Густав
Густавович Шпет родился 25 марта 1879 г. в бедной семье. Отца у него не было, а
мать, Марцелина Осиповна Шпет, принадлежала к обедневшей шляхтичской семье из
Волыни, откуда она еще до рождения сына уехала в Киев. Мать воспитывала сына
одна, зарабатывая на жизнь стиркой и шитьем. Благодаря ее самоотверженной
заботе Густав смог получить хорошее образование.
В
1898 г. юноша успешно заканчивает гимназию и поступает в Киевский университет
св. Владимира. Студенческие годы для него были не самыми легкими. Несколько раз
Густава исключали из университета, в результате чего учеба длилась около восьми
лет. Молодой студент не раз сидел в тюрьме за участие в студенческих кружках и
демонстрациях, однако он считал себя не революционером, а скорее инакомыслящим.
В
университете Густав Шпет увлеченно участвует в работе психологического семинара
Г.И. Челпанова, созданного при университете в тот год, когда молодой Шпет
поступил учиться. В те годы психологию еще относили к области философии, не
выделяя как отдельную науку. Поэтому и занятия психологического семинара в
основном были философского содержания. Именно на этих занятиях Густав Шпет и
сформировался как философ, а многие его психологические идеи построены на
философских понятиях и потому часто очень трудны для понимания.
В
1906 г. Г.И. Челпанов становится профессором Московского университета и в 1907
г. приглашает в Москву Шпета. Здесь они оба разрабатывают проект создания
Психологического института. Летом 1910 г. Густав Шпет вместе с Челпановым
посещает ведущие немецкие университеты в Берлине, Бонне и Вюрцбурге, в которых
они изучают работу психологических лабораторий при университетах. В 1914 г.
состоялось официальное открытие Психологического института.
В
1920 г. Шпет и Челпанов выступили с предложением создать на факультете истории
и философии Московского университета кабинет этнической и социальной
психологии. Они обосновали необходимость его создания и подробно изложили цели
и задачи научной работы в этой области.
В
первые годы советской власти Шпет начал работать над проектом перестройки
этнической психологии, считая, что обращение от индивидуального сознания к коллективному
позволит найти компромисс между идеалистической и материалистической
философией.
В
1927 г. Шпет опубликовывает свой научный труд «Введение в этническую
психологию». Здесь он более детально и глубоко развивает важнейшие положения
психологической науки, отмечая ее тесную взаимосвязь с историей и науками о
культуре. Изучая личность, Шпет проводит исследования исторического и
культурного сознания. По его мнению, формирование культурного самосознания
происходит в процессе восприятия искусства. Он выделяет три уровня
человеческого восприятия:
1)реальный уровень;
2)идеальный уровень, или отрешенное культурное
бытие;
3)
духовный уровень, или субъективный мир творца.
Итак,
Шпет определяет искусство как субъективное знание, несущее в себе наряду с некоторой
информацией также и отношение к нему автора (или творца), которое производит
определенное влияние на слушателей (или наблюдателей). Именно в процессе
переживания человек определяет свое отношение к той или иной культуре,
окружающей его, а также отношение к себе.
Отмечая
немаловажное значение переживания в развитии культурного самосознания личности,
Шпет связывал формирование этнической идентичности не с физиологическими
процессами, а с выработкой определенного отношения к этническим и культурным
ценностям в результате эмоциональных переживаний, ими вызванных. Интересна
также мысль, что глубокое внутреннее единение с тем или иным народом зависит не
только от индивида, но и от общества.
С
1923 по 1929 г. Густав Шпет был вице-президентом Государственной академии
художественных наук (ГАХН) В довольно сложных условиях этого времени ему
удалось создать уникальную школу по изучению развития внутреннего мира человека
в свете культурных, психологических и философских положений, причем с
немарксистской идеологической направленностью. Научные работы Г. Шпета,
созданные в этот период времени, до сих пор вызывают немалый интерес у
современных психологов.
Г.
Шпет внес огромный вклад в развитие психологической науки, тщательно проработав
в своих научных трудах основные вопросы психологии: ее предмета, методов и
главной проблемы — человеческого сознания. Основополагающим в работах Шпета
было положение об органичной взаимосвязи психологии и философии, их
нераздельности. Он намечает свой путь развития психологии как науки, который
приведет ее не к отделению от философии, а наоборот — к еще большему их
сплочению. Ведь несмотря на то что психология становится все более абстрактной,
она все-таки черпает материал для формирования своих положений из сферы
реального, а эта сфера, в свою очередь, является объектом изучения или точнее —
познания философии.
В
своих научных работах Шпет довольно жестко критикует натуралистические методы в
психологии, защищая культурно-исторический подход в исследовании сознания
личности. Он поднимает проблему научности познания и определяет основные
критерии, утверждая, что от серьезного отношения к этому вопросу зависит
доверие к науке в целом.
Шпет
твердо придерживался мнения, что основу знания составляет логика, и даже
мистические переживания, выходящие за пределы рационального мышления, вполне
возможно логически объяснить и выразить в слове. Нелогическое абстрактное
мышление не способно, по мнению Шпета, анализировать факты и приводить к
настоящему знанию, оно лишь снижает доверие к науке. Строгое же логичное
объяснение дает твердое научное познание.
Густав
Шпет вел активную преподавательскую деятельность. Он читал лекции в Народном
университете А.С. Шанявского и во 2-м Московском университете. Также Шпет
постоянно участвовал в работе Московского лингвистического кружка. Он основал
институт научной философии и был его директором.
Однако
следует отметить, что, несмотря на его несомненные заслуги перед отечественной,
а также мировой наукой, Шпет почти постоянно подвергался гонениям во времена
советской власти из-за своих взглядов, кардинально расходившихся с
марксистскими. Эти гонения в конце концов привели великого ученого к гибели. В
1937 г. он был репрессирован и погиб. В середине 1950-х гг. он был посмертно
реабилитирован.