Одесской научной библиотеки, он
активно участвовал в развитии библиотечного дела в России. Будучи в
командировке в Москве, он готовил доклад к всероссийскому библиографическому
съезду. Также ученый принимал участие в съезде библиотекарей в Ленинграде, а в
апреле 1927 г. — в заседании пленума всеукраинского библиотечного бюро в Киеве.
С
середины 1928 г. ученый стал внештатным профессором Института народного
образования. Этот период был удачным и для его научной деятельности. В Одессе С.Л.
Рубинштейн выпустил ряд статей, в том числе «Развитие мышления у подростков».
В
1930 г. С.Л. Рубинштейн переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии
Ленинградского педагогического института. Работая в Ленинграде, он издал в 1935
г. книгу «Педагогика и психология», в которой он изложил свою идею о
сотрудничестве учителя с учащимися. По его мнению, в педагогическом процессе
все отношения, влияющие на сознание человека и на формирование его личности,
принимают специфический характер. При этом в сотрудничестве ученика и учителя
важно учитывать, что первый еще не может преобразовывать объективную
действительность, создавать новые понятия и знания. Ему пока доступно только
усваивание содержания уже сложившегося знания. На качество обучения, по мнению
Рубинштейна, влияют не только интеллектуальные данные учеников и постановка
обучения, но и отношение учащихся к предмету и преподавателю.
Рубинштейн
обращал внимание на то, что отношения педагога к ученикам и учеников к
педагогу, которые определяют сущность педагогической ситуации, далеко не
равнозначны. На основании всех вышеизложенных положений ученый сделал следующий
вывод: педагог должен заботиться об установлении правильных отношений с
учащимися, если он ставит перед собой задачу не только передачи знаний, умений
и навыков, но еще и формирования личности.
Также
Рубинштейн показал в этой книге исследование творческих процессов мышления. По
его мнению, основной способ существования психического — это существование в
качестве процесса или деятельности. На основании этого он определяет мышление
как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами
познания. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем,
выдвигаемых различными сферами жизни — экономикой, юриспруденцией, педагогикой,
производством, наукой и т.д. Это происходит, как считал Рубинштейн, потому, что
проблемность является неотъемлемой чертой познания. Мышление же, являясь
опосредствованным познанием, имеет основу в его проблемности. Эта теория была
впоследствии подтверждена ученым экспериментально.
В
1940 г. Рубинштейн издал книгу «Основы общей психологии», работа над которой
длилась несколько лет. В ней он, в частности, отразил свою теорию личности. Он
рассматривал личность как основание связи всех психических процессов, ей
принадлежащих и ею управляемых. Кроме того, личность понимается им в
совокупности своих отношений с окружающим миром, реализующихся посредством
деятельности, познания и общения.
В
рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический подход Рубинштейна
к личности учащегося в педагогике. Однако наметившиеся в государстве тенденции
к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали с пропагандируемой ученым
заботой о развитии индивидуальности субъекта. Несмотря на это, Сергей
Леонидович настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и
воспитании.
В
этом произведении Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его
важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения личности к миру —
переживание. Предметом особо пристального внимания Рубинштейна стала
коммуникативная функция сознания, связанная с речью. Он рассматривал 2
онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических
коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка. На первом
этапе такой задачей является стремление ребенка понять взрослых, на втором —
стремление быть ими понятым.
До
19 марта 1942 г. Рубинштейн оставался в Ленинграде, где руководил подготовкой
научных работников, приехавших в ЛГПИ из других городов (Ярославского,
Вологодского, Уральского пединститутов), во время Великой Отечественной войны
он участвовал в обороне города. В марте ЛГПИ был эвакуирован в разные города, и
Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск, но пробыл
там недолго. Осенью 1942 г. он отправился в Москву, где начал работать в
Институте психологии при МГУ.
В
1945 г С. Л. Рубинштейн создал сектор психологии в Институте философии АН СССР
и возглавил его. На базе этого сектора была организована первая психологическая
лаборатория в Академии наук СССР.
В
1946 г Рубинштейн опубликовал второе доработанное и расширенное издание «Основ
общей психологии», которое сыграло роковую роль в его жизни Психолог был
обвинен в космополитизме, недопустимом для советского ученого, в «преклонении
перед иностранщиной» и недооценке отечественной науки. В 1948—1949 гг. его
сняли со всех постов, и последующие за этими событиями 5 лет стали годами
осуждения всех его трудов.
Давление
критики было огромно. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над
углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу
«Бытие и сознание», опубликованную только в 1957 г.
Последние
несколько лет своей жизни ученый посвятил разработке концепции человека,
изданной после его смерти, в 1973 г. в работе «Человек и мир» Проблема человека
рассматривалась им на личностном, социально-философском уровнях, в
психологическом и этическом аспектах. Основной проблемой для Рубинштейна стал в
то время вопрос о сохранении этичности, способности к творчеству,
индивидуальности личности в условиях, противоречащих ее достоинству, отрицающих
ее право на выбор. Центр жизни ученый видел в конкретном человеке, личности, в
ее жизненной борьбе и личностных победах.
Сергей
Леонидович Рубинштейн умер в 1960 г. Его педагогическая концепция стала важным
этапом в развитии педагогики и психологии, так же как и его поздние теории
человека. Сергей Леонидович Рубинштейн развивал гуманистическую концепцию
личности, что в условиях сложившейся в стране идеологии было недопустимо. Его
творчество было подвергнуто осуждению, а все его заслуги и теории низложены.
Однако это не сломило дух ученого, а лишь наложило своеобразный отпечаток на
его творчество.