Блюма
Вульфовна Зейгарник родилась 9 ноября 1900 г. в литовском городке Пренай. В
этом же городе она окончила гимназию. К сожалению, не представляется возможным
сослаться на какие-либо документальные свидетельства той поры ее жизни,
поскольку они не сохранились.
Она
достаточно рано вышла замуж и в 1921 г. поехала вместе с мужем в Берлин. В
Берлине она поступила в Берлинский университет на филологический факультет, где
сразу же с головой окунулась в изучение разнообразных диалектов немецкого
языка. Трудно представить себе что-то более далекое от психологии.
Случайно
Зейгарник зашла на лекцию профессора М. Вертгеймера и поняла, что посвятит
изучению психологии всю жизнь. В 1924 г. Зейгарник начала посещать семинар
Курта Левина, который непосредственно занимался психологией личности, в
частности изучением движущих мотивов личности, поведения личности в ее среде,
потребностей и квазипотребностей личности и их зависимости от социального
окружения.
Одновременно
с занятиями у Левина Зейгарник продолжала посещать занятия и у других
профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К. Гольд-штейна,
прослушала курс лекций Э. Шпрангера и курс лекций по эстетике М. Дессуара.
Последние, заметив ее увлечение гештальтпсихо-логией, прикладывали много
усилий, чтобы отговорить ее от занятий в кружке Левина, что не привело к
желаемому результату. Следует отметить, однако, что подход Левина к изучению
личности заметно отличался от принятого в среде гештальтпсихологов подхода.
Приблизительно
в это время (точнее в 1925 г.) после проведения ряда экспериментов Зейгарник
обнаружила удивительную закономерность, которая вошла в науку под именем
«эффект Зейгарник». Суть данного феномена заключается в том, что незавершенные
действия сохраняются в памяти человека намного лучше, чем действия завершенные.
Во
время проведения эксперимента Зейгарник просила испытуемых за определенное
время решить какую-либо задачу. Выяснилось, что в случае нерешенности задачи
вследствие какого-либо фактора (например, из-за нехватки времени) эта
нерешенность вызывает определенный уровень эмоционального напряжения, который
не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению
этого «неудовлетворительного» действия в памяти. Зейгарник опытным путем вывела
следующую закономерность: число запомнившихся нерешенных задач примерно вдвое
превышает число запомнившихся решенных задач.
Спустя
сорок лет после открытия эффекта Зейгарник было подсчитано, что более 160
научных работ были посвящены уточнению и интерпретации эффекта Зейгарник и
свыше 30 тыс. человек были использованы в качестве испытуемых для проведения
соответствующих экспериментальных исследований с целью доказать или
опровергнуть существование этого феномена. Практически все направления и школы
психологии, за исключением психоанализа, пытались так или иначе
интерпретировать открытый Зейгарник эффект: поставить его на служение своим
теориям либо опровергнуть его.
В
1927 г. Зейгарник окончила Берлинский университет, успешно защитив диплом,
посвященный открытому ею эффекту. Однако ее исследования были обнародованы
Левином еще в 1926 г. в своем докладе на VIII Международном психологическом конгрессе.
В
1931 г. Зейгарник вернулась в Россию. Она буквально с первого момента стала
заниматься наукой. Зейгарник становится ближайшей помощницей Л.С. Выготского и
работает в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины. В
эти годы Зейгарник удается стать верной соратницей и единомышленницей для
многих видных советских психологов.
Тридцатые
годы были очень тяжелыми как для молодой советской психологии, так и для
каждого отдельного психолога. После смерти Выготского в 1934 г. его ученики
подверглись гонениям, а отрасль науки, небезуспешно исследуемая и развиваемая
Выготским и его учениками, была запрещена. В 1938 г. был арестован и погиб в
застенках Лубянки муж Б.В. Зейгарник, и она осталась практически без поддержки
с малолетним сыном.
Во
время Великой Отечественной войны Зейгарник пришлось эвакуироваться из Москвы.
В этот период она принимала активное участие в восстановлении психического
здоровья тяжелораненых в нейрохирургическом госпитале на Урале.
Зейгарник
укрепляет свои контакты со многими крупнейшими психологами страны — А.Р.
Лурией, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, С.Г. Геллерштейном, во время общения
с которыми оформились ее представления о патопсихологии как особой отрасли
психологии.
В
послевоенный период Зейгарник возглавляет лабораторию психологии в Институте
психиатрии, которая была создана при ее непосредственном участии. Именно в этот
период на стыке общей психологии и психиатрии была сформирована особая ветвь
психологии — экспериментальная патопсихология.
Теоретические
наблюдения и практический опыт были обобщены Зейгарник в следующих книгах.
«Нарушения мышления у психически больных» (1959), «Патология мышления» (1962),
«Введение в психопатологию» (1969), «Основы патопсихологии» (1973),
«Патопсихология» (1976).
Зейгарник
крайне скептически относилась к массовому использованию психотерапии. По ее
мнению, опосредствованная личность, т е. личность, критически оценивающая себя,
способная самостоятельно справиться с внутренними проблемами, не нуждается в
психотерапии, поскольку развитая, гармоничная личность должна уметь
самостоятельно «отремонтировать» свои внутренние «неполадки». Людям незрелым, с
несформированной системой психической саморегуляции, по мнению Зейгарник, нужны
психотерапевты.
Блюма
Вульфовна Зейгарник приобрела всемирную известность благодаря открытому ею
феномену, названному в ее честь и вошедшему во все психологические
энциклопедии, словари и учебники, а также благодаря выделению патопсихологии из
разрозненной области знаний в особую ветвь науки со своей проблематикой,
терминологией, предметом, методом, системой и областью практического
применения.