Сеченов
Иван Михайлович — известный русский естествоиспытатель, «отец русской
физиологии» и основоположник материалистической психологии в России.
Сеченов
положил начало экспериментальным физиологическим исследованиям центральной
нервной системы, в частности — головного мозга, участвовал в создании
рефлекторной теории психической деятельности животных и человека, фактически
создал объективную психологию, заложил основы физиологии труда, возрастной
физиологии и др. Он также сделал важный вклад в естественно-научное обоснование
таких проблем психологии и материалистической гносеологии, как вопрос о природе
чувственного отражения и его познавательной функции, о связи и переходе от
чувственного отражения к мышлению и о природе мыслительных процессов, о роли
предметной, практической деятельности в формировании образа и психических
способностей
Родился
Иван Михайлович Сеченов 1(13) августа 1829 г. в селе Теплый стан Симбирской
губернии (ныне село Сеченово Арзамасской области) в дворянской семье
В
1848 г И.М. Сеченов окончил в Петербурге военное Инженерное училище, получив
высшее инженерно-техническое образование, а затем поступил в 1850 г. на
медицинский факультет Московского государственного университета На 3-м курсе он
увлекся психологией, считавшейся тогда философской дисциплиной, и эта, по его
словам, «московская страсть к философии» сыграла впоследствии важную роль в его
работе. Окончив университет, он отправился в Германию в лаборатории
Гельм-гольца, Людвига, Дюбуа—Реймона и др. Вернувшись в 1860 г. на родину,
Сеченов создал в Петербургской медико-хирургической академии первую
русскую
физиологическую школу, имевшую поначалу физико-химическое направление.
Позже,
в 1870 г., Сеченов покинул академию и до 1876 г. заведовал кафедрой физиологии
Новороссийского университета.
В
то время когда Сеченов работал в медико-хирургической академии, для него самым
важным было доказать на опыте, что воля, веками считавшаяся исходящей от души
силой, производится «маленьким кусочком мозгового вещества». В накаленной
атмосфере споров о душе Сеченов приступает к экспериментам над мозгом, в ходе
которых открывает так называемые тормозные центры, раздражение которых
задерживает двигательную активность. Это было великим открытием. Как
свидетельствовал сеченовский эксперимент, самый верный признак волевого
поведения — умение противостоять раздражителям, задерживать нежелательные
импульсы. И все эти признаки зависят от деятельности головного мозга. Этому
открытию и была посвящена статья Сеченова «Рефлексы головного мозга» (вышедшая
в «Современнике» в 1863 г.).
Идеи
сеченовского трактата разошлись далеко по русской земле: какая-то купчиха в
Красноярске говорила ссыльному Пантелееву о петербургском профессоре Сеченове,
который доказывает, что души нет, а существуют одни только рефлексы. А слово
«рефлекс» имело в ту пору единственный смысл, механическая реакция, подобная
движению ножки лягушки при раздражении ее кислотой. В понимании простого народа
приравнять человека с его «тонкой душой» и свободной волей к этой лягушке, на
которой Сеченов делал свои опыты, казалось кощунством.
Известно
также, что труд Сеченова «Рефлексы головного мозга» подвергся «судебному
преследованию со стороны Главного управление по делам печати царской России как
книга, ведущая «к развращению нравов». Приказ об аресте сеченовской книги
последовал сразу же после того, как студент Дмитрий Каракозов стрелял в
императора Александра II
Сам Сеченов в полицейских донесениях был назван «главным теоретиком в
нигилистическом кружке».
В
книге просматривалась близость Сеченова к революционно-демократической
интеллигенции (дружба с Чернышевским), что и послужило причиной для
возникновения разных слухов. По одному из них, Сеченов являлся прототипом
доктора Кирсанова — одного из героев романа Чернышевского «Что делать?».
Сеченов
начал строить свою психологическую систему, основываясь на понятии «рефлекса».
Он делает набросок «мозговой машины», понимая под ней не простое передаточное
устройство внешнего раздражителя на движение, а механизм, снабженный несколькими
центральными придатками (всего их — четыре), от действия которых и зависит
конечный эффект внешнего импульса. Эта «машина», по Сеченову, способна
объяснить основные свойства человеческого поведения.
Безусловно,
эта модель Сеченова была заметно откорректирована впоследствии, но главное было
сделано — намечен новый естественно-научный способ объяснения психических
актов, выступивших как действия «мозговой машины», а не бессубстратной души.
Сеченов
надеялся, что благодаря научным представлениям о мозге удастся «создать»
людей-«рыцарей», которые обязательно будут совершать только высоконравственные
поступки с неотвратимостью зрачкового рефлекса на свет. Это была
«сциентистская» иллюзия, которая отражала социальный смысл экспериментов
Сеченова над мозгом.
После
первого психологического трактата Сеченов опубликовал «Физиологию нервной
системы» (1866) и «Физиологию органов чувств» (1867) Последняя работу
направляла мысль Сеченова непосредственно в область психологии, где на рубеже
70-х гг. XIX столетия
происходили события, которые привели к независимости этой науки и от философии,
и от физиологии.
Против
Сеченова выступил профессор-юрист К. Д. Кавелин в книге «Задачи психологии»,
отвечая на которую Сеченов наметил свой план построения психологии как опытной
науки в статье «Кому и как разрабатывать психологию». Кавелин вместе с другими
противниками Сеченова истолковывал его позицию так, словно он лишает психологию
самостоятельности, превращая ее в придаток физиологии. Сам Сеченов за основу
своей программы принял постулат о «родственности» психического и
физиологического «по способу происхождения», т.е. по механизму совершения.
Такая ориентация дала психологии ее основную аксиому, которую Сеченов
сформулировал так: «Мысль о психическом акте как процессе, движении, имеющем
определенное начало, течение и конец, должна быть удержана как основная».
Содержание же психологии составляет ряд учений «о происхождении (протекании
процесса) психических деятельностей».
По
этой схеме Сеченова, психический акт, подобно нервному, имеет наряду с
центральной фазой начальную и конечную, непосредственно соединяющие его с внешней
средой. Триединый психический акт, по мнению Сеченова, принципиально
неразделим. Это значит, что предметом психологического исследования должен быть
процесс, развертывающийся не в сознании (в сфере бессознательного), а в
объективной системе отношений, т.е. процесс поведения, начальную фазу которого
составляют внешние влияния (эта идея
является
исходной для материалистических теорий). Главными психическими элементами
являются чувствование и действие, а принципом построения поведения —
согласование действия с выполняющим сигнальную роль чувствованием, которое
трактуется как одна из разновидностей сигнала. Понятие о чувствовании
становится в ряд с другими автоматическими регуляторами. А связь осуществляется
так: мозг получает сигналы не только от внешних предметов, но и от мышечной
системы, в результате чего и строится поведение.
В
работах «Кому и как разрабатывать психологию» и «Элементы мысли» Сеченов
поставил перед собой задачу проследить развитие сложных психических форм из
элементарных.
В
своей программе преобразования психологии в самостоятельную опытную науку
Сеченов возлагал главные надежды на объективный метод — наблюдения за генезисом
и эволюцией индивидуального поведения. Но он не смог преобразовать свою
теоретическую модель в экспериментальную программу, в чем заключалась слабая
сторона его плана разработки психологии (этим занялись его последователи
Павлов, Бехтерев и др.).
Объективная
психология представлялась Сеченову следующим образом: им был осуществлен
переворот, состоящий в радикальном перемещении отправного пункта анализа
непосредственно с данных феноменов сознания, веками считавшихся первой
реальностью, на объективное, психически регулируемое поведение, познаваемое,
подобно другим явлениям науки, только опосредованно.
Первичными
для Сеченова являлись взаимодействия организма и среды, а психические продукты
— производными от них. Однако методологические ресурсы сеченовской программы
были ограничены: сознание человека непостижимо вне влияния социальных факторов.
Сеченов же знал только один вид детерминации — биопсихический. Поэтому
бесперспективность его замыслов ограничивалась пределами сигнально-психической
регуляции поведения организма.
В
целом Сеченов следовал традициям материалистической психологии и философии,
основанных на естественно-научной, биологической мысли. Психологическая
программа Сеченова базировалась на дарвиновской модели организма как системы,
неотделимой от среды и активно адаптирующейся к ней.
Умер Иван
Михайлович Сеченов в 1905 г. на 76-м году жизни, оставив после себя колоссальное
наследие в области психологии и медицины и множество учеников. Из его школы
вышли В.П. Пашутин, А.Ф. Самойлов, И.Р. Тарханов и другие. На родине Сеченову
воздвигнут памятник, а в 1955 г. имя Сеченова присвоено Московскому
медицинскому институту.