Анатолий
Александрович Смирнов родился 24 октября 1894 г. в городе Руза Московской
губернии в семье присяжного поверенного. Он рано потерял мать и воспитывался в
семье тетки. После окончания в 1912 г. Варшавской гимназии А.А. Смирнов
поступил на историко-филологический факультет Московского государственного
университета. В том же году при университете был основан Институт психологии,
директором которого стал Г.И. Челпанов. Под его влиянием А.А. Смирнов
заинтересовался психологией, занимался изучением детерминантного и
ассоциативного течения представлений.
В
мае 1916 г. А.А. Смирнов окончил университет с дипломом первой степени, а в
июле женился на Марии Федоровне Капустинской. В том же году он был призван в
армию, а по возвращении работал в культурно-просветительском отделе Московского
совета рабочих депутатов. В июле 1919 г. он был призван в Красную армию, где
прослужил до августа 1921 г. Служба проходила в Москве, и он имел возможность
продолжать научную деятельность.
В
сентябре 1920 г. он стал ассистентом Психологического института, а с января
1922-го — научным сотрудником первого разряда.
В
период с 1921 по 1924 г. Смирнов также работал преподавателем психологии в
Академии социального воспитания. В это время он продолжал подробное изучение
психологической сущности представлений.
В
ноябре 1923 г. Г.И. Челпанова отстранили от руководства институтом, вместе с
ним ушли и некоторые его ученики, среди которых был и А.А Смирнов. С 1924 г. он
работал в Институте методов внешкольной работы, а в январе 1931 г. стал
профессором Института высшей школы.
Основные
работы этого времени были посвящены проблемам педагогики и педологии. В книге
«Психология ребенка и подростка», вышедшей в 1926 г., А.А. Смирнов суммировал
результаты исследований, проводимых ранее многими другими учеными, а также
привел наблюдения за собственными детьми. Он использует эволюционно-генетический
подход к изучению проблем педагогики, считая ребенка существом, непрерывно развивающимся.
По его мнению, каждая особенность личности и поведения ребенка должна быть
рассмотрена в связи с другими его характерными чертами, свойственными ребенку
данного возраста. Он считал, что в зависимости от возраста одна и та же черта
характера ребенка может иметь разные психологические корни.
Помимо
этого, Анатолий Александрович рассмотрел в своей работе различные возрастные
периоды развития личности ребенка, закономерности психического и физического
развития, свойственные различным периодам, факторы этого развития, особенности
формирования познавательных процессов, важность игры и труда в развитии
ребенка, значение детского рисунка для познания его внутреннего мира и
некоторые другие проблемы.
В
1927 г. вышла другая его книга — «Введение в педологию в связи с учением о
поведении человека». Педологию А.А. Смирнов понимал как специальную науку,
изучающую ребенка как целостный психофизический организм. В книге,
предназначенной для учителей, были рассмотрены основные цели и задачи
педологии, периоды развития ребенка и основные факторы этого развития.
В
то же время А.А. Смирнов начал разрабатывать еще одно направление психологии —
профессиональную психологию. В 1927 г. он издал свою книгу «Психология
профессий». Эта работа была посвящена поиску и подробному рассмотрению путей
научной организации выбора профессии. Изучив такие методы, как профориентация,
профконсультация, профотбор, он обратил внимание на основные методы разработки
профессиографии. Также он составил описание некоторого ряда профессий с точки
зрения психофизических качеств, необходимых для их выполнения.
Изменение
идеологии в стране повлекло за собой необходимость прекращения разработки этих
направлений, вынужденное признание АА. Смирновым ошибочности собственных
разработок. В 1933 г. он вновь возвратился в Институт психологии, где включился
в коллективную работу по изучению зрительных ощущений и восприятий. Эти
исследования со временем подтолкнули его к разработке проблем памяти.
Проанализировав
многочисленные работы, посвященные этой теме, А.А. Смирнов сумел найти свой
предмет исследования. Основной темой теоретических и экспериментальных
разработок ученого стала психология запоминания, в своих работах он привел
детальную характеристику произвольного и непроизвольного запоминания,
проанализировал взаимовлияние понимания и запоминания, определил значение и
функции повторения, а также выделил некоторые особенности процесса повторения.
Одним из важнейших экспериментальных выводов стал приведенный им целый ряд
условий, влияющих на продуктивность процесса запоминания.
На
основе экспериментальных данных А.А. Смирнов сформулировал общую закономерность
соотношения произвольного и непроизвольного запоминания. Она заключается в
следующем: прежде всего запоминается то, что составляет цель действия. Решающим
же фактором, определяющим эффективность запоминания, является, по мнению А.А.
Смирнова, степень интеллектуальной активности, определяемая родом деятельности.
Таким образом, ученый подтвердил принцип тесной взаимосвязи и единства
психических процессов и деятельности, в условиях которой эти процессы находят
свое осуществление.
В
1940-е гг. А.А. Смирнов занимался подробнейшей разработкой проблем осмысленного
запоминания. В первую очередь он рассмотрел процессы мышления, играющие, по его
мнению, главную роль при осмысленном запоминании. Целью ученого при этом было
не просто понятие сути изучаемых процессов, но и поиск путей руководства их
развитием. Особенностью метода А.А. Смирнова было то, что он в своем
исследовании продвигался от высших форм к более простым.
Процесс
осмысленного запоминания ученый рассматривал не как изолированный механизм
памяти, а как один из компонентов человеческой деятельности, неразрывно
связанный со всем комплексом ее задач и мотивов. Такой подход позволил ему (в
отличие от его предшественников) создать более подробную и содержательную
теорию осмысленного запоминания. Так, он выделил набор приемов, позволяющих
делать процесс осмысленного запоминания более эффективным. Сюда он относил
разбивку запоминаемого материала на основные смысловые части, группировку таких
отдельных частей, выделение опорных пунктов, сопоставление частей запоминаемой
информации между собой или с тем, что уже известно человеку. Эта теория и ее
экспериментальные доказательства составили содержание основного его труда
«Психология запоминания».
В
сборнике «Вопросы психологии памяти» были собраны работы, посвященные изучению
образной и словесно-логической памяти. На основе экспериментальных данных А.А.
Смирнов продемонстрировал принцип единства конкретного и абстрактного,
чувственного и логического, их неразрывную связь Результаты исследований
показали взаимосвязь образа и слова в процессах запоминания. Кроме того,
исследования выявили и изменение роли образной и словесной памяти по мере
развития психики.
В
конце 1950-х гг. А.А. Смирнов обратился к исследованию
исто-рико-психологических вопросов. В своих работах он проводил обзоры,
подводящие итоги развития психологии за определенный период времени, характеризующие
тенденции ее развития. Одной из основных его работ был доклад о состоянии
научно-исследовательской работы в области психологии, опубликованный в 1955 г.
В нем были сформулированы важнейшие задачи дальнейших психологических
исследований.
В
начале 1970-х гг. А.А. Смирнов предпринял попытку создать фундаментальный
многотомный труд «Основы психологии». В результате в 1974 г. под его редакцией
вышел первый том «Развитие и современное состояние зарубежной психологии»,
написанный М.Г. Ярошевским и М.И. Анциферовой. Через год вышел и второй том,
созданный самим А.А. Смирновым и посвященный развитию отечественной
психологической науки. Впоследствии были выпущены еще два тома, один в 1978 г.,
а другой — уже после смерти ученого, последовавшей 24 мая 1980 г.
Теории,
разрабатываемые А. А. Смирновым на протяжении всей его жизни, являются
значительным вкладом в русскую психологию, несмотря на то что некоторые из них
были незаслуженно забыты. Его исследования в области непроизвольного и особенно
произвольного запоминания имеют огромную практическую ценность для современной
педагогической психологии.