Известный
советский психолог и педагог, занимавшийся разработкой проблем памяти, Леонид
Владимирович Занков родился в 1901 г.
В
1922—1925 гг. он учится в МГУ на факультете общественных наук. Здесь Занков знакомится
с Выготским и под его руководством участвует в экспериментальных педагогических
исследованиях по проблемам памяти. После окончания университета Л.В. Занков был
оставлен в аспирантуре Института психологии при Московском госуниверситете, где
под руководством того же Выготского начинает исследование психики и особенности
обучения аномальных детей.
Вклад
психологической школы, основанной Л.В. Занковым, заключается в следующем: с
одной стороны, последователи Занкова разделяли господствующие в советской психологии
взгляды о единстве сознания и деятельности, памяти как условии, форме и
результате деятельности человека. С другой стороны, работа Занкова и его
учеников непосредственно практическая, заключающаяся в прямой перестройке,
интенсификации и оптимизации учебного процесса в целом.
В
специальной психологической литературе, посвященной исследованиям Занкова,
принято выделять четыре линии его исследований мнемических процессов.
Первой
линией является генетический анализ мнемической деятельности. Новаторство
Занкова в этой области заключается в том, что он показал возрастающее значение
характера задачи, связанной с задействованием памяти, по мере увеличения
фактического интеллектуального возраста.
Второй
линией исследования Занкова и его учеников является анализ проявлении приемов
мнемической деятельности, что может быть определено как выявление уровней
использования навыков логического структурирования материала.
Факты,
полученные в результате многочисленных экспериментов на детях различного
возраста и различной степени умственного развития, свидетельствовали об
огромной роли таких общелогических методов анализа запоминаемого материала, как
приемы обобщения, группировки материала, использования смысловых связей. Таким
образом, ученые пришли к следующему выводу: именно накопленные способы
умственной деятельности, а не созревание способности запоминать и не взросление
организма, как это было принято считать среди зарубежных психологов, определяли
возрастные различия и различия при норме и патологии в развитии ребенка.
В
начале 1930-х гг. лично Л.В. Занковым были проведены эксперименты на
отстававших в умственном развитии детях, направленные на демонстрацию специфики
так называемого опосредованного запоминания, что было навеяно работами А.Н.
Леонтьева и Л.С. Выготского. Как результат было доказано, что представление о
преобладании механической памяти на первых этапах умственного развития является
упрощенным и не всегда соответствует действительности. Даже у умственно
отсталых детей и детей дошкольного возраста наблюдалось использование смысловых
связей, более легкое запоминание логически построенного, структурированного
материала.
Третьим
направлением исследований Занкова и его психологической школы считается анализ
расхождения между определенной мнемической задачей и реальным содержанием
запоминаемого материала. Впервые было найдено, что содержание материала
оказывает чрезвычайно сильное влияние на характер процесса запоминания
одновременно с поставленной перед человеком задачей запоминания и даже вопреки
ей. То есть смысловые связи внутри запоминаемого материала сознательно или
бессознательно играли роль самостоятельной мнемической задачи, причем мешая
или, наоборот, способствуя человеку запомнить что-либо.
Четвертая
линия исследования была посвящена специфике неосознаваемой переработки
информации, хранящейся в памяти человека, и проявлению этих процессов в форме
изменений продуктивности памяти с течением времени. Результаты этих
исследований в значительной мере инициировали будущие исследования по
психологии и психофизиологии эвристических, интуитивных процессов.
Так,
было выявлено, что бессознательная переработка информации в памяти,
проявляющаяся в феноменах реминисценции, латентного запечатления,
структурирования вспоминаемого, у взрослых по сравнению с детьми (а у детей
старшего школьного возраста по сравнению с детьми младшего школьного возраста)
обнаруживается более отчетливо.
Так
называемый феномен парадокса установки при запоминании осмысленного материала
привлек внимание Л.В. Занкова еще в 30-х гг. XX в. Причем он был одним из первых советских
психологов-экспериментаторов, обративших внимание на этот парадокс, хотя в то
время среди психологов-экспериментаторов бытовало мнение о том, что установка
на точность припоминания должна повлечь за собой исключительно дословное
воспроизведение материала, подлежащего усвоению.
Даже
в настоящее время среди многих педагогов (особенно это распространено в школах)
бытует мнение о том, что настоящее обучение неразрывно связано с дословным
заучиванием материала, с так называемым «зазубриванием». Л.В. Занков же
доказал, что когда испытуемым предлагают как можно точнее воспроизвести
определенный материал, то есть-реализуется установка на запоминание, при
анализе содержания воспроизведенного материала находят, что запоминание текста
происходит не буквально, слово за словом, а через охватывание определенных
смысловых единиц.
Исследования
Л.В. Занкова и его последователей поставили перед психологами и педагогами
острейшие и по сей день актуальные проблемы составления смысловых единиц текста
такого состава и содержания, чтобы детям было легче запоминать учебные тексты.
Данная проблема в настоящее время волнует не только психологов и педагогов, но
и специалистов в области математической лингвистики, кибернетики, информатики,
поскольку ими предлагалось решить данную проблему путем определения точного
числа смысловых единиц в материале.
Более
половины работ Л.В. Занкова и его последователей по проблемам памяти посвящены
вопросам обучения и диагностики детей с аномалиями умственного и сенсорного
развития. Эти работы внесли огромный вклад в развитие такой отрасли педологии,
как дефектология, и эти работы по сегодняшний день остаются актуальными и
используются на практике для обучения и реабилитации детей с дефектами
интеллекта и сенсорики.
Кроме
вышеупомянутого, Л.В. Занков занимался исследованием дифференциальной
психологии, анализом содержания мышления, его операций и развития, что
представляет ценнейшие экспериментально-методические находки, успешно
применяемые и по сей день.